Дело № 2а-451/2020
УИД: 28RS0019-01-2020-000736-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2020 года пгт Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.В.,
при секретаре Наймушиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Фроловского сельсовета Серышевского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Серышевскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец администрация Фроловского сельсовета Серышевского района Амурской области обратилась в суд с данным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 09 сентября 2019 года Серышевским районным судом <адрес> выдан исполнительный лист № № об обязании администрации Фроловского сельсовета оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: <адрес> приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до 01.10.2019 г. На основании указанного исполнительного документа 11 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем УФССП по Амурской области ОСП по Серышевскому району Боровлевой B.C. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрацией Фроловского сельсовета решение суда выполнено. 24 августа 2020 года администрация <адрес> выделила денежные средства в размере 280 000 рублей на приобретение и монтаж прибора учета тепловой энергии на котельную в <адрес>, в этот же день был размещен план-график. 23 июня 2020 года заключен договор с <данные изъяты>» на монтаж узла учета тепловой энергии в помещении, расположенном по адресу: <адрес> (здание котельной). ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт о приемке выполненных работ № 1 и 17.08.2020 года проведена оплата за монтаж прибора учета тепловой энергии в сумме 293987 рублей, согласно локальной сметы № от ДД.ММ.ГГГГ, счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ и справка о стоимости выполненных работ и затрат № от ДД.ММ.ГГГГ. Полагают, что у администрации имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, так как отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного листа, поскольку административный истец со своей стороны принял все зависящие от него меры для исполнения вышеуказанного исполнительного документа. На основании ст.ст. 112, 118 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" просит суд освободить Администрацию Фроловского сельсовета от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 11.09.2019 №.
В судебном заседании представитель административного истца – Администрации Фроловского сельсовета – глава администрации Козорезов А.А. настаивал на доводах административного искового заявления, просил требования административного искового заявления удовлетворить. Суду показал, что решение суда исполнено в полном объеме.
Представитель административного ответчика Отдела судебных приставов по Серышевскому району, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств в суд не представлено.
Представитель заинтересованного лица - заместитель прокурора Серышевского района Амурской области Ильина Л.Ф. не возражала против удовлетворения административного иска администрации Фроловского сельсовета и освобождении её от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.
Администрация Фроловского сельсовета обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 09 сентября 2019 года, вступившим в законную силу, на администрацию Фроловского сельсовета Серышевского района Амурской области возложена обязанность оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу: <адрес>, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию. Судом постановлено обратить решение суда к немедленному исполнению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 11 сентября 2019 года на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Серышевским районным судом Амурской области по делу №, в отношении администрации Фроловского сельсовета возбуждено исполнительное производство №.
Из указанного постановления следует, что должнику - администрации Фроловского сельсовета Серышевского района Амурской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п.11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Поскольку, администрацией Фроловского сельсовета добровольно не исполнены требования исполнительного документа, постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 16 сентября 2019 года с должника - администрации Фроловского сельсовета взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей
По заявлению администрации Фроловского сельсовета Серышевского района, поданному в суд 17 сентября 2019 года, определением Серышевского районного суда от 20 сентября 2019 года, администрации Фроловского сельсовета предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 09 сентября 2019 года сроком на шесть месяцев с момента вступления определения суда в законную силу.В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как следует из представленных суду стороной административного истца документов, после перечисления администрацией Серышевского района Амурской области денежные средств на приобретение и монтаж прибора учета тепловой энергии на котельные, 23 июня 2020 года администрацией Фроловского сельсовета Серышевского района заключен договор с <данные изъяты> на приобретение и монтаж приборов учета тепловой энергии в здании котельной. 17 августа 2020 года был подписан акт о приемке выполненных работ №, на основании которого проведена оплата за монтаж прибора учета тепловой энергии в сумме 293 987 рублей. В бюджете администрации Фроловского сельсовета не предусмотрен такой вид расходов, который позволил бы исполнить решение суда. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 09 сентября 2020 года исполнительное производство № в отношении администрации Фроловского сельсовета окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа.
Суд принимает во внимание, что исполнение судебного решения по установке прибора учета тепловой энергии связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности ограничена бюджетным финансированием и установленным порядком проведения конкурсных процедур.
Ограниченность бюджетного финансирования и обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленные законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Неисполнение администрацией Фроловского сельсовета Серышевского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по установке приборов учета тепловой энергии на котельных, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацию Фроловского сельсовета следует освободить от уплаты исполнительского сбора, поскольку должником при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства; решение суда не было исполнено в установленный срок в силу объективных обстоятельств, не зависящих от должника, при отсутствии вины должника.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации Фроловского сельсовета Серышевского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Серышевскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Фроловского сельсовета от обязанности по уплате исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Серышевскому району от 16 сентября 2019 года в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <адрес>) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Судья И.В. Кулагина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.