Дело № 2-71/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2018 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Соколова Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Артемьевой К.О.,
с участием представителей истца Краузе О.В., Слепухина Р.В.,
представителя ответчика Кононова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Пригородная управляющая компания» об устранении нарушений экологического и санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Пригородная управляющая компания» (далее по тесту – МУП «Пригородная управляющая компания»), в котором просит обязать ответчика в срок до 01.06.2018 прекратить деятельность по сливу канализационных стоков из канализационного колодца КК-1, расположенного <адрес>, на рельеф местности координаты <...>
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки по факту ненадлежащего функционирования канализационного коллектора, расположенного в районе гаражно-строительного кооператива <адрес> в г. Нижнем Тагиле, установлено, что напротив жилого дома <адрес> в г. Нижнем Тагиле расположен канализационный колодец КК-1, из которого происходит неконтролируемый излив жидких бытовых отходов на рельеф местности с дальнейшим попаданием в прудок на реке Ежовке. В колодец поступают сточные воды от пос. Зональный, расположенного на территории Горноуральского городского округа, и часть сетей водоотведения со стороны пос. Зональный находится на балансе администрации Горноуральского городского округа и обслуживаются ответчиком. Аварийный сброс хозфекальных сточных вод из указанного канализационного колодца происходит в результате неисправности канализационного коллектора, обслуживаемого ответчиком.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признал. В обоснование возражений по иску указал, что в настоящий момент канализационные сети по улице <адрес> со спорным канализационным коллектором ответчиком не обслуживаются, к ответчику отношения не имеют, принадлежат МУП «Пригородный водоканал».
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие «Пригородный водоканал» и администрация Горноуральского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения дела была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Пригородного районного суда Свердловской области областного суда в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина или его имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 31.08.2016 года совместной выездной проверки Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры и территориального филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» установлено, что в районе жилого дома № по <адрес> в г. Нижнем Тагиле расположен канализационный колодец (далее по тексту – спорный канализационный колодец КК-1), у которого разрушены бетонные кольца, отсутствует оголовок и крышка, в результате чего из колодца происходит излив сточных вод на рельеф, рядом с колодцем выявлено заболачивание территории. Обслуживание и содержание колодца осуществляет ответчик. Прокурором в адрес ответчика внесено представление от 01.09.2016 № 02-10-2016 об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 54).
Как следует из письма ответчика № 1426 от 28.09.2016, по результатам рассмотрения представления принято решение ввиду отсутствия возможности самостоятельно разрешить вопрос по устранению засора (перелома) канализационной трассы от колодцев у дома № по <адрес> в г. Нижний Тагил, принято решение повторно написать письмо в ООО «Водоканал-НТ» с просьбой предоставления машины «Акваджет» для пробивки засора или определения места перелома канализационной трассы. Привлечь ФИО1 Н.Ю. – слесаря участка <адрес> к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д. 55).
Как видно из акта обследования от 20.09.2016, у спорного канализационного колодца КК-1 разрушены бетонные кольца, отсутствует оголовок и крышка, в результате происходит излив сточной воды на рельеф. Рядом с колодцем образовалось болото, территория у колодца заболочена. Предположительно сточная вода из болота по рельефу попадает в реку Ежовая. Изложенное является нарушением п. 6.6., 6.7. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (л.д. 56).
Согласно справке от 29.09.2017 из спорного канализационного колодца КК-1 происходит излив жидких бытовых отходов на рельеф местности с дальнейшим попаданием в прудок предположительно реки Ежовки, что является нарушением п. 4.1.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (л.д. 59).
Согласно акту № 12-12-05/155 от 24.07.2017 и приложенным к нему протоколам количественного химического анализа вод установлено, что 13.07.2017, 17.07.2017, 19.07.2017 из спорного канализационного колодца КК-1 в реку Ежовка осуществлялся сброс вредных веществ (нитрит-ион, нитрат-ион, сульфат-ион, хлориды, аммоний-ион, АПАВ, БПК5, фосфат-ион, железо общее, взвешенные вещества) со сточными водами с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, выявлен факт влияния сброса вредных веществ со сточными водами на качество воды в реке Ежовка и факт превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения – реки Ежовка, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде (л.д. 41-53).
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждено наличие нарушений экологического законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, вызванных ненадлежащим функционированием спорного канализационного колодца КК-1, а именно: нарушены ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11, ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что канализационные сети со спорным канализационным колодцем КК-1 к ответчику отношения не имеют, принадлежат МУП «Пригородный водоканал», по следующим основаниям.
Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 11.06.2013 № 1281 Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа поручено передать в хозяйственное ведение МУП «Пригородный водоканал» имущество согласно приложению, в котором в числе передаваемого имущества в пунктах 8-14 указано имущество, находящееся в п. Зональный, включая сети водопроводные (инв. № 317), сети канализации (инв. № 370) (л.д. 11, 12).
Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 25.12.2014 № 3535 дано согласие МУП «Пригородный водоканал» на заключение с ответчиком договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, указанным в приложении, в котором в числе передаваемого имущества в пунктах 1-7 указано имущество, находящееся в п. Зональный, включая сети водопроводные (инв. № 317), сети канализации (инв. № 370) (л.д. 71-72).
Как следует из п. 1.1 договора безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014, заключенного между МУП «Пригородный водоканал» (передающей стороной) и ответчиком (принимающей стороной), МУП «Пригородный водоканал» безвозмездно передал ответчику во временное владение и пользование имущество, указанное в приложении № 1 к договору, для использования ответчиком в своих производственных целях (л.д. 73-76).
Имущество передано ответчику по акту приема-передачи № 01 от 31.12.2014, в котором в числе передаваемого имущества в пунктах 1-7 указано имущество, находящееся в п. Зональный, включая сети водопроводные (инв. № 317), сети канализации (инв. № 370) (л.д. 77).
Согласно п. 1.7. вышеуказанного договора срок безвозмездной передачи имущества устанавливается с 01.01.2015 года по 29.12.2015 года.
В п. 5.1. договора безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014 указано, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 29.12.2015 года, и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01 января 2015 года.
Изменение условий договора, его расторжение допускаются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Вносимые дополнения и изменения оформляются дополнительным соглашением (п. 5.2 договора безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014).
Дополнительным соглашением № 1 от 04.10.2015 к договору безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014 стороны изменили п. 1.7. договора и установили срок безвозмездной передачи имущества с 01.01.2015 года по 27.12.2016 года (л.д. 78).
Дополнительным соглашением № 2 от 11.04.2016 к договору безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014 стороны изменили п. 1.7. договора и установили срок безвозмездной передачи имущества с 01.01.2015 года по 27.12.2017 года (л.д. 79).
В силу п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Согласно п. 2.3.6 договора безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014 принимающая сторона (ответчик) обязуется возвратить переданное имущество в течение 5 дней после истечения срока действия настоящего договора или прекращения его действия по иным законным основаниям в исправном состоянии.
Аналогичная обязанность установлена в п. 2.3.10 вышеуказанного договора, согласно которому принимающая сторона (ответчик) обязуется в случае истечения срока действия настоящего договора или прекращения его действия по иным основаниям передать в 5-тидневный срок передающей стороне либо по его указанию другому лицу имущество по акту приема-передачи в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа.
Принимающая сторона (ответчик) обязуется при возврате передаваемого имущества произвести проверку его комплектности, технический осмотр производится в присутствии представителей передающей и принимающей сторон (п. 2.3.7 договора безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014).
Поскольку акт приема-передачи (возврата) имущества ответчиком в МУП «Пригородный водоканал» суду не предоставлен, следовательно, имущество продолжает находиться во владении и пользовании ответчика.
Договор безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014 не содержит условия о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, а потому в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, которым, исходя из п. 2.3.6 и п. 2.3.10 договора, является возврат ответчиком имущества по акту приема-передачи передающей стороне либо по его указанию другому лицу.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что поскольку возврат ответчиком имущества по акту приема-передачи не произведен, имущество продолжает находиться во владении и пользовании ответчика, следовательно, договор безвозмездной передачи недвижимого имущества № 1 от 31.12.2014 продолжает действовать.
Согласно п. 2 и п. 28 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (канализации), представляющей собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Согласно п. 9 и п. 26 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки (перемещения) сточных вод.
В силу п. 6 и п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем), определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Как указано в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 02.09.2015 № 2084 внесены изменения в постановление администрации Горноуральского городского округа от 17.12.2014 № 3416, в частности, пункт 1.5. изложен в новой редакции, в соответствии с которой ответчик определен в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории населенных пунктов с. Покровское и п. Зональный Горноуральского городского округа (л.д. 22).
Кроме того, в п. 2 вышеуказанного постановления администрации Горноуральского городского округа от 02.09.2015 № 2084 на гарантирующие организации, в том числе на ответчика, возложены обязанности обеспечить эксплуатацию центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечить холодное водоснабжение и водоотведение в случае, если объекты капитального строительства присоединены в установленном порядке к централизованной системе водоснабжения и водоотведения в пределах зоны деятельности гарантирующей организации, обеспечить заключение договоров, необходимых для обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечить эксплуатацию бесхозных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, на территории Горноуральского городского округа в случае их выявления по закрепленным для каждой организации населенным пунктам.
Из материалов дела следует, что спорный канализационный колодец КК-1 предназначен для приема сточных вод в систему водоотведения (канализацию) п. Зональный, следовательно, является неотъемлемым элементом канализационной сети.
Администрация Горноуральского городского округа в письме от 09.11.2016 № 01-23-2194 подтвердила, что спорный канализационный колодец КК-1 находится в зоне обслуживания ответчика (л.д. 58).
Из письма ООО «Водоканал-НТ» от 20.02.2017 № 954 с приложенными к нему акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям канализации и схемой инженерных коммуникаций следует, что между ООО «Водоканал-НТ» и ответчиком действует договор водоотведения, в рамках которого оформлен акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям канализации. Согласно акту разграничения точкой присоединения (точкой разграничения эксплуатационной ответственности) является колодец 251.22к./247.83л. на сети канализации Д300мм, состоящей в аренде ООО «Водоканал-НТ». Ответственность за техническое состояние сети канализации от п. Зональный, в том числе участка канализации от колодца 250.13к/248.35л до колодца 251.22к/247.83л., несет ответчик.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что ответственность за техническое состояние спорного канализационного колодца КК-1 несет ответчик, в связи с чем исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Пригородная управляющая компания» об устранении нарушений экологического и санитарного законодательства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Пригородная управляющая компания» об устранении нарушений природоохранного и санитарного законодательства, удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Пригородная управляющая компания» (ОГРН 1136623004693) в срок до 01 июня 2018 года прекратить деятельность по сливу канализационных стоков из канализационного колодца КК-1, расположенного в районе дома № по <адрес> в городе Нижнем Тагиле, на рельеф местности координаты <...>
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья (подпись)
Машинописный текст решения изготовлен судьей 13.06.2018 года.
Судья (подпись)