Дело №2-926/2015 10 февраля 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего Лиманской В.А.
при секретаре Пановой О.Г.
с участием представителя истца Яковлева М.В., представителя ответчика Арисовой Е.М.
10 февраля 2015 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волжском гражданское дело по иску Лукиной Е.Ф. к администрации городского округа – <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Лукина Е.Ф. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В жилом помещении кроме истца проживают также: сын- С.И.в., дочь – Федорова Е.В., внучка-Ф.М.М., внук- Ф.М.М.. Постановлением главы администрации городского округа <адрес> от "."..г. «О признании жилищного фонда аварийным» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен под №... и признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно постановлению от "."..г. об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории городского округа <адрес>, из аварийного жилищного фонда» на 2012-2016 годы включенный под №... <адрес>, признан аварийным и подлежит сносу. До настоящего времени истец с семьей проживает в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Уточнив исковые требования, истец просит суд обязать администрацию городского округа - <адрес> предоставить Лукиной Е.Ф. на состав семьи из 5 человек: Лукина Е.Ф., ее сын С.И.в., дочь Федорова Е.В., внуки Ф.М.М., Ф.М.М.. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по ранее занимаемому жилому помещению и находящемуся в черте населенного пункта <адрес>.
В судебное заседание истец Лукина Е.Ф. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, причины неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель истца Яковлев М.В. уточненные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Арисова Е.М. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать. В обоснование своих возражений указала, что основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма отсутствуют. Очередь сноса жилого дома, в котором проживает семья истца, не наступила.
Третьи лица Самойлик И.В., Федорова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ф.М.М., Ф.М.М., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Право на жилище является одним из основных прав гражданина РФ, которое закреплено в Конституции РФ (ст. 40).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 3 ст. 2 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от "."..г., признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Нормами приведенного выше Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения).
В судебном заседании установлено, что Лукина Е.Ф. является нанимателем жилого помещения в виде муниципальной трехкомнатной <адрес>, общей площадью 54,1 кв.м., жилой площадью 38,7 кв.м., где истец зарегистрирована и проживает с "."..г. и по настоящее время, что подтверждается справкой ООО «Союз ЖК» от "."..г. года, копией лицевого счета № №...
В вышеуказанном жилом помещении, кроме истца, также зарегистрированы и проживают её сын С.И.в. с "."..г. и по настоящее время, дочь Федорова Е.В. с "."..г. и по настоящее время, внуки Ф.М.М., "."..г. года рождения, с "."..г. и по настоящее время и Ф.М.М., "."..г. года рождения, с "."..г. и по настоящее время.
Постановлением Главы городского округа - <адрес> № 299-ГО от "."..г. в соответствии с актами обследования технического состояния жилищного фонда от "."..г. многоквартирные дома, расположенные на о.Зеленый, <адрес>, в том числе <адрес> (№... списка муниципального аварийного жилищного фонда о.Зеленый) признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановлено, Управлению муниципальным жилищным фондом администрации городского округа - <адрес> до 2010 года обеспечить граждан, проживающих в вышеуказанном жилищном фонде, жилыми помещениями в соответствии с программой, утвержденной Волжской городской Думой.
Постановлением Главы городского округа <адрес> от "."..г. № 579-ГО внесены изменения в постановление главы городского округа - <адрес> от "."..г. N 299-ГО "О признании жилищного фонда аварийным", изложив пункт 2 постановления в новой редакции: Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - <адрес> обеспечить граждан, проживающих в вышеуказанном жилищном фонде, жилыми помещениями в срок до 2016 года в соответствии с действующей на очередной финансовый год программой "Переселение граждан, проживающих на территории городского округа - <адрес>, из аварийного жилищного фонда", утвержденной администрацией городского округа - <адрес>.
Как следует из ответа заместителя главы администрации городского округа - <адрес> от "."..г. на обращение Лукиной Е.Ф. о переселении из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа - <адрес>, в соответствии с Федеральным законом от "."..г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» финансовая поддержка предоставляется для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Переселение граждан из аварийных жилых домов, не являющихся многоквартирными, осуществляется силами администрации городского округа <адрес> за счет средств муниципального бюджета. В настоящее время администрация городского округа - <адрес> не имеет возможности предоставить жилое помещение для переселения семьи Лукиной Е.Ф. из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в связи с отсутствием трехкомнатных квартир, общей площадью не менее 54,1 кв.м.
Ранее, ответом от "."..г. истцу сообщалось, средства на снос домов в областной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не предусмотрены. В связи с недостаточностью средств в бюджете городского округа – <адрес> у администрации не было возможности своевременно решить вопрос по сносу расселенных аварийных жилых домов. В настоящий момент администрация городского округа – <адрес> прорабатывает вопрос о выделении средств для сноса аварийных жилых домов, снос планируется до конца 2014 года.
