Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-312/2022 (2-3680/2021;) ~ М-3497/2021 от 23.11.2021

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 января 2022 года                             г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,

при помощнике судьи Егоровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-312/22 по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 Яне ФИО3, начальнику отдела – старшему судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО2, Управлению ФССП России по <адрес>, заинтересованным лицам - ООО «СпецСнаб71», ГУ - отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес> об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском с учетом его уточнения к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3, начальнику отдела – старшему судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО2 об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. В обоснование своих требований указала, что в отношении нее возбуждено исполнительное производство -ИП от 26.05.2021г. В ходе исполнительного производство судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 грубо нарушен Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: в нарушении ст. 24 вышеназванного ФЗ лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иным видом связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Данное извещение направляется по адресу места жительства должника, либо по месту его работы, либо в его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг и т.<адрес>, в нарушении вышеуказанных норм Федерального закона административный истец со стороны судебного пристава исполнителя ОСП <адрес> ФИО3 о возбуждении исполнительного производства не была извещена надлежащим образом, постановление о возбуждении исполнительного производство в ее адрес не направлялось, также не направлялось в ее адрес и постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника. В результате произошло взыскание с ее пенсии, тогда как пенсия не является доходом гражданина РФ, в связи с чем нарушены ее права и законные интересы. Таким образом, с учетом уточнения административный истец ФИО1 просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3, выразившееся в не уведомлении о возбуждении исполнительного производства и в не направлении в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 26.05.2021г. в отношении должника ФИО1 Также просит признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО2, выразившееся в ненадлежащем контроле с ее стороны за работой судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО3

Определениями Железнодорожного районного суда <адрес> от 30.11.2021г., от 23.12.2021г. к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика – Управление ФССП России по <адрес>, в качестве заинтересованных лиц - ООО «СпецСнаб71», ГУ - отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес>.

Административный истец ФИО1 уточненные административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, при этом дополнила, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.05.2021г. вручил ей старший судебный пристав ОСП <адрес> ФИО2 только ДД.ММ.ГГГГг.

Представитель административного ответчика Управления ФССП России по <адрес> и представитель заинтересованного лица ООО «СпецСнаб71» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, суду предоставила отзыв, согласно которого просила в удовлетворении заявленных требований отказать и рассмотреть дело в ее отсутствие.

Административный ответчик – начальник отдела - старший судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В прошлом судебном заседании она исковые требования не признала и попросила время для вручения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Представитель заинтересованного лица - ГУ - отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, суду предоставила отзыв, согласно которого разрешения заявленных требований оставляет на усмотрение суда и просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Из указанного отзыва усматривается, что удержания из пенсии граждан регламентируются ст. 29 ФЗ от 28.12.2013г. № ФЗ-400 «О страховых пенсиях», п. 4 ст.24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ст.9, ч.3 ст.98 и ч.2 ст. 99 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 29 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержание из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится на основании исполнительных документов …. Согласно ч.3 ст.98 ФЗ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», лица, выплачивающие должнику периодические платежи, обязаны удерживать денежные средства из доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. В соответствии с ч.2 ст.99 ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50% пенсии. К числу исполнительных документов относятся постановления судебного пристава-исполнителя. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех организаций, должностных лиц и граждан по всей территории РФ. При поступлении исполнительного документа Отделение ПФ РФ обязано принять его к производству, произвести удержания из пенсии пенсионера-должника и перечислить взыскателю. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, определены ст.101 ФЗ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Вид получаемой пенсии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС 012-324-582-99- страховая по старости – не входит в указанный вид дохода. Из пенсии ФИО1 произведено удержание в счет погашения долга в сумме 6 025 руб. 38 коп. в пользу ООО «СпецСнаб71» в июле 2021г. Удержанные денежные средства перечислены на счет ОСП. 22.07.2021г. в Отделение поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП «Об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника» от 22.07.2021г. на момент поступления указанного постановления удержание произведено в полном объеме.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии указанных выше лиц.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, обозрев исполнительное производство -ИП, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч.6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Предъявление административного иска об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя должно иметь целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося лица в суд, а способ защиты должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец ФИО1 просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3, выразившееся в не уведомлении о возбуждении исполнительного производства и в не направлении в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 26.05.2021г. в отношении должника, а также просит признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО2, выразившееся в ненадлежащем контроле с ее стороны за работой судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО3Бездействие, в отличие от действия, имеет место в течение всего периода и не связано с конкретным днем, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок подачи административного иска соблюден.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

