Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 ко 2 отделу ФГКУ (<адрес>) «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ :
ФИО2 обратилась в суд с иском ко 2 отделу ФГКУ (<адрес>) «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части № в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на учет нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма с составом семьи – 1 человек, т.к. не была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания. В период прохождения и увольнения с военной службы, обеспечение военнослужащих в МО РФ на тот период осуществлялось в соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте. В соответствии в приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была уволена с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. На момент увольнения продолжительность ее военной службы в календарном исчислении составляла 12 лет 3 месяца. При увольнении с военной службы она не избирала в качестве места жительства другой населенный пункт, поэтому на момент увольнения и после увольнения с военной службы состояла в списках очередников на получение жилого помещения по городу Воронежу и из очереди не исключалась. Как во время службы, так и сейчас, своего жилья для постоянного проживания ФИО2 не имеет. После увольнения с военной службы она продолжала находиться на учете в Воронежской КЭЧ района на получение жилья. В дальнейшем войсковые части №, где она проходила службу, были расформированы. До ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась в едином реестре нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Решением начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 была снята с учета с формулировкой, что она относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», т.е. лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому ФИО2 подлежит обеспечению жилым помещением через органы местного самоуправления.
ФИО2 указывает, что вышеуказанное решение является незаконным. До ДД.ММ.ГГГГ она находилась на учете нуждающихся в жилых помещениях в едином реестре и подлежала обеспечению жильем для постоянного проживания за счет средств, выделенных Министерству обороны, а не через органы местного самоуправления. При этом с учета до этого не снималась и каких-либо решений о снятии ее с учета на жилье ей не выдавали. Напротив, она относится к категории лиц, которые в соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» имеют право на обеспечение жильем. Из содержания положений, предусмотренных ч. 2 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что оснований для снятия ФИО2 с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ не имеется. Соответственно, решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях является незаконным нарушает право истца на обеспечение жильем для постоянного проживания за счет МО РФ, которое было приобретено истцом в период прохождения военной службы, но не было реализовано по независящим от нее обстоятельствам. В связи с этим ФИО2 просит суд признать незаконным решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищных отношений» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признать за ней право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищных отношений» МО РФ в лице 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, восстановить ФИО2 на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с первоначальной даты принятия на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее от ответчика в судебное заседание поступили письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых ответчик просит суд оставить заявленные исковые требования без удовлетворения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного надлежащим образом.
Выслушав пояснения истца, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 проходила действительную военную службу (по контракту) в ВС ФИО3 (РФ) на должностях рядового и сержантского состава с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволена с военной службы в запас по ст. 59 п. «ж» ФЗ (по организационно-штатным мероприятиям) (л.д. 20). Выслуга в общем календарном исчислении составила 12 лет. 3 мес., данные факты подтверждаются копией послужного списка ФИО2 (л.д. 21-26).
Как указывает истец в исковом заявлении, в период прохождения военной службы она состояла в очереди военнослужащих на улучшение жилищных условий, но в период службы ей жилье не представили, войсковые части № расформировали. После увольнения с военной службы она продолжала находиться на учете в Воронежской КЭЧ района на получение жилья.
Согласно списку нуждающихся в жилплощади военнослужащих в/ч № на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 была поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании решения заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом, номер очереди 35.
Решением начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма). В решении указано, что из дополнительно представленных во 2 отдел (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ документов следует, что ФИО2 уволена с военной службы ДД.ММ.ГГГГ. Относится в категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктом 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», т.е. лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем подлежит обеспечению жилыми помещениями через органы местного самоуправления, а не на счет бюджетных средств, выделенных Минобороны России (л.д. 13).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом ФИО3 обороны ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 285, действовавшем на момент увольнения истца с военной службы, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением ФИО3 N 193 от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных ФИО3 народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности ФИО3 и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее, чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР (действовавшей на момент увольнения истца) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В силу ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого ФИО3 автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских ФИО3 народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Таким образом, из системного анализа законодательства, действовавшего на момент увольнения истца с военной службы, следует, что ФИО2 при наличии оснований, предусмотренных ст. 29 ЖК РСФСР, подлежала признанию нуждающейся в обеспечении жилым помещением и обеспечению жилым помещением через соответствующий орган местного самоуправления.
В соответствии с Приказом ФИО3 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ", в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом ФИО3 обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280, в качестве уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Свои полномочия Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет, в том числе, через Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Начальник 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не обладающего статусом юридического лица, свои полномочия осуществляет от имени ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 3 вышеуказанного приказа установлено, что в полномочия ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" входит признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3-6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом ФИО3 обороны Российской Федерации 2010 года N 1280, снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, ФИО2 и в период прохождения военной службы, и после увольнения с военной службы, продолжала состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Согласно материалам дела она была зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес>, где зарегистрирована и в настоящее время.
Из содержания положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющих порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и ч.3 ст. 49 ЖК РФ, усматривается, что они распространяются только на военнослужащих и граждан, которые до введения в действие ФЗ «О статусе военнослужащих» имели статус военнослужащих, либо в установленном порядке были признаны нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма за счет средств Министерства обороны РФ.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд находит решение ФГКУ «Западное региональное отделение жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным.
