Дело № 5-15/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 февраля 2020 года г. Кириллов, ул. Гостинодворская, д.16
Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Веденина Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч.1 ст.6.35 КоАП РФ в отношении Администрации Талицкого поселения,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 28 января 2020 г., составленном специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах Молчановой А.Ю., при проведении в отношении администрации Талицкого поселения Кирилловского муниципального района (далее – администрация Талицкого поселения) в период с 25 декабря 2019 года по 22 января 2020 года административного расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, выявлено, что администрацией Талицкого поселения не обеспечено выполнение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
В судебном заседании представители администрации Талицкого поселения Кузнецова И.В. и Гурин Е.А. вину в совершении правонарушения не признали, суду пояснили, что полномочия по участию в организации деятельности по накоплению, в том числе по раздельному накоплению, и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплены за поселением в соответствии с Законом Вологодской области от 13.11.2014 №3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» и прямо не предусмотрены нормами Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Нормы действующего законодательства не закрепляют напрямую за органом местного самоуправления полномочия по ликвидации несанкционированных свалок. Вопрос об обязательствах по соблюдению норм исключения негативного воздействия на земли и почвы регулируется статей 42 Земельного кодекса РФ. Кроме того, указали, что в протоколе и материалах дела об административном правонарушении отсутствует информация об объемах ТБО, квалифицируемых в качестве несанкционированных свалок, их класс опасности, местоположение, а также сведения о правообладателе земельного участка, в границах которого расположены свалки, в том числе, входит ли участок в границы населенного пункта. Полагают, что госинспектором не представлено документальных доказательств какие именно требования и обязательные мероприятия, соответствующие полномочиям администрации поселения, последняя не выполнила, поскольку, госинспектор в протоколе об административном правонарушении только указал на выявленные нарушения природоохранного законодательства и сделал ссылки на отдельные положения законодательства, не исследовав и не установив надлежащим образом субъект, событие и объективную сторону нарушения.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, выслушав представителей юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на земельные участки, находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что территориальным отделом в Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах при проведении административного расследования в ходе проведения осмотра 13 января 2020 года территории Талицкого поселения Кирилловского муниципального района установлены несанкционированные свалы отходов на неустановленных для этих целей местах, а именно, как указано в протоколе об административном правонарушении,: в д. Сущёво (слева от д. Сущёво) – КГО, древесные отходы; д. Сущёво (за д.Сущёво) – КГО, ТКО (мебель, пластик, строительные отходы, бытовая техника и др.); д. Сидоровское (с левой стороны от въезда, по сторонам карьера) – ТКО, КГО (мебель, доски, пластик и др.); д. Сидоровское (за д. Сидоровское) – ТКО (пластик, бутылки и др.); д. Титово (вдоль дороги в д. Титово) – древесные отходы (кустарник).
Как следует из материалов дела, ни при проведении осмотра, ни при административном расследовании не было установлено точное местоположение участков несанкционированного размещения отходов (кадастровые номера участков, кадастровые кварталы, географические координаты и т.п.), площадь участков, объем размещенных отходов, имеются ли зарегистрированные права на указанные земельные участки, поставлены ли земельные участки на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости, предоставлялись ли они в аренду.
Таким образом, из представленных суду материалов дела об административном правонарушении невозможно установить субъект административного правонарушения, поскольку лицо, несущее ответственность за размещение несанкционированных свалок бытовых отходов, зависит от месторасположения таких свалок.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, в отношении администрации Талицкого поселения Кирилловского муниципального района прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 дней.
Судья: Веденина Е.В.
Копия верна:
Судья Веденина Е.В.