РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2015 года пос. Чернь Тульской области
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Васькова Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Булавинцевой И.В.,
с участием представителя истца администрации МО Липицкое Чернского района Тульской области по доверенности Шадыкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-400/15 по иску администрации МО Липицкое Чернского района Тульской области к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании прекращения права общей долевой собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
установил:
администрация муниципального образования Липицкое Чернского района Тульской области обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании прекращения права общей долевой собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, мотивируя свои требования тем, что в 1992 году, в связи с принятием Постановления правительства РФ от 29.12.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 г. № 213 «О порядке установления бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России», Указом Президента Российской Федерации от 07.03.1996 года № 337 «О реализации конституционных прав на землю», Постановлением правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», рекомендациями по подготовке и выдачи документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 г. № 96, администрацией Чернского района было вынесено постановление № 12-7 от 05.12.1994 г «Об утверждении материалов проекта перераспределения земель».
На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении размеров земельных долей», а также постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельных участков гражданам» были выданы свидетельства на право собственности на землю собственникам земельных долей коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>» с определением размера доли каждого собственника 13,48 га, в том числе пашни 12,05 га.
По данным администрации муниципального образования Липицкое Чернского района следующие собственники земельных долей умерли, а именно:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течении трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля сведения о собственнике который не содержится в принятых до дня вступления в силу Федеральным Законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля собственник которой умер и отсутствуют наследники по закону, так и по завещанию или никто из наследников не имеет прав наследовать или все наследники отстранены от наследования или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию указанному в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и земельных долей, и земельных долей которые могут быть признаны невостребованными по основаниям указанным в п. 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается так же на информационных щитах расположенных на территории данного муниципального образования.
Списки невостребованных земельных долей предоставляются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей в праве предоставить в письменной форме возражение в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общем собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случаи если общим собранием участников долевой собственности в течении четырёх месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, в праве утвердить такой список самостоятельно.
В соответствии с указанными выше нормами статьи 12.1 Закона об обороте администрацией МО Липицкое Чернского района составлен список лиц земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными и опубликован в газете «Тульские известия» № 192(6009) от 26.12.2013 г. и газете «Заря Чернский район» № 77 (10491) от 26.12.2013 года.
С момента публикации с 26.12.2013 года по 26.03.2014 года принимались в письменной форме возражение лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Заявления от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей в администрацию муниципального образования Липицкое Чернского района Соответствующее общее собрание собственников земельных долей не состоялось, в связи с чем, по истечению трёх месяцев со дня публикации списков невостребованных земельных долей администрацией МО Липицкое Чернского района было принято постановление от 17.07.2014 № 7-31 «Об утверждении списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными».
Таким образом, в настоящее время невостребованными являются земельные доли, ранее принадлежащие: ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО6; ФИО7; ФИО16; ФИО17; ФИО8; ФИО5; ФИО18; ФИО4; ФИО3; ФИО19; ФИО2; ФИО9; ФИО10; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО11; ФИО25;
ФИО12.
В течении 19 последних лет, вышеуказанные собственники земельных долей в количестве 38 собственников не распорядились ими в соответствии с Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в коллективно-долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Бездействие собственников земельных долей негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий и заключается в неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения в течении трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю в соответствии с целевым назначением данной категории земель, что в свою очередь причиняет вред земле как природному объекту, в том числе приводит к деградации земель, порче, уничтожению природного слоя почвы, иным негативным последствиям бесхозяйственной деятельности.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этим требованием определяются границы использования гражданами своих прав, на что указано в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей возможность ограничения прав и свобод законодателем, в том числе для защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратится в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядке невостребованными.
Ответчиком по данному иску является Территориальное управление
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Тульской области (на основании п. 5 постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о
наследовании»).
На основании вышеизложенного, просит суд
- признать прекращеным право общей долевой собственности на невостребованные земельные доли, ранние принадлежащие: ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО6; ФИО7; ФИО16; ФИО17; ФИО8; ФИО5; ФИО18; ФИО4; ФИО3; ФИО19; ФИО2; ФИО9; ФИО10; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО11; ФИО25; ФИО12 в размере 13,48 га каждая из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <данные изъяты>
- признать право собственности муниципального образования Липицкое
Чернского района на 25 земельных долей, в размере 13,48 га
каждая, общей площадью 3370000 кв.м (337,00 га), расположенных по
адресу: <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца администрации МО Липицкое Чернского района Тульской области по доверенности Шадыкина Н.А., уточнила заявленные исковые требования, уменьшив их размер и просила суд:
признать прекращеным право общей долевой собственности на невостребованные земельные доли, ранние принадлежащие: ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО3; ФИО19; ФИО2; ФИО9; ФИО10; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО25 в размере 13,48 га каждая из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <данные изъяты>
- признать право собственности муниципального образования Липицкое
Чернского района на 18 земельных долей в размере 13,48 га
каждая, общей площадью 242,64 га, расположенных по
адресу: <данные изъяты>
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица администрации МО Чернский район Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлениями Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и № 708 от 04.09.1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные за предприятиями передавались в долевую собственность граждан.
Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Чернского района Тульской области от 09.06.1992 года № 6-10 совхоз «<данные изъяты>» преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие «Красный путь».
Из постановления главы администрации Чернского района от 30.12.1992 года № 12-55 «О закреплении земель» следует, что за КСХП «<данные изъяты>» закреплены земли в коллективно-долевую собственность.
