Дело № 2-7160/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«30» сентября 2019 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Захаровой Л.Н.
при секретаре Николаевой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Роспотребнадзора по МО к ФКУ "Центравтомагистраль", Федеральному дорожному агентству "Росавтодор" о признании противоправными в отношении неопределенного круга лиц действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании противоправными в отношении неопределенного круга лиц действий, в котором просил обязать в срок до истечения месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект технического задания на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево) и предоставить в Федеральное дорожное агентство на согласование; обязании Федерального дорожного агентства Росавтодор в срок до истечения месяца со дня получения проекта технического задания на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево) согласовать указанный проект и произвести финансирование на проведение проектно-изыскательных работ; обязании ФКУ «Центравтомагистраль» провести торги и заключить государственный контракт с проектной организацией на проектирование акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево); обязать Федерального дорожного агентства «Росавтодор» произвести финансирование работ по устройству акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево) в срок не позднее месяца со дня заключения государственного контракта; обязать ФКУ «Центравтомагистраль» провести торги и заключить государственный контракт с подрядной организацией на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ «Наука-89» на участке автомобильной дороги «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша км 2+800-км 3+500 (лево).
В обоснование требований указал, что третьим лицам на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные на территории Садового некоммерческого товарищества «Наука-89»,
В непосредственной близости к принадлежащим третьим лицам жилым домам находится участок автомобильной дороги федерального значения А-107 "Московское малое кольцо" Икша - Ногинск - Бронницы - Голицыно - Истра - Икша". Указанная автомобильная дорога является дорогой федерального значения, находится в федеральной собственности (Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения") и закреплена на праве оперативного управления за ответчиком - Федеральным казенным учреждением "Федеральным управлением автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства". Жители СНТ «Наука-89» обращались в ФКУ "Центравтомагистраль" и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области с жалобами на наличие превышения в их жилых домах и на территориях, непосредственно прилегающих к данным домам допустимого уровня шума от автомобильной дороги А-107. Так в 2016г. в адрес Подольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области поступило коллективное обращение (№ от 23.08.2016г.) от жителей СНТ «Наука-89», расположенное по адресу: Московская область, г.о. Домодедово, д. Калачево СНТ «Наука-89» «напротив д. Зиновкино) с жалобами на наличие на территории садовых участков СНТ «Наука-89» сильного шума, исходящего от проезжающего автомобильного транспорта по автомобильной дороге А-107. В рамках рассмотрения данного обращения Подольским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в| сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в отношении ФКУ «Центравтомагистраль» было проведено административное расследование. В рамках проведения административного расследования аккредитованной лабораторией филиала ФБУЗ "Центр эпидемиологии в Московской области" в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, Подольском районах 30.08.2016 с 01 ч. 00 мин. до 02 ч. 00 мин. были проведены лабораторно-инструментальные измерения уровней шума на территории садовых участков, прилегающей к жилым домам СНТ «Наука-89». По результатам экспертного заключения № от 01.09.2016 органа инспекции филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, Подольском районах были установлены превышения предельно-допустимых уровней звукового воздействия на жилую застройку от автодороги А-107, проходящей вблизи СНТ «Наука-89» (выявлено превышение эквивалентного и максимального уровней звука, превышение составило 11-17 и 4-11 дБА соответственно (протокол лабораторных испытаний № от 31 августа 2016г. филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" а городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, Подольском районах)), что не соответствует требованиям п. 1.1., п.1.2., п.1.4., п.6.3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». По результатам проведения административного расследования юридическое лицо ФКУ "Центравтомагистраль" было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3. КоАП РФ (нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения) - вынесено постановление № от 15.09.2016г. по делу об административном правонарушении, выдано представление № от 15.09.2016г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Указанное постановление и представление не было оспорено ФКУ "Центравтомагистраль". Данное представление № от 15.09.2016г. до настоящего времени не исполнено. В ноябре 2016 года была произведена вырубка деревьев, отделяющих территорию СНТ "Наука-89" от автодороги А-107. Как установил и.о. дознавателя УМВД России по городскому округу Домодедово ФИО3, деревья были снесены в рамках строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги с одновременной реконструкцией автодороги А-107. Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в письме от 08.06.2018 № подтвердила, что на данном участке ведется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги с одновременной реконструкцией автодороги А-107, при этом участок автодороги А-107 находится в ведении ФКУ "Центравтомагистраль". После сноса деревьев шум от автодороги А-107 усилился. Так в 2018г. в адрес Подольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области поступило повторное коллективное обращение (№ от 08.06.2018г.) от жителей СНТ «Наука-89», расположенного по адресу: Московская область, г.о. Домодедово, д. Калачево СНТ «Наука-89» (напротив д. Зиновкино) с жалобами на наличие на территории садовых участков СНТ «Наука-8 9» сильного шума, исходящего от проезжающего автомобильного транспорта по автомобильной дороге А-107. В рамках рассмотрения данного обращения Подольским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области аккредитованной лабораторией филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, Подольском районах 13.07.2018 с 00 ч. 00 мин. до 01 ч. 00 мин. были проведены лабораторно-инструментальные измерения уровней шума на территории садовых участков, прилегающей к жилым домам СНТ «Наука-89». Согласно экспертного заключения № от 16.07.2018г. органа инспекции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, Подольском районах были установлены превышения предельно-допустимых уровней звукового воздействия на жилую застройку от автодороги А-107, проходящей вблизи СНТ «Наука-89» (выявлено превышение эквивалентного и максимального уровней звука, превышение составило 19-20 дБа и 14 дБА соответственно (протокол лабораторных испытаний №. с 2850 от 16 июля 2018 г. филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинском, Подольском районах)), что не соответствует требованиям п. 1.1., п.1.2., п.1.4., п.6.3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». В письме от 19.10.2016г. № направленное ФКУ «Центравтомагистраль» в адрес Подольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области сообщило, что подготовит и направит в адрес Федерального дорожного агентства как распорядителя средств федерального бюджета необходимый комплект документов для рассмотрения возможности включения в программу проектноизыскательских работ строительство шумозащитных экранов на участке автомобильной дороги А-107 «Московское малое кольцо» Икша - Ногинск - Бронницы - Голицино - Истра (Каширо- Симферопольское шоссе), проходящем в вблизи СНТ «Наука-89». Однако до настоящего времени не произведены никакие мероприятия по обеспечению снижения уровня шума на территории садовых участков СНТ «Наука - 89» от автодороги А-107 на участке автомобильной дороги А-107 «Московское малое кольцо» Икша - Ногинск - Бронницы - Голицино - Истра «Каширо- Симферопольское шоссе), проходящем в вблизи СНТ «Наука-89».
Истец Роспотребнадзор по МО в лице представителя в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Ответчик ФКУ «Центравтомагистраль» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая его необоснованным по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» в судебном заседании с иском не согласился, поддержал представленные в адрес суда письменные возражения.
Представитель третьего лица Коротковой О.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, указал, что после спила деревьев, разделяющих дорогу и СНТ, шум усилился, что делает невозможным проживание в СНТ.
Представитель СНТ «Наука89» в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Третьи лица ГК Автодор, Администрация г.о. Домодедово, Короткова О.Ю. в судебное заседание не явились, будучи надлежаще уведомленными о дате месте и времени судебного разбирательства.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу ч. 1, ч. 2 и ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 322).
Согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два или более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом установлено, что Короткова О.Ю. является собственником жилого строения –садового дома, расположенного по адресу: АДРЕС кадастровый №; ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС кадастровый №; ФИО2 – собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, кадастровый №, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
В непосредственной близости к принадлежащим вышеуказанным лицам жилым домам находится участок автомобильной дороги федерального значения А-107 «Московское малое кольцо» Икша-Ногинск-Бронницы-Голицыно-Истра-Икша.
Указанная автомобильная дорога является дорогой федерального значения, находится в федеральной собственности и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ «Центравтомагистраль».
Жители СНТ «Наука-89» обращались в ФКУ «Центравтомагистраль» и Роспотребнадзор по МО с жалобами на наличие превышения в их жилых домах и на территориях, непосредственно прилегающим к данным домам допустимого уровня шума от автомобильной дороги.
В рамках рассмотренного обращения от 2016 года Подольским территориальным отделом Роспотребнадзора проведено административное расследования, в рамках которого проведено исследование лабораторией филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинск, Подольских района 30.08.2016 года проведены лабараторно-интрументальные измерения уровней шума на территориях садовых участков, прилегающих к жилым домам СНТ «Наука-89». По результатам экспертного заключения № от 01.09.2016 года установлены превышения предельно-допустимых уровней звукового воздействия на жилую застройку от автодороги А-107, что не соответствует требованиям п. 1.1, п. 1.2, п. 1.4, п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях, жилых общественных зданий на территории жилой застройки».
15.09.2016 года в отношении ФКУ «Центравтомагистраль» вынесено постановление по делу об административном правоотношении об устранении причин и условий, способствовавших совершению такого правонарушения.
Указанное постановление ФКУ «Центравтомагистраль» оспорено не было, до настоящего времени не исполнено.
