Решение по делу № 2-4899/2015 ~ М-2902/2015 от 31.03.2015

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2015 года город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи: Шакировой Л.А.

при секретаре: Шариповой Ф.И.

с участием прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Иткуловой Н.У., истца Михайловой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы, выступающего в интересах Михайловой Ю. В., к Администрации городского округа город Уфа об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд с иском в защиту интересов Михайловой Ю.В. об обязании Администрации городского округа <адрес> предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте городского округа <адрес>, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям.

В обоснование исковых требований указано на то, что родители Михайловой Ю.В. – мать Михайлова Л.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Михайлов В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над Михайловой Ю.В. установлена опека, и закреплено право на жилье по адресу: <адрес>

Распоряжением главы <адрес> городского округа <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Ю.В. признана нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений и включен в списки по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей».

Михайлова Ю.В. своего жилья не имеет, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, до настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили истцу жилое помещение.

С учетом изложенного, прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы просит обязать администрацию предоставить Михайловой Ю.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Иткулова Н.У. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Михайлова Ю.В. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа, представитель Министерства образования РБ, представитель Правительства РБ, Министерства финансов РБ, на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав в судебном заседании и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, заслушав явившихся лиц, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно свидетельству о рождении III-АР Михайлова Ю.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются Михайлов Ю. В. который умер ДД.ММ.ГГГГ и Михайлова Ю. В. которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ III-АР и от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы муниципального образования Орджоникидзевский район г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ Михайловой Ю.В. назначен опекун Кондрова В.Я., за ней закреплено право на жилье, расположенное по адресу: <адрес>

Согласно справке о регистрации Михайлова Ю.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. По указанному адресу также зарегистрированы Кондров Л.И., Кондрова В.Я. (бабушка), Толоконникова М.Л., (тетя), Толоконников Г.А. (родственник), Толоконников А.А. (родственник).

Согласно выписке из распоряжения главы <адрес> ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Ю.В. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Как видно из материалов дела, в <данные изъяты> году Михайлова Ю.В. окончила ГБОУ профессиональный колледж по специальности «Парикмахер», что подтверждается имеющейся в материалах дела копией диплома.

Однако по настоящее время, Михалова Ю.В. жилым помещением не обеспечена.

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию городского округа г. Уфа.

Суд, дав оценку представленным доказательствам в силу ст. 59,60 ГПК РФ приходит к выводу, что Михайлова Ю.В., в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, поэтому на Администрацию городского округа город Уфа РБ необходимо возложить обязанность предоставить истцу в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м. и отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям.

Доводы ответчика о том, что за Михайловой Ю.В. закреплено жилое помещение, в связи с чем не имеется оснований для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма, не могут быть признаны обоснованными исходя из следующего.

В соответствии с п. 4.1. постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда РБ» жилые помещения специализированного жилищного фонда в общежитиях предназначены для временного проживания граждан, не имеющих жилой площади в собственности либо по договору социального найма на территории соответствующего муниципального образования РБ, где они осуществляют свою трудовую деятельность, проходят службу или обучение.

Между тем, как следует из материалов дела, у Михайловой Ю.В. в собственности не имеется какого-либо жилого помещения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав от ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствуют данные о том, что она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии оснований для предоставления Михайловой Ю.В. жилого помещения по договору специализированного найма, не могут быть признаны обоснованными.

Руководствуясь статьями 56, 59, 60, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, выступающего в интересах Михайловой Ю. В. к Администрации городского округа город Уфа об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Михайловой Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах территории городского округа г. Уфа, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее <данные изъяты> кв.м., сроком на <данные изъяты> лет.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Шакирова

2-4899/2015 ~ М-2902/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Михайловой Ю.В.
Ответчики
Администрация ГО г. Уфы
Другие
Министерство финансов РБ
Министерство образования РБ
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Муллахметова (Шакирова) Лейсян Аликовна
Дело на странице суда
oktiabrsky--bkr.sudrf.ru
31.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.05.2015Предварительное судебное заседание
29.06.2015Судебное заседание
03.08.2015Судебное заседание
07.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2017Дело оформлено
04.08.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее