УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Ивановка 02 марта 2020 года
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.
при секретаре Адамчуке А.А.
С участием представителя истца – заместителя Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДКВ, представителя ответчика ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Амурской области – ГНВ, представителя ответчика ФСИН России и УФСИН России по Амурской области – КМИ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Амурской области, ФСИН России и УФСИН России по Амурской области о возложении обязанности по созданию надлежащих условий для содержания осужденных в сфере пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Амурский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КДИ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным иском к ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Амурской области, ФСИН России и УФСИН России по Амурской области, мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения администрацией ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ), в ходе которой установлено, что администрацией исправительного учреждения длительное время нарушаются требования вышеуказанного закона, поскольку проверкой установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, приложения А, п. А4, таб. А1, п. 7.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 17 таб. 2; таб. 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» в производственном здании швейного цеха, расположенного на территории промышленной зоны учреждения, отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, система звукового оповещения людей в случае пожара;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 42 «в» «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства № 390 от 25.04.2012 (далее - ППР в РФ), в производственном здании швейного цеха, расположенного на территории промышленной зоны учреждения, эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 57 ППР в РФ, пожарный шкаф, расположенный в швейном цеху, не имеет элементов для обеспечения его опломбирования и фиксации в закрытом положении;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, приложения А, п. А4, таб. А1, п. 4 СП -5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 17 таб. 2; таб. 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», в производственном здании (автотракторный бокс), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, система звукового оповещения людей в случае пожара;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, приложения А, п. А4, таб. A3, п. 9, п. 9.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 17 таб. 2; таб. 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», в производственном здании (цех по деревообработке), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, система звукового оповещения людей в случае пожара;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении слесарного цеха установлено менее двух пожарных извещателей (п. 12.16 НПБ 88-2001);
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 61 ППР в РФ установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в обувном цехе находится в не исправном состоянии;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 42 «в» ППР в РФ в обувном цехе эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 70 ППР в РФ имеющийся порошковый 5-ти литровый огнетушитель (№) в обувном цехе не перезаряжен;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п.35 ППР в РФ отсутствуют легко открывающиеся запоры на дверях запасных эвакуационных выходов из помещения столовой, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 61 ППР в РФ в помещении столовой у запасного эвакуационного выхода световой указатель «Выход» находится в неисправном состоянии;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 12.16 НПБ 88-2001, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении для приёма пищи отряда № установлено менее двух пожарных извещателей;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 3.21 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией при пожарах в зданиях и сооружениях», п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 3.13130.2009 п. 4.4. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», звуковые оповещатели о пожаре в отряде № находятся менее 150 мм. от потолка;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 36 «г» ППР в РФ, на двери лестничной клетки отряда № снято самозакрывающееся устройство;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 43 ППР в РФ светильники эвакуационного освещения в отряде № на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода находятся в неисправном состоянии;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении для приёма пищи отряда № отсутствуют дымовые пожарные извещатели;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 7.105 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.74 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», в здании отрядов №№ отсутствует система эвакуационного освещения;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 21 ППР в РФ отсутствует акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) строительных конструкций кровли административного здания, здания банно-прачечного комбината, столовой, общежитий отрядов.
Ранее, в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой области, совместно с Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области, по выше указанным нарушениям начальнику УФСИН России по Амурской области внесено представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам рассмотрения которого мер к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности администрацией ИУ не принято.
Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ года по выявленным аналогичным нарушениям закона начальнику УФСИН России по Амурской области вновь внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №.
Результаты проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют о том, что ранее выявленные нарушения закона, администрацией учреждения до настоящего времени не устранены (акт проверки ОНД и ПР по Ивановскому району от ДД.ММ.ГГГГ исх. №).
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны являются обязанностью руководителей организаций.
Таким образом, ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдения правил пожарной безопасности, а также выполнения предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное Конституцией РФ и Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу положений ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудников в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 2 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденной Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», ФСИН России, осуществляя свои полномочия, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания. При этом осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания.
На основании ст. 7 Закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 9.1 и 9.2 Регламента Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, для осуществления указанных полномочий Федеральной службой исполнения наказаний России на территории Амурской области создано Управление ФСИН России по Амурской области, которое осуществляет руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, в том числе осуществляет распределение денежных средств, поступающих из федерального бюджета на проведение ремонтных работ жилых и коммунально-бытовых объектов исправительных учреждений области.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Неисполнение администрацией ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ставит под угрозу безопасность жизни людей в случае возникновения пожара.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, в связи с чем, прокуратурой предъявлено исковое заявление о возложении на администрацию учреждения обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и обеспечить надлежащее противопожарное состояние на объектах с массовым пребыванием людей.