<адрес> принято постановление от "."..г. №204-П Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2013-2017 годах», куда жилой <адрес> не включен.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем ответчика до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу на состав семьи не предоставлено.
Исследовав совокупность исследованных судом доказательств, суд считает исковые требования Лукиной Е.Ф. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, судом установлено, что истец, а также члены её семьи, зарегистрированы и постоянно проживают в трехкомнатной <адрес> находящейся по адресу: <адрес>, общей площадью 54,1 кв.м, жилой площадью 38,7 кв.м., нанимателем которой является Лукина Е.Ф.
Многоквартирный жилой <адрес> органом местного самоуправления признан аварийным и подлежащим сносу, в областную адресную программу по переселению не включен.
Как указано выше, в силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из пояснений представителей сторон установлено, что администрация городского округа – <адрес> с иском о выселении истца и членов ее семьи из спорного жилого помещения в связи со сносом аварийного дома не обращалась.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым в данном случае является администрация городского округа – <адрес>.
Судом установлено, что занимаемое истцом жилое помещение отнесено к категории аварийных и подлежащих сносу постановлением органа местного самоуправления от "."..г. года, срок для отселения установлен до <...>, впоследствии срок отселения продлен до 2016 года.
Основанием для признания многоквартирного жилого дома по <адрес> аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу послужило наличие такого состояния дома, при котором установлена невозможность обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в связи с физическим износом жилого помещения в процессе эксплуатации здания.
Органом местного самоуправления, начиная с "."..г. года издавались постановления о сроках переселения граждан из многоквартирного жилого <адрес>, в настоящее время срок переселения установлен в рамках муниципальной адресной программы на срок до "."..г. года. Указанный многоквартирный жилой дом включен в данную адресную программу.
До настоящего времени переселение истца и членов ее семьи в иное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не произведено, мер к переселению администрацией городского округа – <адрес> не принималось с <...> года, что следует из пояснений представителя истца, не опровергнутых ответчиком.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией городского округа – <адрес> переселение граждан из аварийного жилья запланировано в срок до <...> года в рамках муниципальной адресной программы не влияет на существо дела, поскольку права граждан на безопасные условия проживания не должны ставиться в зависимость от сроков, установленных программой.
Кроме того, с момента признания в <...> году дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, эксплуатационное (техническое) состояние многоквартирного жилого дома, а также квартиры истца ухудшается.
На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец, члены ее семьи не состоят, что установлено из пояснений представителей сторон.
Вместе с тем, признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, наличие действующего постановления органа местного самоуправления, в котором установлен срок для отселения истца с составом семьи в срок до <...> года, не влияет на обязанность администрации городского округа – <адрес> на предоставление истцу иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, поскольку такие действия должны быть совершены органом местного самоуправления незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, которое у истца возникло с <...> года.
Кроме того, несмотря на то, что ответчиком суду не были представлены акты обследования технического состояния жилого <адрес>, из постановления органа местного самоуправления №299-ГО от "."..г. следует, что основания для признания указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу возникли еще в "."..г., когда были составлены акты обследования технического состояния жилищного фонда.
Более того, Городским положением «Генеральный план городского округа – <адрес> (положение о территориальном планировании)» от "."..г. года, принятого Постановлением Волжской городской Думы от "."..г. №45/3, предусмотрено полное переселение жителей с острова Зеленый, относящейся к зоне катастрофического затопления.
Спорное жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья истца и членов ее семьи в связи с его аварийностью, оно непригодно для проживания, подлежит сносу, поэтому независимо от включения его в муниципальную адресную программу переселения и установления срока переселения органом местного самоуправления другое благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено истцу незамедлительно во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка предоставления жилых помещений.
В Определении Конституционного Суда РФ от "."..г. N 376-О-П разъяснено, что пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся своего жилья, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец с составом семьи 5 человек имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку дом, в котором они проживают и зарегистрированы, признан аварийным и подлежащим сносу, другого жилого помещения они не имеют, с момента признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу истец и члены ее семьи иным пригодным для проживания жильем не обеспечены.
Следовательно, на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению Лукиной Е.Ф. во внеочередном порядке на состав семьи пять человек – Лукина Е.Ф., С.И.в., Федорова Е.В., Ф.М.М., Ф.М.М. изолированного жилого помещения по договору социального найма, благоустроенного применительно к условиям городского округа – <адрес>, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах городского округа – <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "."..░. ("."..░. ░░░░░░░░ ░░░).
░░░░░: ░░░░░░░