дело № 2-489/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
22 апреля 2016 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шенцовой Е.П.,
при секретаре Сидоренко С.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Шрейбер С.А.
истцов Вичева Н.Г., Горбуновой Л.М., Еремеевой Н.М., Гатаулиной Г.Р., Казанковой И.М.,
представителей истцов Симонян А.С.- Татевосян А.Б.; Колесникова Н.А.- Стариловой О.Н.; Скачковой В.Ф.- Скачковой Т.А.,
представителя ответчика администрации г.Орска- Меркуловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Старковой Е.В., Денисюк Е.В., Денисюк В.В., Денисюк С.Е., Федорова Н.И., Абдулиной Г.А., Гладышевой Г.А., Гатаулина М.М., Гатаулиной Г.Р., Гатаулина А.М., Симонян А.С., Колесникова Н.А., Рачкова А.А., Горбунова П.П. Горбуновой Л.М., Кардапольцевой Е.П., Кардапольцева Н.В., Скачковой В.Ф., Вичева С.Н., Вичева Н.Г., Фоминой Е.Н., Казанковой И.М., Еремеевой Н.М., Еремеева В.В., Еремеева В..В, к администрации <адрес> об обязании предоставить нанимателям жилых помещений, а также членам их семей вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обеспечить осуществление жилищных прав собственников путем принятия решения в порядке ст.32 Жилищного кодекса РФ,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Орска, действуя в интересах собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> обратился в суд с иском к ответчику, в котором с учетом измененных требований просит обязать администрацию <адрес>:
-предоставить нанимателям жилых помещений дома по <адрес> Старковой Е.В., Денисюк Е.В., а также членам их семей вне очереди жилые помещения по договорам социального найма;
-исполнить обязанность по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений указанного жилого дома, а именно: Федорова Н.И., Абдулиной Г.А., Гладышевой Г.А., Гатаулина М.М., Гатаулиной Г.Р., Гатаулина A.M., Симонян А.С., Колесникова Н.А., Рачкова А.А., Горбунова П.П., Горбуновой Л.М., Кардапольцевой Е.П., Кардапольцева Н.В., Скачковой В.Ф., Вичева С.Н., Вичева Н.Г., Фоминой Е.Н., Казанковой И.М., Еремеева В.В., Еремеева В.В., Еремеевой Н.А. путем принятия решения в порядке ст.32 Жилищного кодекса РФ.
В обоснование иска указал, что истцы, в интересах которых в силу ст. 45 ГПК РФ выступает прокурор, проживают в жилом доме по <адрес>, который на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу, в постановлении администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ определен срок отселения жильцов указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, до настоящего времени, несмотря на наличие угрозы жизни и здоровью проживающих в указанном доме граждан вследствие ухудшения его технического состояния, меры по обеспечению жилищных прав нанимателей и собственников жилых помещений жилого дома по <адрес> в порядке, предусмотренном соответственно ст.ст. 85-87 ЖК РФ и ст. 32 ЖК РФ ответчиком не приняты.
В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес> Шрейбер С.А. измененные исковые требования поддержала, дав объяснения аналогичные доводам иска.
Истцы Вичев Н.Г., Горбунова Л.М., Еремеева Н.М., Гатаулина Г.Р., Казанкова И.М., представители истцов Симонян А.С.- Таетевосян А.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Колесникова Н.А.- Старилова О.Н., действующая на основании удостоверения <данные изъяты>, Скачковой В.Ф.- Скачкова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Истец Горбунова Л.М. дополнительно суду пояснила, что она является собственником <адрес> спорного жилого дома. После принятия решения о признании жилого дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу и определении даты отселения жильцов, администрация <адрес> с требованием к собственникам квартир о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств не обращалась, мер по изъятию (выкупу) земельного участка и жилых помещений в указанном доме, заключению соглашений с собственниками о предоставлении иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену не предпринимала.
Указала, что до настоящего времени спорный жилой дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда.
Вместе с тем, проживание в указном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей ввиду его ненадлежащего технического состояния, которое ухудшается: в жилом доме сырость, низкая температура внутренних помещений, стены имеют трещины, во время дождя фундамент дома подмывается водой.
Истцы Федоров Н.И., Абдулина Г.А., Гладышева Г.А., Гатаулин М.М., Гатаулин A.M., Денисюк Е.В., Симонян А.С., Колесников Н.А., Рачков А.А., Горбунов П.П., Кардапольцева Е.П., Кардапольцев Н.В., Скачкова В.Ф., Вичев С.Н., Фомина Е.Н., Еремеевы Вячеслав Валерьевич, Владимир Вячеславович в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель ответчика администрации г.Орска Меркулова Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, поддержав позицию администрации <адрес>, изложенную в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Полагала, что не имеется правовых оснований для включения данного дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, поскольку он признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом(физический износ 71%) после ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), в то время как в соответствии с ФЗ № 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в программу по переселению могут быть включены многоквартирные дома, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден срок отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ, однако в связи с отсутствием средств местного бюджета администрация <адрес> не имеет возможности переселить жильцов указанного аварийного дома ранее установленного срока, а возможность перераспределения бюджетных средств для досрочной реализации названного постановления в компетенцию суда не входит.