В силу ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников, осужденных, состав и количество которых постоянно меняется, и граждан, находящихся на территории учреждения). В связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, невозможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Амурский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит суд:
- обязать администрацию ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: в производственном здании швейного цеха, расположенного на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара; в производственном здании швейного цеха, расположенного на территории промышленной зоны учреждения, оборудовать светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пожарный шкаф, расположенный в швейном цеху, оборудовать элементами для обеспечения его опломбирования и фиксации в закрытом положении; в производственном здании (автотракторный бокс), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара; в производственном здании (цех по деревообработке), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара; в помещении слесарного цеха установить не менее двух пожарных извещателей; провести ремонт установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в обувном цеху; в обувном цехе оборудовать светильники защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; зарядить имеющийся в обувном цеху порошковый 5-ти литровый огнетушитель (№); установить легко открывающиеся запоры, обеспечивающие возможность свободного открывания изнутри без ключа, на дверях запасных эвакуационных выходов из помещения столовой; провести ремонт светового указателя «Выход» у запасного эвакуационного выхода в помещении столовой; в помещении для приема пищи отряда № установить не менее двух пожарных извещателей; установить звуковые оповещатели о пожаре в отряде № на высоту не менее 150 мм. от потолка; двери лестничной клетки отряда № оборудовать самозакрывающимся устройством; провести ремонт светильников эвакуационного освещения в отряде № на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода; в помещении для приема пищи отряда № установить дымовые пожарные извещатели; оборудовать здание отрядов № системой эвакуационного освещения; провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) строительных конструкций кровли административного здания, здания банно-прачечного комбината, столовой, общежитий отрядов, с составлением соответствующего акта (протокола);
- обязать ФСИН России, УФСИН по Амурской области организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ представителем УФСИН России по Амурской области ААК в суд представлены возражения, в которых указывается на то, что УФСИН России по Амурской области с предъявленными исковыми требованиями не согласно, так как в соответствии с 4.1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Исходя из толкования указанной нормы права, следует, что финансовое обеспечение социально-экономических гарантий сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы осуществляется исключительно за счёт средств федерального бюджета.
Согласно п.п. 6 п.7 главы II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Требования пожарной безопасности, установленные действующим законодательством, подлежат исполнению всеми без исключения субъектами права. В ДД.ММ.ГГГГ году лимиты бюджетного финансирования по данной статье расходов выделялись в крайне ограниченном количестве. При таких обстоятельствах доведение до сведения УФСИН России по Амурской области лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ, со стороны главного распорядителя бюджетных средств, которым выступает ФСИН России, в срок до ДД.ММ.ГГГГ весьма спорно, что соответственно сделает невозможным исполнение судебного решения.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае также необходимо учитывать как объём необходимых к проведению мероприятий, так и то, что ответчики, как бюджетные учреждения, при осуществлении мероприятий предписанных судом обязаны руководствоваться законодательством РФ о контрактной системе, предполагающим проведение ряда конкурсных процедур для заключения государственных контрактов, как на поставку необходимых материалов, так и на выполнение подрядных работ. Таким образом, установление ограниченного срока для выполнения указанных в исковом заявлении действий со стороны ответчиков до ДД.ММ.ГГГГ не соответствует характеру и продолжительности действий по проведению противопожарных мероприятий, а также значительности финансовых затрат для выполнения данных мероприятий. На основании изложенного, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
ДД.ММ.ГГГГ от начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области ЗАА в суд поступили возражения, по своему содержанию тождественные возражениям, представленным УФСИН России по амурской области, с дополнительным указанием на то, что ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области, исходя из целей задач и видов деятельности, не является организацией, проводящей комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, и не отвечает требованиям, предъявленным законом к таким специализированным организациям., а для проведения комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности необходимо заключение контракта со специализированной организацией. В ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области проводится подготовительная работа для заключения контракта, однако, заключение контракта потребует значительного времени, так как необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По указанным обстоятельствам ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области не может выполнить все мероприятия, в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, начальник ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Отзыв на иск представителем ответчика – ФСИН России представлен не был.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заместитель Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДКВ на удовлетворении иска настаивал, полагая, что указанный в иске срок для устранения требований законодательства о пожарной безопасности является объективным.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области и ФСИН России КМИ участвуя в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, на возражениях настаивала. Пояснила, что нарушения действительно имеют место быть, однако с учетом крайне ограниченных лимитов, выделяемых ФСИН России, полагает срок, установленный для выполнения судебного решения, недостаточным, просила установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительно к возражениям пояснила, что в начале ДД.ММ.ГГГГ года доведены лимиты в размере 200 000 рублей для ФКУ <данные изъяты> и 750 000 рублей для ФКУ <данные изъяты>, на закупку материалов. Для того, чтобы ФКУ <данные изъяты> имело возможность установить автоматическую пожарную сигнализацию, и приобрести расходные материалы, необходимо чтобы все учреждения предоставили сметы, до настоящего времени не предоставлена смета от <данные изъяты> и <данные изъяты>. Для определения лица, который будет выполнять проектно-сметную документацию, необходимо проведение конкурса. ДД.ММ.ГГГГ при начальнике УФСИН России по Амурской области было видео совещание с начальниками <данные изъяты> учреждений, на котором было рассмотрено представление прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, и согласно протокола этого совещания, начальнику <данные изъяты> ФКУ <данные изъяты> была поставлена задача – оборудовать автоматической пожарной сигнализацией швейный цех, цеха по деревопереработке и авторемонту до ДД.ММ.ГГГГ года. По её мнению, если такая задача была поставлена, то она будет выполнена.
Представитель ответчика ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области ГНВ, участвуя в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, имела позицию, солидарную с КМИ
Заслушав стороны, допросив свидетеля и изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Положениями статей 18 и 46 Конституции РФ закреплено, что права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 9 ст. 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой 1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы (п. 14 ст. 16 УИК РФ).
Согласно ст. 1 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В силу п. п. 1, 2 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ст. 38 указанного выше Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения администрацией ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в ходе которой установлены следующие нарушения:
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, приложения А, п. А4, таб. А1, п. 7.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 17 таб. 2; таб. 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» в производственном здании швейного цеха, расположенного на территории промышленной зоны учреждения, отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, система звукового оповещения людей в случае пожара;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 42 «в» «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства № 390 от 25.04.2012 (далее - ППР в РФ), в производственном здании швейного цеха, расположенного на территории промышленной зоны учреждения, эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 57 ППР в РФ пожарный шкаф, расположенный в швейном цеху не имеет элементов для обеспечения его опломбирования и фиксации в закрытом положении;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, приложения А, п. А4, таб. А1, п. 4 СП -5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 17 таб. 2; таб. 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», в производственном здании (автотракторный бокс), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, система звукового оповещения людей в случае пожара;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, приложения А, п. А4, таб. A3, п. 9, п. 9.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 17 таб. 2; таб. 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», в производственном здании (цех по деревообработке), расположенном на территории промышленной зоны учреждения отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, система звукового оповещения людей в случае пожара;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении слесарного цеха установлено менее двух пожарных извещателей. (п. 12.16 НПБ 88-2001);
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 61 ППР в РФ установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в обувном цехе находится в не исправном состоянии;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 42 «в» ППР в РФ в обувном цехе эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 70 ППР в РФ имеющийся порошковый 5-ти литровый огнетушитель (№) в обувном цехе не перезаряжен;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п.35 ППР в РФ отсутствуют легко открывающиеся запоры на дверях запасных эвакуационных выходов из помещения столовой, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 61 ППР в РФ в помещении столовой у запасного эвакуационного выхода световой указатель «Выход» находится в неисправном состоянии;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 12.16 НПБ 88-2001, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении для приёма пищи отряд № установлено менее двух пожарных извещателей;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 3.21 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией при пожарах в зданиях и сооружениях», п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 3.13130.2009 п. 4.4. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», звуковые оповещатели о пожаре в отряде № находятся менее 150 мм. от потолка;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 36 «г» ППР в РФ, на двери лестничной клетки отряда № снято самозакрывающееся устройство;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 43 ППР в РФ светильники эвакуационного освещения в отряде № на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода находятся в неисправном состоянии;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении для приёма пищи отряда № отсутствуют дымовые пожарные извещатели;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 7.105 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.74 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», в здании отрядов № отсутствует система эвакуационного освещения;
- в нарушение ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 21 ППР в РФ отсутствует акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) строительных конструкций кровли административного здания, здания банно-прачечного комбината, столовой, общежитий отрядов.
Нарушения в сфере пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области, не оспариваются представителями ответчиков, напротив наличие таких нарушений и в настоящее время стороной ответчика признается.
