Дело № 2-416/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановской области 12 июля 2018 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
при секретаре Калинкиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества:
- нежилое здание (телятник), общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>.
Как следует из представленного заявления, 20 марта 2017 года Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области внесена запись о принятии на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Фактически данное имущество находится во владении администрации Холуйского сельского поселения. Иные собственники не известны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного своих прав на данный объект никем не заявлено.
Представитель заявителя - глава Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области Лелюхина С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам изложенные в заявлении. Дополнительно пояснила, что указанное здание телятника ранее в 1982 году было выстроено колхозом им. Ленина. В 90-х годах колхоз имени Ленина перестал существовать. Колхоз правопреемников не имел, здание телятника кому-либо не передавалось и в течение более 20 лет владельцев не имело. Поскольку данное здание не имеет владельцев, не имеется лиц, которые бы принимали меры к его надлежащему содержанию, что ведет к его разрушению. В случае непринятия мер по обращению бесхозяйного объекта в муниципальную собственность, данный объект может нести угрозу жизни и здоровью населения. В случае удовлетворения заявления и принятии объекта в муниципальную собственность муниципалитет будет иметь возможность за счет бюджета муниципального образования принять меры к приведению недвижимого имущества в состояние пригодное для его дальнейшего использования.
Представитель заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленного отзыва, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленные требования оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Департамента Управления имуществом Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленного отзыва, оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подлежат рассмотрению в порядке особого производства.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ.
В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" утвержден порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Данный порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из анализа приведенных положений права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества, как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов недвижимости в собственность муниципального образования.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Как следует из положений ч. 5 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Учитывая изложенное, федеральным законодательством не предусмотрено запрета на принятие в собственность сельским поселением объектов недвижимого имущества в виде нежилых зданий.
Как следует из справки Департамента Управления имуществом Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте недвижимости – нежилое здание (телятник) с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, в реестре имущества, находящегося в собственности Ивановской области отсутствуют. Департамент не имеет притязаний в отношении указанного объекта недвижимости.
Согласно справке МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от ДД.ММ.ГГГГ, сведения по объекту недвижимости – нежилое здание (телятник) с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества отсутствует. Представителем Департамента, разрешение заявленных требований администрации Холуйского сельского поселения оставлено на усмотрение суда.
Данный объект недвижимого имущества также не относится к муниципальной собственности Южского муниципального района, Южского городского поселения, что следует из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сведений представленных администрацией Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, нежилое здание (телятник) с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> возведено силами колхоза имени Ленина примерно в 1981 – 1982 года, в эксплуатацию здание введено в 1982 году. До ликвидации колхоза имени Ленина данный объект недвижимого имущества находился в пользовании колхоза. Электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и газоснабжение нежилого здания отсутствует, оплата не производится в связи с их отсутствием. Лица, которые принимали и принимают меры по содержанию и ремонту данного здания отсутствуют. Как следует из Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица.
Согласно технического паспорта на нежилое здание по адресу: <адрес>, указанное здание 1982 года постройки, принадлежало колхозу имени Ленина и представляет из себя телятник, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Нежилое здание (телятник) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принято на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 20.03.2017 года, о чем имеется информация в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 03.07.2018 года.
20.03.2018 года истек год со дня принятия вышеуказанного объекта на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Холуйского сельского поселения.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от 03.07.2018 года, правопритязаний на нежилое здание (телятник) с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> иными лицами не заявлено.
Согласно пункту 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Возражения от заинтересованных лиц отсутствуют, нежилое здание (телятник) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> не имеет собственника, принят на учет в установленном порядке более года назад, правовой статус данного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании права собственности за муниципальным образованием Холуйским сельским поселением Южского муниципального района Ивановской области на указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 263 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░