В письме от 19.10.2016 года ФКУ «Центравтомагистраль» на имя Роспоребнадзора сообщило, что подготовит и направит в адрес Росавтодора необходимый комплект документов для рассмотрения возможности включения в программу проектно-изыскательских работ строительство шумозащитных экранов на участке автомобильной дороги А-107.
В ноябре 2016 года произведена вырубка деревьев отделяющих территорию СНТ «Наука-89» от автодороги А-107, которые снесены в рамках строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги с одновременной реконструкцией автодрроги А-107.
После сноса деревьев шум от сноса усилился, что явилось поводом повторных коллективных обращений жителей СНТ «Наука-89» в адрес Роспотребнадзора.
Так, в рамках обращения от 2018 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Подольск, Домодедово, Климовск, Ленинск, Подольских район 13.07.2018 года проведено исследование, по результатам которого установлено превышение предельно-допустимого уровней звукового воздействия на жилую застройку от автодороги А-107, что не соответствует требованиям п. 1.1, п. 1.2, п. 1.4, п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях, жилых общественных зданий на территории жилой застройки»
До настоящего времени мероприятия по снижению уровня шума ответчиками так и не произведены.
Согласно ст.23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе, предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
Правовое регулирование требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий, планировке и застройке населенных мест содержится в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
В соответствии с п. 2.5-2.6 Правил организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
При этом для автомагистралей устанавливается расстояние о источника химического, биологического и/или физического воздействия уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов.
Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Проектирование санитарно-защитных зон (санитарных разрывов) осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства.
В соответствии с п. 5.1 Правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за счет средств местных бюджетов осуществляется капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок, (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются органами местного самоуправления в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с пп. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14); организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14).
Таким образом, нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды и благополучия человека предусмотрено принятие органами местного самоуправления всех необходимых действий по снижению воздействия шума от движения автотранспорта на территории жилых застроек муниципального образования.
В свою очередь, на ФКУ «Центравтомагистраль» такие полномочии не возложены, в компетенцию данной организации входит организация выполнения работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального назначения искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением.
Кроме того, Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402, не содержит работ по проведению шумозащитных мероприятий, установка шумоэкранов при капитальном ремонте не осуществляется, поскольку данный вид работ входит в состав работ по реконструкции автомобильных дорог.
Из анализа изложенного следует, что правовых оснований для обязания ответчиков совершить действий по снижению воздействия шума от движения автотранспорта на территории жилых застроек муниципального образования не имеется.
Кроме того, В силу абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действующего на момент приобретения третьими лицами земельных участков в СНТ, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение). Таким образом, земельные участки и строения в СНТ, не предназначены для проживания, а исходя их назначения земельных участков, предназначены для ведения садоводства.
Как следует из материалов дела, третье лицо Короткова О.Ю. является собственником земельного участка № в СНТ «Наука89» с 2004 года, собственником жилого дома на указанном земельном участке с 2014 года (л.д. 36-39), то есть строение возведено после строительства автодороги А-107.
Более того, Сводом правил по проектированию и строительству (СП 11-106-97) определен порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку садоводческих (дачных) объединений граждан.
Настоящий нормативный документ устанавливает рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм и Правил РФ СНиП 30-02 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и предназначен для пользования проектными и строительными организациями, органами архитектуры и градостроительства, иными юридическими и физическими лицами, участвующими в проектировании и застройке и инженерном обустройстве территорий, садоводческих (дачных) объединений, а также в ведении садоводческих и дачных хозяйств.
Границы территорий садоводческих (дачных) объединений граждан определяются территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития регионов, на основании которой по заявке заказчика органом архитектуры и градостроительства выдается архитектурно-планировочное задание на выполнение градостроительной документации. Задание на проектирование утверждается заказчиком, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства (главным архитектором района).
Градостроительная документация для территории садоводческих (дачных) объединений граждан разрабатывается в соответствии с гл. 5 Градостроительного кодекса РФ и Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 года № 150.
Основным видом градостроительной документации являются проект планировки территории и проект межевания.
Разработка проектной документации для застройки индивидуального садового (дачного) участка осуществляется в составе градостроительной документации (по отдельному заданию) или на ее основании по заказу собственника (владельца) участка юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующую лицензию.
Проект планировки территории садоводческого (дачного) объединения подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды, с учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы, органами Государственной противопожарной службы и экологического надзора.
Согласованную документацию утверждает Администрация местного самоуправления, утвержденная градостроительная документация территории садоводческого (дачного) объединения является обязательной для исполнения всеми участниками организации и ведения садового и дачного хозяйства.