Ссылаясь на положения ст. 57, 86 ЖК РФ, указала, что выселяемым из аварийного жилого дома гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Вместе с тем, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, однако в ходе рассмотрения дела доказательств, подтверждающих факт постановки на учете истцов в качестве нуждающихся в жилых помещениях не представлено.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности и соответственно равным образом признаются и защищаются права и законные интересы всех собственников.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРП, что Колесников Н.А., Рачков А.А., Фомина Е.Н., Вичев С.Н., Вичев Н.Г., Еремеева Н.А., Еремеева В.В., Симонян А.С., Пресняков В.А., Скачкова В.Ф., Казанкова И.М., Горбунова П.П., Горбунова Л.М., Кардапольцева Е.П., Кардапольцев Н.В., Гатаулин М.М., Гатаулина Г.Р., Гатаулин A.M., Федоров Н.И., Абдулина Г.А., Гладышева Г.А. являются собственниками жилых помещений в жилом доме по <адрес>
Квартира по <адрес> включена в реестр муниципальной собственности, что подтверждается ответом КУИ администрации <адрес>.
Истцы Денисюк Е.В., Старкова Е.В. и члены их семей занимают жилые помещения в указанном доме на основании договоров социального найма.
Многоквартирный жилой дом <адрес> на основании акта межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу в связи с экономической и технической нецелесообразностью проведения ремонтных работ капитального характера и физическим износом <данные изъяты> в процессе эксплуатации здания в целом, в подтверждение чему представлены названные акты.
Также межведомственной комиссией дано заключение, что механическая безопасность здания нарушена, несущая способность отдельных конструкций снижена, значительная часть конструкций находится в аварийном и ограниченно работоспособном техническом состоянии, предшествующем аварийному состоянию.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден срок отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 названного Федерального закона определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 ч.11 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со ст.16 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ (ч.1).
Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
<адрес> принято постановление №-пп от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда» на 2013–2015 годы. Постановлением <адрес> №-пп от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия программы до 2017 года.
Из паспорта указанной программы следует, что основными целями Программы являются переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Поскольку жилой дом по пер.Зеленому, 7 в <адрес> в установленном законом порядке, а именно в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ, он не включен в адресную программу переселения из аварийного жилья.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ если дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.
Часть 10 ст.32 ЖК РФ указывает на то, что признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1–3, 5–9 этой статьи.
Для применения этих норм с учётом разъяснений, содержащихся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счёт их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
В силу ч.9 ст.32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подп. «и» п. 20 постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требования о сносе или реконструкции.
Вместе с тем, в нарушение ст.56 ГПК РФ представителем ответчика доказательств соблюдения установленной ст.32 ЖК РФ процедуры не представлено.
Указанное бездействие свидетельствует о нарушении жилищных прав собственников жилого дома по <адрес>, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить иск в указанной части, обязав администрацию <адрес> обеспечить жилищные права собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по пер.Зеленому, 7 в <адрес>, а именно: Федорова Н.И., Абдулиной Г.А., Гладышевой Г.А., Гатаулина М.М., Гатаулиной Г.Р., Гатаулина A.M., Симонян А.С., Колесникова Н.А., Рачкова А.А., Горбунова П.П., Горбуновой Л.М., Кардапольцевой Е.П., Кардапольцева Н.В., Скачковой В.Ф., Вичева С.Н., Вичева Н.Г., Фоминой Е.Н., Казанковой И.М., Еремеевой Н.А., Еремеева Вячеслава Валерьевича, Еремеева Владимира Вячеславовича, Преснякова В.А., путем принятия решения в порядке ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Разрешая требования прокурора о предоставлении нанимателям жилых помещений указанного многоквартирного жилого дома жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается договорами социального найма жилых помещений, что истцы Денисюк Е.В., Старкова Е.В. являются нанимателями жилых помещений по <адрес> (Денисюк Е.В.), <адрес> (Старкова Е.В.) в <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ).
При этом в силу ст.89 Жилищного кодекса РФ жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Статья 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более -от времени включения в список внеочередников.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом и отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления.
Иное толкование п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Учитывая изложенное, требования иска в указанной части также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Денисюк Н.В., с учетом членов <данные изъяты> Денисюк В.В., Денисюк Светланы Евгеньевны вне очереди по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению за счет средств субъекта Российской Федерации- <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Старковой Е.В. с учетом <данные изъяты> вне очереди по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению за счет средств субъекта Российской Федерации- <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> исполнить обязанность по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> Федорова Н.И., Абдулиной Г.А., Гладышевой Г.А., Гатаулина М.М., Гатаулиной Г.Р., Гатаулина А.М., Симонян А.С. Колесникова Н.А., Рачкова А..А, Горбунова П.П., Горбуновой Л.М. Кардапольцевой Е.П., Кардапольцева Н.В., Скачковой В.Ф., Вичева С.Н., Вичева Н.Г., Фоминой Е.Н., Казанковой И.М., Еремеевой Н.М., Еремеева В.В., Еремеева В.В. путем принятия решения в порядке ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение составлено 04 мая 2016 года