Решение по делу № 2-451/2021 ~ М-326/2021 от 04.03.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск                                                                        06 апреля 2021г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Савкиной Д.Г. с участием истицы Каляновой Т.В. и её представителя Малиновской М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-451-2021 по иску Каляновой Т.В. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов,

                                     У С Т А Н О В И Л:

Калянова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов и о возложении обязанности по проведению повторного обследования жилого помещения, указав, что она является собственником жилого дома <адрес обезличен>, который в июне 2019г. находился в зоне затопления, в результате чего ему были причинены повреждения, делающие дом не пригодным для проживания и подлежащим сносу, в то время как межведомственная комиссия после обследования дома в заключении от 26.09.2019г. №3074 пришла к выводу о наличии оснований для проведения капитального ремонта, а администрация Нижнеудинского муниципального образования вынесла постановление от 25.09.2019г. №1564 о признании дома подлежащим капитальному ремонту. Просит суд признать незаконными вышеназванные ненормативные правовые акты и обязать ответчика организовать повторное обследование лома и вынести решение по результату обследования.

В судебном заседании истица и её представитель Малиновская М.Г. настаивали на удовлетворении иска. Пояснили, что состав межведомственной комиссии, обследовавшей дом и составившей заключение о его состоянии, не соответствует составу комиссии, утверждённому постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.01.2018г. №103, ссылка на которое имеется как в акте обследования дома, так и в заключении межведомственной комиссии.

Представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования, надлежащим образом извещённого о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, и поскольку его неявка не препятствует рассмотрению дела, в соответствии со ст.233 ГПК РФ – в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истицу Калянову Т.В. и её представителя          Малиновскую М.Г., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Положение).

В соответствии с п.7 Положения признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Пунктами 33-40 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, в частности в силу п.33 таким основанием является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Пунктами 42-47 Положения установлен порядок и процедура оценки соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом в силу п.43 Положения проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

Решением Нижнеудинского городского суда от 16.10.2019г. установлен юридический факт владения и пользования истицей вышеуказанным жилым домом как наследством, открывшимся со смертью её матери Мурановой Л.Г., умершей "дата обезличена", в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г.

Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением     администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.

Признание за гражданином права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации реализуется в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп, которым утверждено соответствующее положение. В соответствии с подп.1, 2. 3 п.6 положения право на социальную выплату имеют граждане, являющиеся собственниками утраченного жилого помещения в период введения режима чрезвычайной ситуации или имеющие документы, являющиеся основанием государственной регистрации права собственности, не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении, а также члены семьи собственника жилого помещения, не являющиеся собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях. К членам семьи собственника жилого помещения относятся супруг, дети, родители, несовершеннолетние братья и сёстры собственника жилого помещения и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи собственника утраченного жилого помещения.

Согласно акту обследования жилого дома межведомственной комиссией от 26.09.2019г. №3074 дом был подтоплен наводнением в июне-июле 2019г., вследствие чего нуждается в проведении капитального ремонта.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 26.09.2019г. №3074 на основании акта обследования дома от 26.09.2019г. №3074 выявлены основания для признания дома подлежащим капитальному ремонту вследствие затопления паводком.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 25.09.2019г. №1564 дом был признан подлежащим капитальному ремонту в связи с затоплением паводковыми водами.

И хотя ссылки на экспертное заключение оспариваемое заключение межведомственной комиссии не содержит, 28.03.2020г. ответчиком было получено заключение ФАУ «РосКапСтрой», согласно которому ограниченно-работоспособное техническое состояние дома вызвано физическим износом в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания.

Между тем техническим паспортом подтверждается 1985год постройки жилого дома, которому в период введения режима чрезвычайной ситуации не более 34 лет.

Несмотря на заключение ФАУ «РосКапСтрой» об ограниченно-работоспособном состоянии дома, вызванном естественным физическим износом, оспариваемые ненормативные правовые акты остались неизменными.

Вместе с тем истицей представлено экспертное заключение ООО «Сампад» от 01.02.2021г. об аварийном состоянии несущих и ограждающих конструкций дома; о недопустимости дальнейшей эксплуатации, которая представляет угрозу жизни и здоровью находящихся в доме людей. Причиной образования дефектов указана деформация основания дома вследствие аварийного замачивания грунтов и повреждений фундамента во время паводка, что повлекло снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций и в целом здания, находившегося в длительной эксплуатации.