К числу задач исполнительного производства статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отнесено правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Судом установлено на основании материалов административного дела, что заочным решением мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района <адрес> от 10.03.2021г. исковые требования ООО «СпецСнаб71» удовлетворены, с ФИО1 в пользу ООО «СпецСнаб71» взыскана задолженность по кредитному договору от 12.03.2016г. в размере 5 625 руб. 38 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей. Данное заочное решение мирового судьи вступило в законную силу 24.04.2021г. 26.05.2021г. судебным приставом –исполнителем ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 на основании исполнительного листа ВС от 28.04.2021г., выданного мировым судьей судебного участка Железнодорожного судебного района <адрес>, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО1

В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Как следует из материалов административного дела, судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 в нарушении статьи 24 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не уведомила любым возможным способом административного истца ФИО1 о возбуждении исполнительного производства и не направил в адрес должника ФИО1 постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП, тем самым нарушив ее права на добровольное исполнение требований исполнительного документа. Предоставленный список ПП простых почтовых отправлений от 28.05.2021г. не свидетельствует о том, что именно должнику ФИО1 было отправлено вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства. Ссылка в отзыве судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 о том, что информация по исполнительному производству располагается в банке данных и заявитель посредством оформления электронной подписи через ЛК ЕПГУ может получать уведомления о ходе исполнительного производства автоматически без дополнительных запросов, направленных в адрес отделения, суд не принимает во внимание, так как административному истцу ФИО1 не было известно о принятом заочном решении о взыскании задолженности, тем самым она не могла предположить, что в отношении нее могло быть возбуждено исполнительное производство. В ходе рассмотрения настоящего административного дела 21.01.2022г. ФИО1 вручено постановление о возбуждении исполнительного производство от 26.05.2021г.

Незаконное бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 повлекло неблагоприятные для ФИО1 последствия в виде наложения исполнительского сбора в размере 1 000 рублей и обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника, в частности, удержание из пенсии.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» данное исполнительное производство окончено 24.08.2021г., в связи с исполнением требования исполнительного документа, а также 22.07.2021г. отменены все назначенные меры принудительного исполнения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части признания незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3, выразившееся в не уведомлении о возбуждении исполнительного производства и в не направлении в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 26.05.2021г. в отношении должника ФИО1

При этом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя направлять взыскателю иные процессуальные документы по исполнительному производству. Взыскатель вправе ознакомиться с материалами исполнительного производства в любое время. Поэтому доводы административного истца о том, что судебный пристав- исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 не направила постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы, не основаны на действующем законодательстве, так как обращение взыскание на заработную плату и иные доходы должника является мерой, направленной на правильное и своевременное исполнение судебного акта, применяемой к должникам, не исполняющим в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Не смотря на то, что установлен факт незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3, выразившееся в не уведомлении о возбуждении исполнительного производства и в не направлении в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 26.05.2021г. в отношении должника ФИО1, однако в тот период времени начальник отдела – старший судебный пристав ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО2 не исполняла свои должностные обязанности в указанном отделе, следовательно, она не наделена должностными обязанностями по контролю за работой судебного пристава исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 Таким образом, суд считает необходимым в этой части требования ФИО1 отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 Яны ФИО3, выразившееся в не уведомлении о возбуждении исполнительного производства и в не направлении в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 26.05.2021г. в отношении должника ФИО1.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья <данные изъяты> Л.М. Кривоносова

<данные изъяты>

2-312/2022 (2-3680/2021;) ~ М-3497/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чеховских Л.Ф.
Ответчики
Савинова Я.Г.
Рогудева Татьяна Алексеевна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Кривоносова Л. М.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
23.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2021Передача материалов судье
30.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Подготовка дела (собеседование)
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее