Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-195/2020 ~ М-57/2020 от 30.01.2020

Дело № 2а – 195/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2020 года         г. Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Тимофеевой Т.А.,

при секретаре – Погребыской Е.А.,

с участием административного истца – Васильевой Ю.Э.,

представителя административного истца – Кондрина С.А.
представителя административного ответчика – администрации Валдайского муниципального района Быстровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Алексея Васильевича, Васильевой Юлии Эдуардовны к администрации Валдайского муниципального района о признании незаконным отказа в обустройстве подъездных путей к земельному участку и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Васильев А.В. и Васильева Ю.Э. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Валдайского муниципального района о признании незаконным отказа в обустройстве подъездных путей к земельному участку и обязании совершить определенные действия. В обоснование иска указали, что постановлением администрации Валдайского муниципального района от 25.01.2012 года "О передаче в общую долевую собственность земельного    участка", вынесенным на основании п.3 ч.4 ст.8 Областного закона о 05.12.2011 года -ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области", им для индивидуального жилищного строительства передан в собственность земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . С целью реализации своих прав, ими были совершены действия по планировке территории и подготовке участка под строительство. В настоящее время они приступили к закладке фундамента для последующего возведения жилого дома на земельном участке, где после ввода его в эксплуатацию планируют проживать на постоянной основе. Однако земельный участок подъездом не обеспечен, автомобильная дорога к нему отсутствует, в связи с чем, к земельному участку невозможен подъезд пожарной техники, машин скорой медицинской помощи, полиции, оказание транспортных услуг. Они неоднократно обращались в администрацию Валдайского муниципального района с просьбой осуществления строительства подъездных путей к земельному участку, однако получали отказ со ссылкой на отсутствие денежных средств, в связи с чем были вынуждены обратиться в прокуратуру Валдайского района. В результате проведенной прокурором Валдайского района проверки, в адрес ответчика было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. 20 декабря 2019 года истцы вновь обратились с письмом к ответчику с просьбой незамедлительно решить вопрос о строительстве подъездного пути к земельному участку с кадастровым номером но получили отрицательный ответ (исх. М02-44-11 от 13 января 2020 года).

Полагая, что их права нарушены, просят признать незаконным отказ (исх. М02-44-11 от 13 января 2020 года) администрации Валдайского муниципального района об обустройстве подъездных путей к принадлежащему им земельному участку по указанному выше адресу, возложить на орган местного самоуправления обязанность по организации устройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку и взыскать с администрации Валдайского муниципального района судебные расходы на оплату услуг представителя по 7800 рублей в пользу каждого, расходы по уплате госпошлины в сумме 600 рублей.

В последующем административные истцы уточнили административные исковые требования, просили возложить на орган местного самоуправления – администрацию Валдайского муниципального района обязанность по организации устройства автомобильной дороги от <адрес> до точки примыкания ее к <адрес> в <адрес>, напротив <адрес>, создав дорогу к принадлежащему Васильеву Алексею Васильевичу и Васильевой Юлии Эдуардовне земельному участку с кадастровым номером расположенному по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец Васильева Ю.Э. и ее представитель – Кондрин С.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный истец Васильев А.В. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика – администрации Валдайского муниципального района Быстрова М.В. административные исковые требования не признала, по обстоятельствам подробно изложенным в письменных возражениях.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативному правовому акту.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности.

Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 257-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ также предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статья 16 Закона предусматривает, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Пункт 3 ст. 20 указывает, что примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

Как следует из ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Валдайского муниципального района от 21 января 2012 года Васильевой Ю.Э. и Васильеву А.В. общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Вышеуказанный земельный участок не обеспечен подъездными путями, улично-дорожная сеть не сформирована, в муниципальную программу мероприятия по проектированию и строительству указанной улицы не включены.

Как следует из представления прокурора Валдайского района от 20 сентября 2019 года, земельный участок истцов подъездом не обеспечен, автомобильная дорога к нему отсутствует, имеется стихийно накатанный подъезд, который не пригоден для проезда легковых и грузовых транспортных средств.