Таким образом, вышеуказанным заключением подтверждаются доводы истицы о том, что состояние дома является не пригодным для проживания, и оно было вызвано не только естественным физическим износом, но и воздействием паводка, однако несмотря на это, повторное обследование дома с учётом выводов экспертов ответчиком не проведено, выводы заключения ООО «Сампад» не опровергнуты.

В нарушение требований п.46 Положения с учётом представленного истицей отчёта ООО «Сампад» об аварийном состоянии дома, обусловленном, в том числе, воздействием паводка, комиссия не назначила дополнительных обследований и испытаний с целью устранения вышеуказанных противоречий как между двумя заключениями экспертов, так и между оспариваемыми ненормативными правовыми актами и вышеназванными техническим заключениями.

К обследованию дома и даче заключения по результату обследования ответчик отнёсся формально, о чём свидетельствует также вынесение обжалуемого постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании дома подлежащим капитальному ремонту – 25.09.2019г., то есть ещё до проведения его обследования и получения заключения межведомственной комиссии по результату обследования, что также является свидетельством нарушения установленного Постановлением правительства РФ от 28.01.2006г. №47 порядка признания спорного помещения подлежащим капитальному ремонту.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о бездействии Нижнеудинского муниципального образования, в результате которого были нарушены права Каляновой Т.В. на получение соответствующей финансовой помощи, полагающейся гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.

Кроме того, суд принимает во внимание подтверждённые доказательствами доводы представителя истца Малиновской М.Г. о том, что вопреки утверждённому постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.01.2018г. №103 составу межведомственной комиссии, на который ссылается ответчик в акте обследования дома и в оспариваемом заключении межведомственной комиссии, и акт, и заключение межведомственной комиссии подписаны иным составом межведомственной комиссии.

Поскольку межведомственная комиссия при вынесении обжалуемого заключения не сочла необходимым привлечь к свей работе специалистов-экспертов, изложенные в представленном истицей техническом заключении выводы не оценены, не опровергнуты. Повторное обследование дома с учётом выводов ООО «Сампад» не проведено, обжалуемое заключение вынесено формально, что свидетельствует о нарушении порядка признания спорного дома подлежащим капитальному ремонту и принятия заключения по результату обследования.

В нарушение абз.5 п.7 Положения от 28.01.2006г. №47 Калянова Т.В. как собственник жилого помещения не привлечена к работе в комиссии с правом совещательного голоса и не была уведомлена о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Таким образом, порядок признания помещения подлежащим капитальному ремонту вследствие физического износа был нарушен ответчиком. Соответственно, принятое с нарушением вышеназванных норм заключение межведомственной комиссии нельзя признать законным, так же, как и обжалуемое постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования, вынесенное до обследования спорного дома и получения соответствующего заключения межведомственной комиссии, хотя должно было быть вынесено по результату её работы.

При установленных обстоятельствах оспариваемые ненормативные правовые акты подлежат признанию незаконными, а на ответчике лежит обязанность по вступлении решения суда в законную силу провести обследование дома с соблюдением установленного порядка и принять решение по результату обследования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

      Иск Каляновой Т.В. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов удовлетворить.

      Признать незаконными заключение межведомственной комиссии от 26.09.2019г. №3074 о выявлении оснований для признания жилого дома     <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 25.09.2019г. №1564 в части признания жилого дома <адрес обезличен> подлежащим капитальному ремонту.

      Обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования по вступлении решения суда в законную силу провести обследование жилого дома <адрес обезличен> и принять решение по результату обследования.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

     Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.04.2021г.

Председательствующий судья Китюх В.В.

2-451/2021 ~ М-326/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калянова Татьяна Владимировна
Ответчики
Администрация Нижнеудинского МО
Другие
Малиновская Марина Геннадьевна, истца по заявлению от 06.04.2021
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Китюх Валентина Владимировна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky--irk.sudrf.ru
04.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2021Передача материалов судье
09.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.04.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2021Дело оформлено
22.10.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее