Дело № 2-584/2020
24RS0035-01-2019-004890-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т. при секретаре Арнгольд В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края к ОСП по г. Минусинску и Минусинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края (истец) обратилась в суд к ОСП по г. Минусинску и Минусинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя тем, что Администрация Шошинского сельсовета является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя ДД.ММ.ГГГГ №-ИП на основании исполнительного листа по делу № об обязании администрации Шошинского сельсовета: создать специализированную службу по вопросам организации похоронного дела; в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить постановку на кадастровый учет и оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на территории муниципального образования <адрес>, на котором расположено кладбище площадью 2га в селе <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбища площадью 2 га в селе <адрес>. Решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заявителю предоставлена отсрочка исполнения судебного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 50000 руб. На момент подачи настоящего заявления решение исполнено в части. В установленный срок судебное решение в части обеспечения постановки на кадастровый учет и оформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположено кладбище; устранения нарушения земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (установление санитарно--защитной зоны, разработка и утверждение проекта устройства кладбища, постройка общественных туалетов) не может быть исполнено в связи с отсутствием денежных средств. Бюджет Шошинского сельсовета является высокодотационным, у администрации Шошинского сельсовета отсутствует возможность предусмотреть денежные средства на исполнение требований судебного решения на ДД.ММ.ГГГГ. В этих целях глава Шошинского сельсовета обратился с просьбой о выделении денежных средств в администрацию Минусинского района. До настоящего времени денежные средства из бюджета Минусинского района не данные цели не выделялись. Просит освободить администрацию Шошинского района от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № полностью (л.д.3-4).
В судебное заседание представитель истца, представитель ответчика не явились, извещены надлежащим образом (л.д.17), в связи с чем, суд полагает, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из правовой позиции, изложенной в абз.2 п.75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ внесены исправления во вводную часть решения Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности осуществить действия, указав, что решение суда вынесено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70).
Из ответа ОСП по г. Минусинску и Минусинскому району УФССП по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19) следует, что на исполнении в ОСП по г. Минусинску и Минусинскому району УФССП по Красноярскому краю находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного органом: Минусинский городской суд по делу №, предмет исполнения: Признать незаконным бездействие администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края по не организации содержания места захоронения и непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам организации похоронного дела на кладбище площадью 2га, расположенного в районе <адрес>. Возложить обязанности совершить действия согласно исполнительного листа, в отношении должника: Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края, адрес должника: <адрес> в пользу взыскателя: Минусинский межрайонный прокурор, адрес взыскателя: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ глава сельсовета ФИО9 предупреждена об уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ руководствуясь ст.112 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительного сбора в размере 50000 руб. ДД.ММ.ГГГГ копия постановления получена главой сельсовета ФИО9, что подтверждается материалами исполнительного производства. В рамках исполнительного производства должнику (в лице главы сельсовета ФИО10) вручены требования об исполнении решения суда (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования исполнительного документа исполнены частично. Исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП находится на исполнении.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-22) судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края (л.д.23-24).
ФИО9 избрана главой Шошинского сельсовета Минусинского района на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
На ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края вручено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края вручено требование о предоставлении информации об исполнении решения Минусинского городского суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27).
ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края вручено требование о предоставлении информации об исполнении решения Минусинского городского суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38-39).
Из ответа Администрации Шошинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40) следует, что решение суда в части исполнено: организована специализированная служба на территории Шошинского сельсовета; замежеван и переведен земельный участок с площадью 4985 кв.м. с кадастровым номером № местоположение: <адрес>Для того, чтобы перевести земли лесного фонда в собственность муниципалитета, нужно подготовить акт натурного обследования, которые изготавливает Минусинское лесничество, стоимость выполнения составит 29042,82 руб…Для разработки лесоустроительной документации для перевода земель данного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, по предварительным подсчетам стоимость услуг составит около 110 тыс. руб. Администрация Шошинского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ не располагает выставленной суммой. Но в бюджет в ДД.ММ.ГГГГ запланировала 29042,82 руб. на составление акта натурного обследования. Соответственно с неоформленным частью земельного участка площадью 1.1 га Администрация не имеет возможности устранить нарушение земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбища.
Решением Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила работы общественных кладбищ и порядок их содержания на территории Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края (л.д.28).
Решением Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ принято Положение об организации похоронного дела (л.д.30).
На основании постановления Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю ФИО11 присвоен статус специализированной службы по вопросам погребения и похоронного дела на территории Шошинского сельсовета на период до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Шошинского сельсовета (заказчик) и ИП ФИО11 (исполнитель) заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Шошинский сельсовет Минусинского района Красноярского края (л.д.31-35,63-67) из которого следует, что исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Шошинского сельсовета и обязуется оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на территории Шошинского сельсовета…(п.1.1).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского исполнительского сбора в размере 50000 руб. (л.д.36-37).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Администрация Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края направляла в филиал «Востсиблеспроект» ФГБУ «Рослесинфорг» письма с просьбой подготовить лесоустроительную документацию для перевода земель в колхозе «Восточный» №), общей площадью 0,95 га, из категории земель лесного фонда в иную категорию, т.к. земельный участок является объектом муниципального значения (л.д.5,8,44,47).
ДД.ММ.ГГГГ из ФГБУ «Рослесинфорг» в Администрацию Шошинского сельсовета направлено коммерческое предложение (л.д.9-12,48-51) из которого следует, что стоимость работ по подготовке: акта лесного участка (с приложением чертежа), акта натурного технического обследования лесного участка (с приложением чертежа), испрашиваемого для перевода земель из категории «земли лесного фонда» в иную, на территории Минусинского района Красноярского края составит 75332 руб.
Из письма Администрации Минусинского района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение главы Шошинского сельсовета о выделении в ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в размере 53 тыс. руб. для выполнения требований судебного решения (л.д.45) следует, что в связи с дефицитом бюджета возможность выделить дополнительные средства из районного бюджета отсутствует. Бюджет Минусинского района является высокодотационным и на 80% формируется за счет дотаций краевого бюджета. Решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден дефицит районного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7782506,29 руб. Денежных средств не достаточно для погашения первоочередных социально-значимых платежей. Предложено в ходе исполнения в 2019 году как районного бюджета, так и бюджета Шошинского сельсовета, при условии поступления дополнительных доходов, или в результате фактически сложившейся экономии по другим статьям расходов, дополнительно рассмотреть вопрос возможности финансирования для выполнения требований судебных решений (л.д.6,46).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Администрация Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края обращалась в Администрацию Минусинского района с письмами о выделении денежных средств в размере 75332 руб. для выполнения требований судебного решения, а именно на выполнение работ по подготовке акта выбора лесного участка и акта натурного обследования лесного участка, испрашиваемого для перевода земель из категории «земли лесного фонда» в «иную» на территории <адрес> (л.д.52-53).
Разрешая спор по существу, суд руководствуется тем, что действующее законодательство предусматривает возможность освобождения от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, при условии, что приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Статься 401 ГК РФ предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Судом установлено, что администрацией Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края принимаются меры по оформлению документов для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, что подтверждается письмами Администрации Шошинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54,58-61,68), КГБУ «Минусинское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-56), Отдела архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57), Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62).
На основании распоряжения Правительства Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещаний, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения кладбища традиционного захоронения земельного участка площадью 4985 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> в границах согласно приложению (л.д.7,43).
Суд полагает обоснованными доводы истца о затруднительном финансовом положении, доказательства тому, что бюджет является дотационным, представлены в материалы дела, виновных действий со стороны истца в не исполнении решения суда в предусмотренные законом сроки не установлено, в результате суд приходит к выводу о том, что такая мера как освобождение от уплаты исполнительского сбора, в данном случае, применима. При этом учитывает также и то, что освобождение от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановлений либо действий судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконными, равно как и не освобождает истца от необходимости исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края к ОСП по г. Минусинску и Минусинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора- удовлетворить.
Освободить Администрацию Шошинского сельсовета Минусинского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, подлежащего оплате по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Минусинску и Минусинскому району УФССП по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.