Дело № 30-2-175/2021
УИД 76RS0014-02-2020-001205-64
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 30 марта 2021 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой Светланы Николаевны на основании доверенности Хрусталева Евгения Валерьевича на постановление директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 17 декабря 2020 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 25 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой Светланы Николаевны,
установила:
17 декабря 2020 года директором Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой С.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей. Крылова С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует: ООО «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» на основании лицензии осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по следующим адресам: <адрес>
В июне 2019 года в соответствии с требованиями пункта 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 года N 410, и на основании договора, заключенного ООО «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» с АО «Газпром газораспределение Ярославль» от 1 декабря 2018 года, последним, как исполнителем по договору осуществлялись техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО и ВДКО).
При этом, за период с июня 2019 года по май 2020 года ООО «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» не были приняты достаточные меры к доступу обслуживающей организации во все жилые помещения многоквартирных домов.
В частности, после повторного направления уведомлений о предоставлении доступа в жилые помещения, не обследованных в рамках плановой проверки в июне 2019 года, в жилых помещениях по адресам: <адрес> техническое обслуживание и ремонт, подлежащие проведению с июня 2019 года по май 2020 года, тем не менее не были выполнены.
Бездействие ООО «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» по обеспечению доступа обслуживающей организацией во все жилые помещения вышеуказанных многоквартирных домов указывает на нарушение ею содержащих лицензионные требования подпунктов «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110, статьей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года N 290, пунктов 4, 16, 43, 46 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 года N 410.
Указанное бездействие имело место вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей руководителем ООО «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой С.Н., что свидетельствует о совершении ею правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Решением судьи Кировского районного суда города Ярославля от 25 февраля 2021 года постановление директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 17 декабря 2020 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником Крыловой С.Н. на основании доверенности Хрусталевым Е.В. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 17 декабря 2020 года и решения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 25 февраля 2021 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В жалобе приведены доводы о том, что по делу не установлено время совершения административного правонарушения, а также вина Крыловой С.Н. во вменяемом ей правонарушении.
В судебном заседании защитник Крыловой С.Н. на основании доверенности Хрусталев Е.В. жалобу поддержал.
Государственный жилищный инспектор Ярославской области Галкина А.А. в удовлетворении жалобы возражала.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 17 декабря 2020 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 25 февраля 2021 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, к общему имуществу многоквартирного дома отнесена внутридомовая инженерная система газоснабжения.
Пунктами 10 и 11 указанных Правил к работам по содержанию общего имущества относено, помимо прочего, его осмотр, техническое обслуживание и текущий ремонт.
Согласно пункту 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года N 290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме:
организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;
организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению определен в соответствующих Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 года N 410.
Согласно вышеприведенным положениям статьей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110, соблюдение указанных Правил также является лицензионным требованием к организации, управляющей многоквартирными домами.
В соответствии с пунктами 4, 16, 46 указанных Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 42 указанных Правил заказчик обязан обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что в управлении ООО «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» находятся многоквартирные дома в состав общего имущества которого входит внутридомовое газовое оборудование. Кроме того, жилые помещения в данных домах оборудованы внутриквартирным газовым оборудованием.
В целях технического обслуживания и ремонта указанного имущества ООО «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом», как заказчиком, с АО «Газпром газораспределение Ярославль», как исполнителем, заключены договоры на оказание услуг по аварийно – диспетчерскому обеспечению, техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО.
Сторонами договора согласованы графики проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Заказчиком (ООО «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом») осуществляется информирование собственников и иных владельцев жилых помещений о сроках проведения обследования, в том числе путем направления заказных почтовых уведомлений тем лицам, в жилые помещения которых не был обеспечен доступ в плановые сроки проведения обследования.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что, не достигнув обеспечения доступа в отдельные жилые помещения после извещения их владельцев о новых сроках проведения обследования, управляющая организация иных мер, направленных на исполнение обязанности, закрепленной в подпункте «г» пункта 42 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, не приняла.
Нарушение обязанности, закрепленное указанной нормой, исполнение которой относится к лицензионным требованиям, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Однако, согласно подпункту «б» пункта 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, а также разъяснений, приведенных постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 14), нарушение лицензионных требований, которое выразилось в необеспечении доступа исполнителя к внутридомовому и внутриквартирному газовому оборудованию, не является длящимся правонарушением и совершено тогда, когда с даты предшествующего осмотра прошло более одного года, либо указанного осмотра не имела место в течение более одного года с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
В нарушение требований статьей 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ должностным лицом административного органа указанные факты не устанавливались, доказательства им не собирались и не оценивались, соответствующие выводы о времени совершения административного правонарушения в постановлении о назначении административного наказания отсутствуют.
Неустановление времени совершения административного правонарушения исключает также возможность соблюдения установленного КоАП РФ принципа о возможности привлечения к административной ответственности виновное лицо лишь в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Содержащиеся в постановлении сведения о времени плановой проверки в июне 2019 года и выводы о непроведении осмотра отдельных жилых помещений многоквартирных домов вследствие отсутствия доступа в них в период с июня 2019 года по май 2020 года правового значения не имеют, поскольку, как указывалось выше, правонарушение в виде неисполнения обязанности по обеспечению доступа для осмотра ВДГО и ВКГО обслуживающей газовое оборудование организации имеет место по следующий день по истечении одного года с предыдущего осмотра, даты которого административным органом не установлены.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что по настоящему делу об административном правонарушении не установлено время его совершения. что указывает на неполноту установления по данному делу обстоятельств, имеющих правовое значение; вызывает сомнении в наличии события административного правонарушения, а также не позволяет проверить соблюдение срока давности привлечения Крыловой С.Н. к административной ответственности.
При этом, устранение данных недостатков рассмотрения дела об административном правонарушении на данной стадии рассмотрения дела невозможно, поскольку отсутствие указания на время совершения административного правонарушения имеет место не только в постановлении о назначении административного наказания, но и в протоколе об административном правонарушении, возможность исправления которого после принятия к производству лицом, уполномоченным рассмотреть дело об административном правонарушении, утрачена.
При этаких обстоятельствах, прихожу к выводу о наличии установленных пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ оснований для отмены постановления директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 17 декабря 2020 года и решения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 25 февраля 2021 года и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 17 декабря 2020 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 25 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой Светланы Николаевны отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Е.Ю. Щеголькова