В соответствии с ответом администрации Валдайского муниципального района от 20 июля 2017 года, для выполнения работ по строительству автомобильной дороги по <адрес> в г. Валдай требуется подготовка дорогостоящей проектной документации, прохождение экспертизы и наличие бюджетных средств. Земельные участки для предоставления льготным категориям граждан сформированы в северной части города Валдай в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, разработанным в 2015 году. При формировании бюджета в 2018 году будут предусмотрены денежные средства для проектирования (строительства) автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес>.

Как следует из ответа администрации Валдайского муниципального района от 11 июля 2019 года, строительство автодороги по <адрес> в <адрес> в 2020 оду не планируется из-за отсутствия бюджетных ассигнований. Однако в целях обеспечения подъезда к земельным участкам по вышеуказанной улице производится грейдирование в летний период и расчистка от снега в зимний период по мере необходимости, в рамках содержания автодорог на территории Валдайского городского поселения.

Из ответа на обращение заместителя Главы администрации Валдайского муниципального района от 13 января 2020 года следует, что на сегодняшний день доступ к земельным участкам, расположенным на <адрес> возможен со стороны автодороги по <адрес> и со стороны <адрес> по <адрес> не может обеспечить подъездом и инженерными коммуникациями каждый из предоставленных участков и проводит работу по проектированию и последующему строительству основных магистральных сетей.

Отсутствие дорожного сообщения с выделенными под индивидуальную жилищную застройку земельными участками подтверждается пояснениями административного истца, свидетеля и не оспаривалось представителем административного ответчика.

Так, свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что является собственником смежного с истцами земельного участка. До настоящего времени ни один из предоставленных администрацией земельных участков подъездом не обеспечен. Имеется стихийно накатанный подъезд, который не предназначен для движения по нему транспортных средств, что в условиях повсеместного строительства в данном районе, неблагоприятным образом сказывается на собственниках участках. Администрация района на многочисленные обращения не реагирует.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд полагает, что отказ администрации Валдайского муниципального района ( от 13 января 2020 года) противоречит изложенным выше нормам права, а потому не может быть признан законным.

В соответствии с ч. 1 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что оспариваемым решением (отказом) администрации Валдайского муниципального района нарушаются права и законные интересы административных истцов, а потому исковые требования Васильева А.В. и Васильевой Ю.Э. подлежат удовлетворению.

Суд считает, что администрацией Валдайского муниципального района, как уполномоченным органом местного самоуправления, не были осуществлены в полном объеме действия по обеспечению возможности организации транспортной инфраструктуры к выделенным земельным участкам, в том числе к земельному участку истцов с кадастровым номером чтобы обеспечивалась возможность ведения строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом с административного ответчика в пользу административных истцов подлежат взысканию расходы оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что административными истцами понесены расходы в сумме 15 000 рублей, связанные оплатой услуг представителя, выразившихся в оказании юридической помощи по настоящему административному делу, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 28 января 2020 года.

В силу ст.ст. 111, 112 КАС РФ, в пользу истцов Васильева А.В. и Васильевой Э.Ю. подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя по 7500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 62, 84, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Васильева Алексея Васильевича, Васильевой Юлии Эдуардовны – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Валдайского муниципального района Новгородской области от 13 января 2020 года в обустройстве дороги к принадлежащему Васильеву Алексею Васильевичу и Васильевой Юлии Эдуардовне земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области организовать устройство дороги от <адрес> до точки примыкания ее к <адрес> в <адрес>, напротив <адрес>, создав дорогу к принадлежащему Васильеву Алексею Васильевичу и Васильевой Юлии Эдуардовне земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

Взыскать с администрации Валдайского муниципального района в пользу Васильева Алексея Васильевича и Васильевой Юлии Эдуардовны расходы на оплату услуг представителя по 7800 в пользу каждого.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Валдайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись                                

Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 года.

Судья: подпись

Копия верна: судья                        Тимофеева Т.А.

Решение вступило в законную силу "___" ______________ 2020 года

2а-195/2020 ~ М-57/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Алексей Васильевич
Васильева Юлия Эдуардовна
Ответчики
Администрация Валдайского муниципального района
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Тимофеева Татьяна Анатольевнa
Дело на странице суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
30.01.2020Регистрация административного искового заявления
30.01.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Подготовка дела (собеседование)
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
27.05.2020Судебное заседание
18.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее