Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2390/2020 ~ М-2250/2020 от 08.10.2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 12 ноября 2020 года

Красноглинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Мамышевой А.З.,

с участием представителя истца Хайбрахманова Р.М.,

представителя ответчика Тершукова Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Школа » г.о. Самара, департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Истец прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Школа » г.о. Самара (далее по тексту МБОУ «Школа » г.о. Самара), департаменту образования администрации г.о. Самара об устранении нарушений и возложении обязанности по совершению действий.

В обосновании своих требований истец указал, что в ходе прокурорской проверки установлено нарушение законодательства о социальной защите инвалидов в МБОУ «Школа » г.о. Самара, а именно вход в здание не оборудован пандусами и поручнями либо подъемными устройствами у лестниц при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, представление об устранении выявленных нарушений не исполнено.

Истец просит суд возложить на МБОУ «Школа » г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара обязанность в течение трех месяц со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить вход в здание МБОУ «Школа » г.о. Самара, расположенное по адресу: <адрес>, квартал 4, <адрес> условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) – пандусом и поручнем, либо подъемным устройством у лестницы в соответствии с требования федерального законодательства.

В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора Хайбрахманова Р.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МБОУ «Школа » г.о. Самара в лице директора учреждения Тершукова Д.В. в судебном заседании исковые требования признал, указав, что устранить выявленные нарушения не представилось возможным из-за отсутствия достаточного финансирования. При этом просил предоставить возможность устранить выявленные нарушения в весенне-летний период.

Ответчик департамент образования администрации г.о. Самара о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении дела не представил.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр.

Так, согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м. В соответствии с п. п. 6.1.2, 6.1.9 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП 59.13330.2016 (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр.) ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. Входные двери, доступные для входа инвалидов и маломобильных групп населения, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемыми и иметь знак, указывающий на доступность здания. В проемах дверей, доступных для маломобильных групп населения, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. При наличии контроля на входе следует применять контрольно- пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 0,95 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> в сентябре 2020 года проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В нарушение требований ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ должностными лицами МБОУ «Школа » г.о. Самара не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком не представлены доказательства соблюдение требований законодательства для беспрепятственного доступа инвалидов. В судебном заседании законный представитель учебного заведения не оспаривал факт невыполнение требований законодательства в части беспрепятственного доступа инвалидов в помещение учреждения.

Довод законного представителя ответчика об отсутствии материальной возможности устранить нарушения законодательства судом во внимание не принимается, поскольку данное обстоятельство не освобождает юридических лиц от выполнения требований закона.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиками своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем исковые требования являются законными и обоснованными.

В федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт «ж» ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в данном случае в лице департамента образования администрации г.о. Самара в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает достаточным трехмесячного срока со дня вступления решения в законную силу для исполнения требований закона в части организации доступности помещения общеобразовательного учреждения для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Стороной ответчика не представлено и судом не установлены причины невозможности устранить выявленные нарушения в зимний период времени, в связи с чем оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Школа » г.о. Самара, департаменту образования г.о. Самара о возложении обязанностей удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа » г.о. Самара, департамент образования г.о. Самара в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) – пандусом и поручнем либо иным подъемным механизмов у лестницы, соответствующих требованиям технического регламента.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

Судья: И.А. Щетинкина

2-2390/2020 ~ М-2250/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноглинского района г. Самары
Ответчики
Департамент образования г.о. Самара
МБОУ "Школа №118" г.о. Самара
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
13.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее