№ 2-2222/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2016 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре Алексеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Залазаевой ФИО5 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что решением №1289/01-06 от 04 декабря 2015 года ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, исключив из подсчета стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках, период, за который работодателем не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать досрочно назначить страховую пенсию с момента возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 2300 рублей.
В судебное заседание истец не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика Васильева Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила суду письменные возражения на исковое заявление, в которых указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению, как законные и обоснованные.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
19 октября 2015 года истец обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как медицинскому работнику.
04 декабря 2015 года решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики №1289/01-06 истцу на основании п.п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Из содержания отказного решения усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках, период, за который работодателем не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Ответчиком установлен на 19 октября 2015 года стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 29 лет 04 месяца 08 дней.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу 01 января 2015 года, (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части7 статьи21 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 30 лет лечебной деятельности в городах, подтвержденной соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 19 октября 2015 года.
Согласно трудовой книжке серии №, Залазаева ФИО6, -Дата- года рождения, работала в периоды с 05 сентября 1984 года по 17 июня 1985 года, с 02 сентября 1985 года по 05 июля 1987 года в должности <данные изъяты> (БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР), с 12 августа 1987 года по 03 июля 1988 года в должности <данные изъяты>, с 04 июля 1988 года по 02 сентября 1997 года в должности врача <данные изъяты>, с 03 сентября 1997 года по 30 июня 2003 года в должности <данные изъяты>, с 01 июля 2003 года в 30 мая 2005 года в должности <данные изъяты> с 02 июня 2005 года по 31 января 2006 года в должности врача <данные изъяты> в отделении гемодиализа МСЧ «<данные изъяты>», с 01 февраля 2006 года по настоящее время в должности врача <данные изъяты> в Отделении гемодиализа (двухсменный режим работы) <данные изъяты> больничного комплекса №<данные изъяты>
В периоды с 24 апреля 2008 года по 28 апреля 2008 года, с 12 января 2009 года по 05 марта 2009 года, с 12 мая 2010 года по 16 мая 2010 года, с 09 марта 2014 года по 08 апреля 2014 года истец находилась на курсах повышения квалификации.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждается справкой № от -Дата-, выданной БУЗ УР «<данные изъяты> УР, удостоверением о повышении квалификации №№, выданным ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» МЗ УР, дипломом о профессиональной переподготовке ПП-I № (регистрационный №№), выданным Московским государственным медико-стоматологическим университетом.
При этом периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истца в календарном исчислении по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Обязательным условием осуществления лечебной деятельности для медицинских работников является систематическое обучение на курсах повышения квалификации, в том числе с целью получения соответствующей квалификационной категории. На время нахождения работника на курсах повышения квалификации, трудовые отношения с ним не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Данные выводы суда основаны на ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», ст. 187 ТК РФ.
В п.21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Действующим в спорные периоды КЗоТ РФ и Трудовым кодексом РФ (глава 26) работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Правительством РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже Залазаевой М.А. за период с 01 июля 2015 года по 19 октября 2015 года представлены ответчику страхователем БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР» с указанием кода льготы и работой на ставку заработной платы.
В соответствии с п. 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.
Поскольку работодателем предоставлены сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованного лица с указанием кода льготы для досрочного назначения пенсии по старости как медицинскому работнику, и работой на ставку заработной платы за период с 01 июля 2015 года по 19 октября 2015 года, данный период подлежит включению в специальный стаж истца, так как в указанный период истица работала в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.
Периоды нахождения истца в командировках подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 166, 167 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Поскольку нахождение истца в служебных командировках являлось выполнением возложенных на нее должностных обязанностей вне основного места работы, с оплатой по занимаемой ею должности, и необходимыми отчислениями в Пенсионный фонд, не включение в специальный стаж Залазаевой М.А. периодов нахождения в служебных командировках влечет необоснованное ограничение ее в пенсионных правах.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что подлежат включению в специальный стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:
- периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 24 апреля 2008 года по 28 апреля 2008 года, с 12 января 2009 года по 05 марта 2009 года, с 12 мая 2010 года по 16 мая 2010 года, с 09 марта 2014 года по 08 апреля 2014 года – 03 месяца 04 дня,
- период, за который работодателем не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета с 01 июля 2015 года по 19 октября 2015 года – 03 месяца 19 дней,
- периоды нахождения истца в командировках с 29 ноября 2011 года по 29 ноября 2001 года, с 08 апреля 2002 года по 10 апреля 2002 года, с 07 октября 2002 года по 16 ноября 2002 года, с 19 апреля 2003 года по 26 апреля 2003 года, с 31 мая 2003 года по 01 июня 2003 года, с 07 июня 2003 года по 08 июня 2003 года, с 13 июня 2003 года по 14 июня 2003 года, с 31 марта 2004 года по 31 марта 2004 года, с 31 мая 2004 года по 31 мая 2004 года, с 01 июля 2004 года по 03 июля 2004 года – 02 месяца 03 дня.
Всего 08 месяцев 26 дней в календарном исчислении.
При включении в специальный стаж лечебной деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на 19 октября 2015 года по подсчетам ответчика 29 лет 04 месяца 08 дней, спорных периодов (08 месяцев 26 дней), стаж истца составит 30 лет 01 месяц 04 дня, что позволяет принять решение о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости со дня обращения к ответчику с заявлением о ее назначении, то есть с 19 октября 2015 года.
Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истице не соответствует требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости ответчиком неверно исчислен стаж истицы на день обращения в пенсионный орган и неверно определена дата возникновения права истицы на назначение пенсии, данное решение подлежит отмене.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждаются чеком-ордером № от -Дата-, выданным ОАО «Сбербанк России».
В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме.
Расходы истца по оплате услуг в размере 2 000 рублей за составление искового заявления подтверждаются копией квитанции №017295, выданной ООО Агентство «Правовая защита» -Дата-.
Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 2 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ 04 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ 19 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░