На основании изложенного, исходя из того, что нарушения Правил пожарной безопасности, выявленные в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области, приводят к угрозе жизни или здоровью людей, находящихся в учреждении, вследствие возможного возникновения пожара, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Амурским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях исковых требований в части возложения обязанности по созданию надлежащих условий в сфере пожарной безопасности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудников в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 2 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», ФСИН России, осуществляя свои полномочия, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, а также осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания…
Согласно п.п. 6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
На основании ст. 7 Закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 9.1 и 9.2 Регламента Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, для осуществления указанных полномочий Федеральной службой исполнения наказаний России на территории Амурской области создано Управление ФСИН России по Амурской области, которое осуществляет руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, в том числе осуществляет распределение денежных средств, поступающих из федерального бюджета на проведение ремонтных работ жилых и коммунально-бытовых объектов исправительных учреждений области.
Исходя из изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные Амурским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях исковые требования в части возложения обязанности на ФСИН России и УФСИН России по Амурской области организации финансового обеспечения расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности.
Срок – до ДД.ММ.ГГГГ, до истечения которого должны быть устранены нарушения требований пожарной безопасности, судом установлен с учетом предмета спора, баланса интересов сторон.
Довод стороны ответчиков о невозможности исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ по причинам, связанным с необходимостью выполнения ряда мероприятий в рамках законодательства о контрактной системе, предполагающей проведение конкурсных процедур при заключении государственных контрактов и значительностью финансовых затрат, не принимается судом во внимание, поскольку устанавливая срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд учёл длящийся характер нарушений в сфере пожарной безопасности в ФКУ ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Амурской области, что угрожает жизни и/или здоровью людей, находящихся в учреждении, вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем, срок, предложенный ответчиками, полагает неразумным.
Установление более длительного срока исполнения судебного решения будет означать продолжение нарушения ответчиком прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурором подан настоящий иск.
Кроме того, суд отмечает, что каких - либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств невозможности исполнения обязанности в предложенный прокурором срок, ответчиками в материалы дела не представлено, напротив как следует из пояснений представителей ответчиков, подтвержденных показаниями свидетеля ПАА, начальника ПЧ <данные изъяты> ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области, установление автоматической пожарной сигнализации (АПС) в учреждении будет произведено до ДД.ММ.ГГГГ года. При этом, как следует из показаний свидетеля, именно установление АПС является наиболее финансово затратным и трудоемким мероприятием.
При этом, суд считает необходимым отметить, что в случае невозможности исполнения суда в установленный законом срок, в силу уважительности причин ответчик может воспользоваться правом на предоставление отсрочки по исполнению судебного решения, в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
Судебных расходов по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ <данные изъяты> УФСИН по Амурской области, ФСИН России и УФСИН России по Амурской области - удовлетворить полностью.
Обязать администрацию ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
в производственном здании швейного цеха, расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара;
в производственном здании швейного цеха, расположенном на территории промышленной зоны учреждения, оборудовать светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
пожарный шкаф, расположенный в швейном цеху, оборудовать элементами для обеспечения его опломбирования и фиксации в закрытом положении;
в производственном здании (автотракторный бокс), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара;
- в производственном здании (цех по деревообработке), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара;
в помещении слесарного цеха установить не менее двух пожарных извещателей;
провести ремонт установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в обувном цеху;
в обувном цехе светильники оборудовать защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
зарядить имеющийся в обувном цеху порошковый 5-ти литровый огнетушитель (№);
установить легко открывающиеся запоры, обеспечивающие возможность свободного открывания изнутри без ключа на дверях запасных эвакуационных выходов из помещения столовой;
провести ремонт светового указателя «Выход» у запасного эвакуационного выхода в помещении столовой;
в помещении для приема пищи отряда № установить не менее двух пожарных извещателей;
установить звуковые оповещатели о пожаре в отряде № на высоту не менее 150 мм от потолка;
- двери лестничной клетки отряда № оборудовать самозакрывающимся устройством;
- провести ремонт светильников эвакуационного освещения в отряде № на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода;
- в помещении для приема пищи отряда № установить дымовые пожарные извещатели;
- оборудовать здание отрядов № системой эвакуационного оповещения;
- провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) строительных конструкций кровли административного здания, здания банно-прачечного комбината, столовой, общежитий отрядов, с составлением соответствующего акта (протокола).
Обязать ФСИН России, УФСИН по Амурской области организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06.03.2020.
Судья: Скобликова Н.Г.
скому делу "ичинах их
Ирина
ительных I и месте ограммы,
эемени и ельности
оседания ообщал,