Из материалов дела усматривается, что строительство автомобильной дороги произведено более 50 лет, на момент ее строительства СНТ «Наука-89» отсутствовало, в связи с чем мероприятия по защите шума и загрязнения не предусматривалось.
Документы о согласовании с владельцем автодороги размещения садовых участков и возведения жилых строений СНТ «Наука-89» в непосредственной близости к автодороге А-107 отсутствуют.
Анализ установленных обстоятельств во взаимосвязи с приведенными положениями правовых норм позволяет сделать вывод о том, что истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств нарушения действующего законодательства, в частности допущения нарушения уровня шума в домах СНТ «Наука-89» в результате виновных действий ответчиков; причинно-следственная связь между такими действиями и допущенными нарушениями не подтверждена и надлежащим образом не доказана.
К представленному экспертному заключению об уровне шума суд относится критически, поскольку оно не свидетельствует о несоответствии разработанной проектной документации на строительство и возведение автомобильной дороги А-107 в нарушение каких - либо санитарных норм и правил.
Кроме того, в ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты нарушенных прав граждан. Способы защиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Истцом доказательств того, что устранение шума возможно исключительно путем установки экранов, по правилам ст. 67 ГПК РФ не представлено.
В соответствии с требованиями закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в РФ» акустические экраны относятся к защитным дорожным сооружениям, являются элементами обустройства автомобильных дорог общего пользования.
Исходя из системного толкования положений вышеуказанного закона, Постановления Правительства РФ от 23.07.2004 года № 374 Об утверждении Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 (ред. от 22.03.2019) "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве", Приказа Минтранса России от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» следует, что устройство акустических экранов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения возможно в рамках строительства участка автомобильной дороги, либо в рамках реализации мероприятий по повышению уровня обустройства автомобильных дорог.
Мероприятия по реконструкции участка автомобильной дороги А-107 не предусмотрены в связи со строительством автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-113, находящейся в компетенции ГК Автодор.
На указанном участке предусмотрено строительство ЦКАД ПК № 1 с одновременной реконструкцией автодороги А-107 в рамках реализации проекта строительства ЦКАД ПК № 1.
На участке № ЦКАД ПК № 1 проектом ГК Автодор предусмотрена установка шумозащитных экранов, размер и акустическая эффективность которых обеспечивает в период эксплуатации ЦКАД ПК № 1 снижение уровня шума до нормативного значения.
После завершения строительства часть транспортного потока будет перенаправлена по новому направлению, что существенно снизит нагрузку на участок автомобильной дороги А-107.
Таким образом, учитывая, что в ходе разбирательства дела не нашел своего доказательственного подтверждения факт нарушения действующего законодательства в результате виновных действий ответчиков, как и не представлено доказательств, что спил деревьев был произведено ответчиками, суд приходит к выводу об отклонении заявленных исковых требований в полном объеме как необоснованных.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Роспотребнадзора по МО к ФКУ "Центравтомагистраль", Федеральному дорожному агентству "Росавтодор" об обязании в срок до истечения месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект технического задания на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ "Наука-89" на участке автомобильной дороги "Московское малое кольцо" Икша - Ногинск - Бронницы - Голицыно - Истра - Икша" км 2+800 - км 3+500 (лево) и предоставить его в Федеральное дорожное агентство на согласование; обязании Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» в срок до истечения месяца со дня получения проекта технического задания на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ "Наука-89" на участке автомобильной дороги "Московское малое кольцо" Икша - Ногинск - Бронницы - Голицыне - Истра - Икша" км 2+800 - км 3+500 (лево) согласовать указанный проект и произвести финансирование на проведение проектно- изыскательских работ; обязании ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" провести торги и заключить государственный контракт с проектной организацией на проектирование акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ "Наука-89" на участке автомобильной дороги "Московское малое кольцо" Икша - Ногинск - Бронницы - Голицыне - Истра - Икша" км 2+800 - км 3+500 (лево); обязании Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» произвести финансирование работ по устройству акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ "Наука-89" на участке автомобильной дороги "Московское малое кольцо" Икша - Ногинск - Бронницы - Голицыно - Истра - Икша" км 2+800 - км 3+500 км (лево) в срок не позднее месяца со дня заключения государственного контракта; обязании ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" провести торги и заключить государственный контракт с подрядной организацией на устройство акустических (шумозащитных) экранов вдоль территории СНТ "Наука-89" на участке автомобильной дороги "Московское малое кольцо" Икша - Ногинск - Бронницы - Голицыно - Истра - Икша" км 2+800 - км 3+500 (лево) – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Л.Н. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2019 года