120а

3а-424/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск     08 июля 2019 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Мамаеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Ирина» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Ирина» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , расположенных по адресу: <адрес>

Заявленные требования мотивированы тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, чем затронуты права административного истца, уплачивающего арендную плату, рассчитанную с использованием кадастровой стоимости.

Административный истец просил об установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости, определённой по состоянию на <дата>: для земельного участка с кадастровым номером – в размере 2 032 740 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 1 667 810 руб., для земельного участка с кадастровым номером – 1 544 320 руб.

В судебное заседание истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Кувшинова М.В., действующая на основании доверенности, направила в адрес суда письменные пояснения, в которых оставила вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Администрации Идринского района Красноярского края Орешков А.А., действующий на основании доверенности, направил в адрес суда возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.11.2012 г. № 629-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края» по состоянию на 01.01.2012 г, в том числе, в отношении земельных участков , , .

Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, то суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков.

Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Как установлено судом, <дата> между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края, действующим в качестве арендодателя и ООО «Ирина», действующим в качестве арендатора, был заключен договор (л.д. 55-57), предметом которого явилась аренда земельных участков, расположенных на территории Идринского района Красноярского края, в том числе, следующих земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, площадью 3 840 546 кв. м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, распложённого за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 1,9 км метрах, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, площадью 2 843 933 кв. м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, распложённого за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 7,2 км метрах, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, площадью 3 093 448 кв. м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, распложённого за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 8,6 км метрах, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

В соответствии с пунктом 2.2 договора, размер арендной платы в год составляет 400 205,0 руб. и определен в соответствии с результатами проведённого аукциона.

Пунктом 2.5 договора установлено, что размер арендной платы пересматривается в случаях, обусловленных нормативными правовым актами Российской Федерации, Красноярского края, органов местного самоуправления, в том числе, при утверждении результатов государственной кадастровой оценки участков, при изменении ставок земельного налога, а также коэффициентов, учитываемых при расчете размера арендной платы. В случаях, указанных в настоящем пункте, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в одностороннем порядке.

<дата> между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края, действующим в качестве арендодателя и ООО «Ирина», действующим в качестве арендатора, был заключен договор (с учетом дополнительного соглашения от <дата>), по условиям которого арендодатель передал арендатору в аренду земельные участки с кадастровыми номерами , , (л.д. 11-14).

В соответствии с пунктом 2.1 договора, арендная плата за участки определена на основании договора аренды от <дата>

Ежегодно размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующие очередной финансовый год и плановый период (пункт 2.2 договора).

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от <дата> следует, что кадастровая стоимость находящихся в аренде у административного истца земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г. установлена в следующем размере: для земельного участка с кадастровым номером – 10 295 037,46 руб., для земельного участка с кадастровым номером – 11 198281,76 руб., для земельного участка с кадастровым номером – 13 825 965,6 руб. (л.д. 8-10).Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 30 ноября 2012 года № 629-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края».

<дата> ООО «Ирина» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21.11.2011 N П/453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , с приложением необходимых для этого документов (л.д. 58).

Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от <дата> заявление ООО «Ирина» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков в размере их рыночной стоимости, было возвращено, в связи с пропуском срока подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, установленного ст. 24.18 Закона об оценке (л.д. 7).

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от <дата>, выполненный <данные изъяты> в котором рыночная стоимость земельных участков, переданных в аренду административному истцу, определена по состоянию на 01.01.2012 г. в следующем размере: для земельного участка с кадастровым номером – в размере 2 032 740 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 1 667 810 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 1 544 320 руб.

Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Судом исследован отчет об оценке от от <дата>, и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Оснований не согласиться с выводами оценщика о размере рыночной стоимости земельных участков, определенной по состоянию на <дата>, не имеется.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости спорных земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Суд учитывает, что административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами , , , переданных по договору аренды (с учетом дополнительного соглашения от <дата>). Размер арендной платы по указанному договору определен на основании положений договора аренды от <дата>

В свою очередь, условиями договора аренды от <дата> (пункт 2.5) предусмотрена возможность пересмотра размера арендной платы при утверждении результатов государственной кадастровой оценки участков.

Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела установлен факт несоразмерности содержащихся в Едином государственном реестре сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , их рыночной оценке, что свидетельствует о недостоверности таких сведений, с учетом того обстоятельства, что условиями договора аренды, заключенного с административным истцом, предусмотрена возможность изменения размера арендной платы при изменении кадастровой стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что административный истец ООО «Ирина» было вправе обратиться в суд с настоящими административными исковыми требованиям об оспаривании результатов кадастровой оценки.

Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости этих земельных участков, не соответствующие их действительной рыночной стоимости затрагивает права административного истца, которые подлежат защите путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков, переданных в аренду административному истцу, должна быть определена по состоянию на 01.01.2012 г. в следующем размере: для земельного участка с кадастровым номером – в размере 2 032 740 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 1 667 810 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 1 544 320 руб.

Рыночная стоимость указанных земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.

При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , следует считать дату поступления соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ , ,

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░», – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 3 840 546 ░░. ░., ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ <░░░░░>. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 1,9 ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 2 032 740 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2 843 933 ░░. ░., ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ <░░░░░>. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 7,2 ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 1 544 320 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3 093 448 ░░. ░., ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ <░░░░░>. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 8,6 ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 1 667 810 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ , ░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░     ░.░. ░░░░░░░░░░

3а-424/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Ирина"
Ответчики
Правительство Красноярского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Гончаренко Александр Александрович
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Регистрация административного искового заявления
26.07.2020Передача материалов судье
26.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Дело оформлено
26.07.2020Дело передано в архив
08.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее