Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
16 февраля 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего: судьи Омаровой М.А., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным отказа о заключении с истцом договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным отказа о заключении с истцом договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, указав в обоснование иска, что 24.11.2020г. истицей в Министерство здравоохранения РД было подано заявление о принятии ее документов для заключения с истцом договора о предоставлении в 2020г. единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2020г. на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города на территории Республики Дагестан с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан.
26.11.2020г. истица получила ответ Министерства здравоохранения РД №, в котором говорится, что в соответствии с п.п. «а» п. 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017г. №, единовременные компенсационные выплаты могут получить медицинские работники, прибывшие в медицинские организации и их структурные подразделения, оказывающие первичную медико санитарную помощь. Исходя из этого, единовременная компенсационная выплата не может быть мне предоставлена.
Отказ Министерства здравоохранения РД от заключения с истицей договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты нарушает ее права и законные интересы, что подтверждается нижеследующим.
26.06.2018г. истица окончила ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» и получила Диплом специалиста сер: 100524 №, регистрационный №, по программе специалитета и специальности лечебное дело. Решением Государственной экзаменационной комиссии ей была присвоена квалификация врач-лечебник (протокол № от 17.06.2018г.). Подтверждением этому служит Архивная справка № от 01.10.2020г.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, 1.09.2018г. в рамках квоты целевого приёма по программам ординатуры (с выплатой стипендии) по специальности «Фтизиатрия», истица была зачислена в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет». Подтверждением этому служит Справка об обучении в образовательной организации от 24.09.2020г. выданная Управлением докторантуры, аспирантуры, ординатуры и интернатуры.
31.08.2020г. истица окончила ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» и получила Диплом об окончании ординатуры сер: 100524 №, регистрационный №, освоив основную профессиональную образовательную программу ординатуры по специальности «Фтизиатрия». Решением Государственной экзаменационной комиссии ей присвоена квалификация врач-фтизиатр (протокол № от 15.07.2020г.).
После получения Диплома об окончании ординатуры, истица по программе «Земский доктор/фельдшер» заключила с ГБУ РД «Кахибская межрайонная туберкулёзная больница им. ФИО4» (ГБУ РД «КМТБ») трудовой договор от 7.09.2020г. и была принята на работу в лечебное отделение на должность врача-фтизиатра. В п. 2.4. договора предусмотрена обязанность отработать в ГБУ РД «КМТБ», со дня заключения настоящего трудового договора не менее 5 (пяти) лет.
Должность врача-фтизиатра была указана в п. 26 Списка вакансий медицинских организаций ГБУ РД «Кахибская межрайонная туберкулёзная больница им. ФИО4» по программе «Земский доктор/фельдшер» и размещена на сайте Министерства здравоохранения РД. Подтверждением этому служит Справка № от 11.12.2020г. выданная истице с места работы ГБУ РД «КМТБ».
После поступления на работу в ГБУ РД «Кахибская межрайонная туберкулёзная больница им. ФИО4», истица вместе с семьёй из <адрес> переехала на место жительство в <адрес>, Республики Дагестан, где в настоящее время проживает и работает.
С учётом всех вышеуказанных требований закона по программе «Земский доктор/фельдшер», истица собрала документы по перечню указанного в объявлении Минздрава и 24.11.2020г. подала в Министерство здравоохранения РД заявление с просьбой о принятии ее документов для заключения с ней договора, о предоставлении в 2020г. единовременных компенсационных выплат, но ей было отказано.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 работает в должности врача-фтизиатра, в ГБУ РД «Кахибская межрайонная туберкулёзная больница им. ФИО4», согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.
24.11.2020г. года истец обратилась в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением, приложив необходимые документы, с целью заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. В ответ на ее обращение Министерство здравоохранение Республики Дагестан направило письмо, в котором в предоставлении выплаты ему было отказано.
Согласно п. 2. Порядка предоставления в 2020 году единовременных выплат утвержденных Постановлением правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № Единовременные компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2020 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города на территории Республики Дагестан с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей (далее - медицинские работники), в размере одного миллиона рублей - для врачей и пятисот тысяч рублей - для фельдшеров.
В силу ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора. Договор считается заключенным при достижении между сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, к каковым относится предмет (ст. 432 ГК РФ).
Предметом договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта является предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.
В соответствии с подпунктом «а», пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения Республики Дагестан) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Во исполнение Государственной программы Российской Федерации Минздравом России издан приказ от 21.02.2020г. №н «Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)» в котором включены должности специалистов оказывающих не только первичную медико-санитарную помощь, но и скорую и стационарную медицинскую помощь. Так, например, врач - анестезиолог- реаниматолог, врач скорой медицинской помощи, врач-эндоскопист, фельдшер скорой медицинской помощи.
Таким образом, законодательство Российской Федерации, регулирующее вопрос предоставление единовременных компенсационных выплат не исключает возможность заключения договора с лицами, замещающими вакантные должности в стационарные подразделения и подразделениях скорой медицинской помощи.
Кроме того, в постановлении Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2020 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города на территории Республики Дагестан с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан» отсутствует конкретизация структурных подразделений, а также должностей и специальностей медицинских работников имеющих право на получение единовременных компенсационных выплат.
В ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством.
На основании изложенного суд находит исковые требования ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным отказа о заключении с истцом договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Дагестан о заключении с истцом договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с ФИО2 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья М.А. Омарова