120а
3а-424/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 08 июля 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Ирина» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ирина» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, чем затронуты права административного истца, уплачивающего арендную плату, рассчитанную с использованием кадастровой стоимости.
Административный истец просил об установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости, определённой по состоянию на <дата>: для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 2 032 740 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 667 810 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – 1 544 320 руб.
В судебное заседание истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Кувшинова М.В., действующая на основании доверенности, направила в адрес суда письменные пояснения, в которых оставила вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации Идринского района Красноярского края Орешков А.А., действующий на основании доверенности, направил в адрес суда возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.11.2012 г. № 629-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края» по состоянию на 01.01.2012 г, в том числе, в отношении земельных участков №, №, №.
Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, то суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков.
Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как установлено судом, <дата> между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края, действующим в качестве арендодателя и ООО «Ирина», действующим в качестве арендатора, был заключен договор № (л.д. 55-57), предметом которого явилась аренда земельных участков, расположенных на территории Идринского района Красноярского края, в том числе, следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, площадью 3 840 546 кв. м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, распложённого за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 1,9 км метрах, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, площадью 2 843 933 кв. м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, распложённого за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 7,2 км метрах, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, площадью 3 093 448 кв. м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, распложённого за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 8,6 км метрах, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
В соответствии с пунктом 2.2 договора, размер арендной платы в год составляет 400 205,0 руб. и определен в соответствии с результатами проведённого аукциона.
Пунктом 2.5 договора установлено, что размер арендной платы пересматривается в случаях, обусловленных нормативными правовым актами Российской Федерации, Красноярского края, органов местного самоуправления, в том числе, при утверждении результатов государственной кадастровой оценки участков, при изменении ставок земельного налога, а также коэффициентов, учитываемых при расчете размера арендной платы. В случаях, указанных в настоящем пункте, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в одностороннем порядке.
<дата> между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края, действующим в качестве арендодателя и ООО «Ирина», действующим в качестве арендатора, был заключен договор № (с учетом дополнительного соглашения от <дата>), по условиям которого арендодатель передал арендатору в аренду земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № (л.д. 11-14).
В соответствии с пунктом 2.1 договора, арендная плата за участки определена на основании договора аренды от <дата> №
Ежегодно размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующие очередной финансовый год и плановый период (пункт 2.2 договора).
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от <дата> следует, что кадастровая стоимость находящихся в аренде у административного истца земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г. установлена в следующем размере: для земельного участка с кадастровым номером № – 10 295 037,46 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – 11 198281,76 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – 13 825 965,6 руб. (л.д. 8-10).Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 30 ноября 2012 года № 629-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края».
<дата> ООО «Ирина» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21.11.2011 N П/453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № с приложением необходимых для этого документов (л.д. 58).
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от <дата> № заявление ООО «Ирина» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков в размере их рыночной стоимости, было возвращено, в связи с пропуском срока подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, установленного ст. 24.18 Закона об оценке (л.д. 7).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № от <дата>, выполненный <данные изъяты> в котором рыночная стоимость земельных участков, переданных в аренду административному истцу, определена по состоянию на 01.01.2012 г. в следующем размере: для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 2 032 740 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 667 810 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 544 320 руб.
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет об оценке от № от <дата>, и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о размере рыночной стоимости земельных участков, определенной по состоянию на <дата>, не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости спорных земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Суд учитывает, что административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, переданных по договору аренды № (с учетом дополнительного соглашения от <дата>). Размер арендной платы по указанному договору определен на основании положений договора аренды № от <дата>
В свою очередь, условиями договора аренды № от <дата> (пункт 2.5) предусмотрена возможность пересмотра размера арендной платы при утверждении результатов государственной кадастровой оценки участков.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела установлен факт несоразмерности содержащихся в Едином государственном реестре сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № их рыночной оценке, что свидетельствует о недостоверности таких сведений, с учетом того обстоятельства, что условиями договора аренды, заключенного с административным истцом, предусмотрена возможность изменения размера арендной платы при изменении кадастровой стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что административный истец ООО «Ирина» было вправе обратиться в суд с настоящими административными исковыми требованиям об оспаривании результатов кадастровой оценки.
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости этих земельных участков, не соответствующие их действительной рыночной стоимости затрагивает права административного истца, которые подлежат защите путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков, переданных в аренду административному истцу, должна быть определена по состоянию на 01.01.2012 г. в следующем размере: для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 2 032 740 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 667 810 руб., для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 544 320 руб.
Рыночная стоимость указанных земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № №, № следует считать дату поступления соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, №, №
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░», – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 3 840 546 ░░. ░., ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ <░░░░░>. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 1,9 ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 2 032 740 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 2 843 933 ░░. ░., ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ <░░░░░>. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 7,2 ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 1 544 320 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 3 093 448 ░░. ░., ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ <░░░░░>. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 8,6 ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 1 667 810 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № №, № ░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░