Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Зининой А.Ю.
с участием старшего помощника прокурора г. Сызрани ФИО6
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № ***а-2820/2023 по административному иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. ФИО2, Муниципальному казенному учреждению «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. ФИО2 о признании незаконными бездействий, выделении денежных средств, понуждении произвести работы по организации антитеррористической защищенности объекта,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к административным ответчикам и с учетом уточнения просит:
- признать незаконным бездействие Администрации г.о. ФИО2 по непринятию мер по оснащению здания ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес>, системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией;
- обязать Администрацию г.о. ФИО2 в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для производства работ по оснащению здания ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес>, системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией;
- обязать МКУ г.о. ФИО2 «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. ФИО2 в течение 6-ти месяцев с даты выделения денежных средств произвести комплекс работ по оснащению здания ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес>, системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией.
В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой города ФИО2 в ходе исполнения поручения прокуратуры Самарской области от <дата> № *** «О проверке соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования», указания прокуратуры Самарской области от <дата> № ***-орг «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», указания прокуратуры Самарской области от <дата> № *** «Об организации надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и интересов» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности на объектах образования г. Сызрани, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Администрации г.о. ФИО2. В силу ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории городского округа; организация предоставления общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Условия осуществления образовательного процесса, предлагаемые образовательным учреждением, должны соответствовать государственным и местным требованиям в части охраны здоровья учащихся. В соответствии с п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к любой категории опасности, осуществляются мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории). Подпунктом «в» п. 25 Требований установлено, что в образовательных учреждениях III категории антитеррористической защищенности должны быть оборудованы на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Кроме того, в соответствии с пп. А п. 25 Требований образовательные учреждения III категории антитеррористической защищенности должны быть оснащены системами видеонаблюдения, охранной сигнализации. Между образовательными учреждениями г.о. ФИО2, подчиненными Западному управлению министерства образования и науки Самарской области и МКУ г.о. ФИО2 «Служба эксплуатации зданий и сооружений» в 2016 году подписаны соглашения о передаче муниципального имущества в пользование государственных образовательных учреждений. Согласно п. 3.1. вышеуказанного договора МКУ г.о. ФИО2 «СЭЗиС» обязуется: нести расходы по содержанию переданного имущества, в том числе расходы по его текущему ремонту; обеспечить текущий ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности; организовать проведение капитального ремонта имущества, исходя из его фактического технического состояния; организовать в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности; осуществлять ремонт и содержание движимого имущества и др. В силу п. 3.1.5 и 3.1.8 типового соглашения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключённого между МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 и Школами, в обязанности МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 входит обеспечение текущего ремонта и содержания имущества, а также прилегающей территории в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности. В соответствии с п. 2.2. Соглашения о взаимодействии в области образования, заключенного <дата> между Правительством Самарской области и Администрацией г.о. ФИО2 Самарской области, органы местного самоуправления обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование; обеспечивают комплексную безопасность обучающихся, воспитанников и сотрудников государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области. В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно-эпидемиологического законодательства. Таким образом, к обязанностям Администрации г.о. ФИО2 и МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 отнесено обеспечение зданий, в которых расположены общеобразовательные учреждения, системами безопасности в соответствии с требованиями федерального законодательства. Согласно информации Администрации г.о. ФИО2 от <дата> на территории г.о. ФИО2 находится 78 объектов государственных бюджетных образовательных учреждений, включая их структурные подразделения, не оборудованных на первом этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделении вневедомственной охраны, а также не оснащенных системами видеонаблюдения, охранной сигнализации. Выделенное финансирование не позволяет обеспечить полную антитеррористическую защищенность общеобразовательных учреждений, органами местного самоуправления в лице Администрации г.о. ФИО2 меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений не приняты. К числу образовательных учреждений, не обеспеченных полной антитеррористической защищенностью, относится ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2», здание по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес>. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от <дата> № *** «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Однако, в результате рассмотрения представления прокурора города ФИО2 от <дата> № *** об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, внесенного в адрес Главы г.о. ФИО2, меры по устранению выявленных нарушений органом местного самоуправления не приняты. Из ответа на представления прокурора города ФИО2 Администрации г.о. ФИО2 следует, что указанное общеобразовательное учреждение полной антитеррористической защищенностью не обеспечено.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от <дата> № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора г. Сызрани ФИО6 поддержала заявленные требования с учетом уточнения, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.о. ФИО2 по доверенности ФИО7 возражала против заявленных требований прокурора, подтвердила доводы, изложенные в возражениях, считает требования преждевременным, перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в соответствии с его паспортом безопасности и требованиями Постановления Правительства РФ от <дата> № *** необходимо выполнить в срок до <дата>, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости учебного заведения в настоящее время выполняются и срок еще не наступил, в связи с чем бездействие Администрации г.о. ФИО2 отсутствует.
В судебном заседании представитель административного ответчика МКУ г.о. ФИО2 «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. ФИО2 ФИО8 против заявленных требований возражала, пояснила, что со стороны Администрации г.. ФИО2 бездействий нет, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности учебного заведения выполняются, срок выполнения мероприятий определен до <дата> и еще не наступил.
Привлеченный судом в качестве заинтересованного лица ФИО1-ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области в лице представителя по доверенности ФИО9 в судебном заседании заявленные требования поддержал, поскольку в учебном заведении выявлены нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности на объектах образования г. Сызрани, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних. В соответствии с паспортом безопасности учебное заведение следует дооснастить системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией. Срок мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учебного заведения определен паспортом безопасности до <дата>.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. ФИО2 по доверенности ФИО10, являющаяся и представителем заинтересованного лица МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. ФИО2 не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» в лице представителя по доверенности ФИО11 не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна, в материалы дела представлен отзыв, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддерживает, считает их законными и обоснованными. Согласно договорам о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенные между МКУ г.о. ФИО2 «СЭЗиС» и школами, передаваемое имущество является собственностью г.о. ФИО2 Самарской области. Обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории и соответствие требованиям антитеррористической защищенности относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу норм материального права, обязательные мероприятия по антитеррористической защищенности объектов (территорий), а не обеспечение физической безопасности участников образовательного процесса, осуществляются правообладателями указанных объектов (территорий), каковым в данном случае является Администрация г.о. ФИО2 Самарской области, как собственник объектов – зданий и территории образовательных учреждения г.о. ФИО2. Срок для обеспечения необходимых мероприятий в Паспорте безопасности определен до <дата>. Бюджет формируется на финансовый год, Администрацией г.о. ФИО2 приняты и принимаются меры по антитеррористической защищенности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> № *** в допустимых временных рамках для реализации мероприятий, установленных паспортом объекта.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Финансовое управление Администрации г.о. ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела, возражений против иска не представлено, об отложении слушания не просил.
Привлеченное судом в качестве заинтересованных лиц Правительство Самарской области и Министерств образования и науки Самарской области в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом, причина неявки в суд неизвестна, возражений против иска не представлено.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что здание ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес> является муниципальной собственностью.
Между ГБОУ СОШ № *** г.о. ФИО2, подчиненному Западному управлению министерства образования и науки Самарской области и МКУ г.о. ФИО2 «СЭЗиС» в 2016 году подписано соглашение о передаче муниципального имущества в пользование государственных образовательных учреждений.Согласно п. 3.1. вышеуказанного договора МКУ г.о. ФИО2 «СЭЗиС» обязуется: нести расходы по содержанию переданного имущества, в том числе расходы по его текущему ремонту; обеспечить текущий ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности; организовать проведение капитального ремонта имущества, исходя из его фактического технического состояния; организовать в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности; осуществлять ремонт и содержание движимого имущества и др.
В силу п. 3.1.5 и 3.1.8 типового соглашения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключённого между МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 и Школами, в обязанности МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 входит обеспечение текущего ремонта и содержания имущества, а также прилегающей территории в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.
В соответствии с п. 2.2. Соглашения о взаимодействии в области образования, заключенного <дата> между Правительством Самарской области и Администрацией городского округа ФИО2 Самарской области, органы местного самоуправления обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование; обеспечивают комплексную безопасность обучающихся, воспитанников и сотрудников государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области. В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно-эпидемиологического законодательства.
