Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 октября 2019 года г. Самара
Судья Советского районного суда г.Самары Навроцкая Н.А.,
при секретаре судебного заседания Шайдуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2863/2019 по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району г.Самары к Максимовой ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г. Самара обратилась в суд с административным иском к Максимовой А.А№ о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на то, что ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г. Самары в качестве налогоплательщика. Налоговый орган, руководствуясь положениями п. 2, 3 ст. 52 НК РФ исчислил сумму транспортного налога, и налога на имущество физических лиц. Расчёт сумм налога указан в налоговом уведомлении. Факт направления уведомления подтверждается реестрами исходящей заказной почтовой корреспонденции (или сведениями из информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Должник не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем, ему были начислены пени. ИФНС России по Советскому району г. Самары обращалась за выдачей судебного приказа в марте 2019г. о взыскании с ответчиказадолженности по налогам, ДД.ММ.ГГГГ. был вынесен судебный приказ № 2а-690/19. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должникавынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-690/2019 от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском. Просит суд взыскать с Максимовой А.А. задолженность на общую сумму 20450,61 руб., в том числе по транспортному налогу с физических лиц за 2017г. 19905 руб., пени по транспортному налогу – 290,94 руб., налог на имущество физических лиц за 2017г. 251 руб., пени по налогу на имущество 3,67 руб.
Представитель административного истца по доверенности Балакина Н.В. в судебном заседании поддержала иск в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить.
Административный ответчик Максимова А.А. в судебное заседаниене явилась, извещалась судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьями 57 Конституции РФ, 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В силу п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 400 НК РФ собственник недвижимого имущества является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Согласно п. 2 ст. 408, п. 1 ст. 85 НК РФ сумма налога на имущество физического лица исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налогоплательщиками транспортного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст. 363 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 52 НК установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ определено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лицасучетавналоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных втребовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.(ч.2 ст. 48 НК РФ)
На основании пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ №41 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога /сбора, пени/ за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента-физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 ст.48 или пунктом 1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Установлено, что Максимовой А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на праве собственности принадлежит следующее имущество: 1/3 доля в праве на жилое помещение по адресу <адрес> (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.), транспортное средство – автомобиль Сузуки Эскудо, рег. № №, ДД.ММ.ГГГГ г.в. с ДД.ММ.ГГГГ., автомобиль Мазда СХ7, г/н №,ДД.ММ.ГГГГ.в. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Советскому району города Самара Максимовой А.А. начислены: за 2017 год транспортный налог в общей сумме 19905 руб., налог на имущество физических лиц 251 руб. и было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Советскому району города Самара в адресМаксимовой А.А. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 19905 руб., пени в сумме 290,94 руб., по налогу на имущество с физических лиц в сумме 251 руб., пени в сумме 3,67 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный ст. 48 НК РФ срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 56 Советского судебного района г. Самары Самарской областивыдан судебный приказ № 2А-690/2019по заявлению ИФНС России по Советскому району г. Самара о взыскании с Максимовой А.А.в доход бюджета недоимки по транспортному налогу и пени, налогу на имущество и пени за 2017г. в общей сумме 20450,61 руб. и государственной пошлины в размере406,76 руб.
При этом, суд считает, что направление заявления о вынесении судебного приказа ранее срока исполнения требования не нарушило прав административного ответчика, поскольку негативные правовые последствия для Максимовой А.А. не наступили.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Максимовой А.А. мировым судьей судебного участка № 57 Советского судебного района г. Самары Самарской области временно исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 56 Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесено определение об отмене судебного приказа.
Административный истец – ИФНС России по Советскому району г. Самары ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Советский районный суд г. Самара с вышеуказанным административным исковым заявлением к Максимовой А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, что соответствует положениям ст. 48 НК РФ.
Факт направления уведомлений, требования административному ответчику подтвержден предоставленными списками почтовых отправлений.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Несмотря на истечение указанных в налоговых требованиях сроков исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени ответчиком не погашена. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку транспортный налог и налог на имущество Максимовой А.А. не уплачен, недоимка за 2017г. по транспортному налогу в сумме 19905 руб., пени в сумме 290,94 руб., налог на имущество физических лиц за 2017г. в сумме 251,00 руб., пени в сумме 3,67 руб. подлежат взысканию.
В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в доход федерального бюджета с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Советскому району г.Самары к Максимовой ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.
Взыскать с Максимовой ФИО1 в пользу ИФНС России по Советскому району г. Самары недоимку за 2017г. по транспортному налогу в сумме 19905 руб., пени в сумме 290,94 руб., налог на имущество физических лиц за 2017г. в сумме 251,00 руб., пени в сумме 3,67 руб.
Взыскать с Максимовой ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Самара.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.10.2019 года.
Судья Н.А. Навроцкая