Согласно Протоколу общего собрания трудового коллектива совхоза «<данные изъяты>» от 23.ноября 1991 года был утвержден перечень лиц, имеющих право на получение земельных паев в совхозе «<данные изъяты>». В список лиц, имеющих право на получение земельных паев в совхозе «<данные изъяты>» были включены: ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО3; ФИО19; ФИО2; ФИО9; ФИО10; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО25.
В соответствии с постановлением главы администрации Чернского района от 05.12.1994 года № 12-7 «Об утверждении размеров земельных долей» утвержден размер земельной доли собственника по хозяйству в КСХП «<данные изъяты>» - 13,48 га.
На основании постановления главы администрации Чернского района свидетельства на право собственности на землю были выданы гражданам:
ФИО13, <данные изъяты>; ФИО14, <данные изъяты>; ФИО15, <данные изъяты>; ФИО16, <данные изъяты>; ФИО17, <данные изъяты>; ФИО18, <данные изъяты>; ФИО3, <данные изъяты>; ФИО19, <данные изъяты>; ФИО2, <данные изъяты>; ФИО9, <данные изъяты>; ФИО10 <данные изъяты>; ФИО20, <данные изъяты>; ФИО21, <данные изъяты>.
Согласно сообщению <данные изъяты> в архиве отдела отсутствуют свидетельства о праве собственности на землю следующих граждан: ФИО22, ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО25;
Однако, как следует из постановления главы администрации Чернского района от 03.06.1996 года № 6-1, а также государственного акта на право собственности на землю, указанным гражданам была выделена земельная доля в размере 13,48 га, а следовательно они также приобрели право собственности на земельную долю.
Постановлением главы администрации Чернского района Тульской области от 18.12.1997 года № 12-33 был зарегистрирован сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>».
При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли. Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года, Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ) не повлекло утраты гражданами приобретенного ими права на долю в праве собственности на земельный участок.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей и праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей долевой собственности па земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, в том числе условия и порядок признания земельных долей невостребованными, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктами 1 и 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Судом установлено, что земельные доли, принадлежавшие: ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО3; ФИО19; ФИО2; ФИО9; ФИО10; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО25 не зарегистрированы, земельные участки не выделены, границы их не установлены, сведений об обременении или о распоряжении земельными долями указанными лицами или их правопреемниками не имеется.
Данные обстоятельства подтверждается кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым № от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах на недвижимое имущество указанных лиц.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Вышеуказанной статьей Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрен порядок утверждения невостребованных земельных долей, согласно которому «орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.. .» Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Из представленных суду доказательств следует, что в соответствии с п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», администрацией муниципального образования Липицкое Чернского района Тульской области опубликован список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах бывшего СПК «<данные изъяты>» Чернского района в газете «Заря» Черского района от 26 декабря 2013 года № 77 и в общественно-политической областной газете «Тульские известия» от 26 декабря 2013 года № 192.
С момента публикации 26 декабря 2013 года по 26 марта 2014 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей.
Как следует из протокола общего собрания участников долевой собственности на участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах СПК «<данные изъяты>» Чернского района Тульской области от 27.03.2014 года, соответствующее общее собрание собственников земельных долей признано не состоявшимся по причине отсутствия кворума. В связи с этим, администрация муниципального образования Липицкое Чернского района Тульской области постановлением от 17 июля 2014 года № 7-30 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей в границах бывшего СПК «<данные изъяты>» муниципального образования Липицкое Чернского района Тульской области» утвердила список лиц, чьи доли признаны невостребованными. В указанный список вошли в том числе, земельные доли, ранее принадлежавшие ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО3; ФИО19; ФИО2; ФИО9; ФИО10; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО25.
В соответствии с п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Следовательно, земельные доли, принадлежавшие ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО3; ФИО19; ФИО2; ФИО9; ФИО10; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО25 с даты утверждения списка признаны невостребованными.
Судом установлено, что собственники земельных долей, в том числе ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО3; ФИО19; ФИО2; ФИО9; ФИО10; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО26; ФИО24; ФИО25 не распорядились ими в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в коллективно-долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Из представленной суду справки отдела ЗАГС <данные изъяты>, следует, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ Данных о смерти других лиц не имеется.
С учетом изложенного, установив отсутствие в течение трех лет распорядительных действий со стороны собственников земельных долей или наследников, суд приходит к выводу о том, что истцом в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу и со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней, однако, до настоящего времени наследники умерших, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.
Из разъяснений содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.201 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432).
Согласно пункту 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области является надлежащим ответчиком по данному делу.
Однако, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области право собственности Российской Федерации на спорные земельные доли не зарегистрировало, доказательств, подтверждающих совершение действий по оформлению прав и истребовании данного имущества в суд не представило.
Согласно пп.1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является приоритет сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, в данном случае имеет место специальное правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, отличное от общих норм права, дающих основание для наделения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) правом на недвижимое имущество, которое закрепляет возможность признания права на земли сельскохозяйственного назначения за муниципальным образованием, в том числе и земли, собственники которых умерли, а наследники отсутствуют либо не приняли наследство.
Учитывая необходимость определения правового статуса спорных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, сохранения их целевого и рационального использования, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования администрации муниципального образования Липицкое Чернского района Тульской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░13; ░░░14; ░░░15; ░░░16; ░░░17; ░░░18; ░░░3; ░░░19; ░░░2; ░░░9; ░░░10; ░░░20; ░░░21; ░░░22; ░░░23; ░░░26; ░░░24; ░░░25 ░ ░░░░░░░ 13,48 ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
<░░░░░> ░░ 18 ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 13,48 ░░
░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 242,64 ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░
░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░