С учетом того, что ФИО2 была поставлена на учет в период прохождения военной службы в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жильем не обеспечена, имела необходимый срок службы, незаконно была снята с учета нуждающихся, суд находит исковые требования ФИО2 в части признания за ней права на обеспечение жилым помещение по договору социального найма в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязании ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ восстановить ФИО2 на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с первоначальной даты принятия на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Признать за ФИО2 право на обеспечение жилым помещение по договору социального найма в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязать 2 отдел (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить ФИО4 на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с первоначальной даты принятия на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 ко 2 отделу ФГКУ (<адрес>) «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ :
ФИО2 обратилась в суд с иском ко 2 отделу ФГКУ (<адрес>) «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части № в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на учет нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма с составом семьи – 1 человек, т.к. не была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания. В период прохождения и увольнения с военной службы, обеспечение военнослужащих в МО РФ на тот период осуществлялось в соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте. В соответствии в приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была уволена с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. На момент увольнения продолжительность ее военной службы в календарном исчислении составляла 12 лет 3 месяца. При увольнении с военной службы она не избирала в качестве места жительства другой населенный пункт, поэтому на момент увольнения и после увольнения с военной службы состояла в списках очередников на получение жилого помещения по городу Воронежу и из очереди не исключалась. Как во время службы, так и сейчас, своего жилья для постоянного проживания ФИО2 не имеет. После увольнения с военной службы она продолжала находиться на учете в Воронежской КЭЧ района на получение жилья. В дальнейшем войсковые части №, где она проходила службу, были расформированы. До ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась в едином реестре нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Решением начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 была снята с учета с формулировкой, что она относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», т.е. лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому ФИО2 подлежит обеспечению жилым помещением через органы местного самоуправления.
ФИО2 указывает, что вышеуказанное решение является незаконным. До ДД.ММ.ГГГГ она находилась на учете нуждающихся в жилых помещениях в едином реестре и подлежала обеспечению жильем для постоянного проживания за счет средств, выделенных Министерству обороны, а не через органы местного самоуправления. При этом с учета до этого не снималась и каких-либо решений о снятии ее с учета на жилье ей не выдавали. Напротив, она относится к категории лиц, которые в соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» имеют право на обеспечение жильем. Из содержания положений, предусмотренных ч. 2 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что оснований для снятия ФИО2 с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ не имеется. Соответственно, решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях является незаконным нарушает право истца на обеспечение жильем для постоянного проживания за счет МО РФ, которое было приобретено истцом в период прохождения военной службы, но не было реализовано по независящим от нее обстоятельствам. В связи с этим ФИО2 просит суд признать незаконным решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищных отношений» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признать за ней право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищных отношений» МО РФ в лице 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, восстановить ФИО2 на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с первоначальной даты принятия на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее от ответчика в судебное заседание поступили письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых ответчик просит суд оставить заявленные исковые требования без удовлетворения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного надлежащим образом.
Выслушав пояснения истца, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 проходила действительную военную службу (по контракту) в ВС ФИО3 (РФ) на должностях рядового и сержантского состава с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволена с военной службы в запас по ст. 59 п. «ж» ФЗ (по организационно-штатным мероприятиям) (л.д. 20). Выслуга в общем календарном исчислении составила 12 лет. 3 мес., данные факты подтверждаются копией послужного списка ФИО2 (л.д. 21-26).
Как указывает истец в исковом заявлении, в период прохождения военной службы она состояла в очереди военнослужащих на улучшение жилищных условий, но в период службы ей жилье не представили, войсковые части № расформировали. После увольнения с военной службы она продолжала находиться на учете в Воронежской КЭЧ района на получение жилья.
Согласно списку нуждающихся в жилплощади военнослужащих в/ч № на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 была поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании решения заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом, номер очереди 35.
Решением начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма). В решении указано, что из дополнительно представленных во 2 отдел (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ документов следует, что ФИО2 уволена с военной службы ДД.ММ.ГГГГ. Относится в категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктом 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», т.е. лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем подлежит обеспечению жилыми помещениями через органы местного самоуправления, а не на счет бюджетных средств, выделенных Минобороны России (л.д. 13).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом ФИО3 обороны ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 285, действовавшем на момент увольнения истца с военной службы, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением ФИО3 N 193 от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных ФИО3 народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности ФИО3 и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее, чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР (действовавшей на момент увольнения истца) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В силу ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого ФИО3 автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских ФИО3 народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Таким образом, из системного анализа законодательства, действовавшего на момент увольнения истца с военной службы, следует, что ФИО2 при наличии оснований, предусмотренных ст. 29 ЖК РСФСР, подлежала признанию нуждающейся в обеспечении жилым помещением и обеспечению жилым помещением через соответствующий орган местного самоуправления.
В соответствии с Приказом ФИО3 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ", в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом ФИО3 обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280, в качестве уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Свои полномочия Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет, в том числе, через Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Начальник 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не обладающего статусом юридического лица, свои полномочия осуществляет от имени ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 3 вышеуказанного приказа установлено, что в полномочия ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" входит признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3-6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом ФИО3 обороны Российской Федерации 2010 года N 1280, снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, ФИО2 и в период прохождения военной службы, и после увольнения с военной службы, продолжала состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Согласно материалам дела она была зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес>, где зарегистрирована и в настоящее время.
Из содержания положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющих порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и ч.3 ст. 49 ЖК РФ, усматривается, что они распространяются только на военнослужащих и граждан, которые до введения в действие ФЗ «О статусе военнослужащих» имели статус военнослужащих, либо в установленном порядке были признаны нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма за счет средств Министерства обороны РФ.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд находит решение ФГКУ «Западное региональное отделение жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным.
С учетом того, что ФИО2 была поставлена на учет в период прохождения военной службы в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жильем не обеспечена, имела необходимый срок службы, незаконно была снята с учета нуждающихся, суд находит исковые требования ФИО2 в части признания за ней права на обеспечение жилым помещение по договору социального найма в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязании ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ восстановить ФИО2 на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с первоначальной даты принятия на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Признать за ФИО2 право на обеспечение жилым помещение по договору социального найма в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязать 2 отдел (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить ФИО4 на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с первоначальной даты принятия на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.