Таким образом, к обязанностям Администрации г.о. ФИО2 и МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 отнесено обеспечение зданий, в которых расположены общеобразовательные учреждения, системами безопасности в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Судом также установлено, что <дата> между МКУ г.о. ФИО2 «Служба эксплуатации зданий и сооружений» и ООО «Центр охранных технологий» заключен Муниципальный контракт № *** по оказанию услуги по техническому обслуживанию комплекса технических средств охраны на объектах ГБОУ г.о. ФИО2, в том числе ГБОУ СОШ № *** г. Сызрани, в объеме, предусмотренном техническим заданием и передать результаты работ ФИО2. Срок выполнения услуг с <дата> по <дата>.
<дата> между МКУ г.о. ФИО2 «Служба эксплуатации зданий и сооружений» и ООО «Центр охранных технологий» заключен Муниципальный контракт № ***/ЗКЭ087-23 на выполнение устройства охранной сигнализации в зданиях БОУ II и III категории опасности в объеме, предусмотренном дефектной ведомостью, локальным сметным расчетом, описанием объекта закупки и передать результаты работ ФИО2. Место выполнения работ, в том числе ГБОУ СОШ № *** г. Сызрани. Срок выполнения работ в течение 25 рабочих дней с даты заключения Муниципального контракта.
В ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности на объектах образования г. Сызрани, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, прокуратурой г. Сызрани выявлены нарушения в деятельности Администрации г.о. ФИО2.
На момент проверки в нарушение указанных норм, не оснащены охранной сигнализацией общеобразовательные учреждения, в том числе ГБОУ СОШ № ***. Финансирование МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 не позволяет обеспечить полную антитеррористическую защищенность общеобразовательных учреждений, МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 не приняты меры по оборудованию учреждения системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией, соответствующие денежные средства не истребованы у Администрации г.о. ФИО2, сметы и технические задания в полном объеме не разработаны.
В связи с выявленными нарушениями, <дата> прокуратурой г. Сызрань в адрес МКУ г.о. ФИО2 «Служба эксплуатации зданий и сооружений» вынесено представление об устранении нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.
По сообщению МКУ «СЭЗиС» г.о. ФИО2 от <дата>, были предприняты все зависящие от него меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. В 2022 году МКУ «СЭЗиС» составлены локально сметные расчеты на монтаж охранной сигнализации в зданиях ГБОУ г.о. ФИО2. Направлен запрос ГРБС-КЖКХ Администрации г.о. ФИО2. Денежные средства не выделены. Мероприятия по устройству охранной сигнализации в зданиях ГБОУ г.о. ФИО2 на сумму 15 001 381,13 руб. учтены при формировании бюджета МКУ «СЭЗиС» на 2023-2025 г.г., денежные средства также не выделены. В феврале текущего года актуализирован расчет стоимости выполнения мероприятий по устройству охранной сигнализации в зданиях ГБОУ г.о. ФИО2 исходя из расценок на 2023 год, сумма необходимых денежных средств составила 17 500 317,77 руб. Направлен запрос в КЖКХ Администрации г.о. ФИО2 на выделение дополнительного финансирования.
По сообщению Администрации г.о. ФИО2 от <дата> на территории г.о. ФИО2 находится 78 объектов государственных бюджетных образовательных учреждений, включая их структурные подразделения, не оборудованных на первом этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения вневедомственной охраны, а также не оснащенных системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
<дата> прокуратурой в адрес Главы г.о. ФИО2 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно выделенное финансирование не позволяет обеспечить полную антитеррористическую защищенность общеобразовательных учреждений, органами местного самоуправления в лице Администрации г.о. ФИО2 меры по обеспечению антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений не приняты.
По сообщению Администрации г.о. ФИО2 от <дата>, для финансирования мероприятий по организации пунктов охраны во всех ГБОУ г.о. ФИО2, включая их структурные подразделения, необходимо ориентировочно 106 000 тыс. руб. Ввиду отсутствия достаточного финансирования в условиях сложной экономической обстановки и экономии бюджета г.о. ФИО2, в настоящее время проводятся совещания у Главы г.о. ФИО2 на предмет возможности и способов реализации данных мероприятий.
В силу ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории городского округа; организация предоставления общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Условия осуществления образовательного процесса, предлагаемые образовательным учреждением, должны соответствовать государственным и местным требованиям в части охраны здоровья учащихся.
В соответствии с требованиями ст. 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно ст. 5 Федерального закона от <дата> № ***-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от <дата> № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № ***-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
По правилам ч. 3 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 4 ст. 5.2 Закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства России от <дата> № *** утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования).
В силу п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях), исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
В соответствии с п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к любой категории опасности, осуществляются мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
В соответствии с пп. а п. 25 Требований образовательные учреждения III категории антитеррористической защищенности должны быть оснащены системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Подпунктом «в» п. 25 Требований установлено, что в образовательных учреждениях III категории антитеррористической защищенности должны быть оборудованы на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Требования к антитеррористической защищенности объекта образования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № *** «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов».
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объекта.
В соответствии с пп. в п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № *** здание ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес> отнесено к третьей категории опасности.
В соответствии с п. 8, п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № *** Комиссией по обследованию и категорированию объекта проведено обследование ГБОУ СОШ № *** г. Сызрани, по результатам которого составлен акт.
Данный акт является основанием для разработки паспорта безопасности объекта, а также является его неотъемлемой частью.
На основании п. 43 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № *** «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов» на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).
Паспорт антитеррористической безопасности на ГБОУ СОШ № *** г. Сызрани составлен и подписан в составе комиссии Заместителя ФИО1 Управления, ФИО1 службы в <адрес> УФСБ России по Самарской области, ФИО1- ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области, Заместителем ФИО1 главного управления МЧС России по Самарской области (по гражданской обороне и защите населения) - ФИО1 управления гражданской обороны и защиты населения.
Согласно Перечню необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости ГБОУ СОШ № *** г. Сызрани в рамках заявленных требований прокурора г. Сызрани необходимо: дооснастить объект системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций; оборудовать на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной Гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны)
В соответствии с пп. е п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № *** сроки осуществления необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости с учетом объёма планируемых работ устанавливаются на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В связи, с чем срок для обеспечения необходимых мероприятий в ГБОУ СОШ № *** г. Сызрани согласно паспорта безопасности объекта определен до <дата>.
Суд считает, что требования прокурора г. Сызрани о признании незаконным бездействие Администрации г.о. ФИО2 по непринятию мер по оснащению здания ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес>, системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с паспортом безопасности ГБОУ СОШ № *** г. Сызрани срок для обеспечения необходимых мероприятий по антитеррористической защищенности объекта определен до <дата>, в связи с чем, незаконное бездействие со стороны Администрации г.о. ФИО2 в данном случае отсутствует.
Вместе с этим, суд полагает, что подлежат удовлетворению заявленные требования в части обязания Администрации г.о. ФИО2 в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для производства работ по оснащению здания ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес>, системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией; а также обязания МКУ г.о. ФИО2 «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. ФИО2 в течение 6-ти месяцев с даты выделения денежных средств произвести комплекс работ по оснащению здания ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес>, системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией, поскольку здание ГБОУ СОШ № *** г. Сызрани относится к объекту третьей категории опасности, является собственностью муниципального образования, а в соответствии с п. 3.1.5 Соглашения именно на муниципальном образовании лежит обязанность по обеспечению в том числе требований антитеррористической защищенности.
Каких-либо других объективных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение своих требований административным истцом не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 218 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.о. ФИО2 в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для производства работ по оснащению здания ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. № *** <адрес>, системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией.
Обязать МКУ г.о. ФИО2 «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. ФИО2 в течение 6-ти месяцев с даты выделения денежных средств произвести комплекс работ по оснащению здания ГБОУ Самарской области «Средняя общеобразовательная школа № *** имени героя Советского союза ФИО5 г.о. ФИО2» по адресу: г. Сызрань пр. 50 лет Октября <адрес>, системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Зинина А.Ю.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: Зинина А.Ю.