УИД №<Номер обезличен> Дело № 2-420/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 11 июня 2020 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2, специалиста ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – Береговой сельсовет <адрес> к администрации Берегового сельсовета <адрес> о возложении обязанности регистрации права муниципальной собственности на объекты электросетевого хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования - Береговой сельсовет <адрес> обратился в суд с названным иском к администрации Берегового сельсовета <адрес> о возложении на администрацию Берегового сельсовета <адрес> обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты электросетевого хозяйства: 16 трансформаторных подстанций: ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМН 630, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, воздушные линии 6кВ протяженностью 7.833 км, 04кВ протяженностью 30,643 км, кабельные линии 6кВ протяженностью 0,69 км, 0,4кВ протяженностью 15,830 км, 3 переключательных пункта 6кВ (ПП-6 кВ). В обоснование заявленных требований указав о том, что прокуратурой <адрес> в ходе осуществляемого надзора за исполнением законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ, проведена проверка по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов электроэнергетики. Проверкой установлено, что на территории Берегового сельсовета находятся 16 трансформаторных подстанций (ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМН 630, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, воздушные линий 6кВ - 7,833 км, воздушные линии 0,4 кВ - 30,643 км, кабельные линии 6 кВ - 0,69 км. кабельные линии 0.4 кВ - 15,830 км. 3 переключательные пункта 6 кВ (ПП 6 кВ). Распоряжением главы администрации Берегового сельсовета <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> ООО «<данные изъяты>» предоставлена муниципальная преференция на право заключения договора безвозмездного пользования. <Дата обезличена> между администрацией Берегового сельсовета и ООО «<данные изъяты>» заключен договор безвозмездного пользования <Номер обезличен>, в соответствии с которым ООО «<данные изъяты>» переданы вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства Берегового сельсовета. Воздушные и кабельные линия являются линейными объектами, которые в свою очередь относятся к объектам недвижимости. Право собственности на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства не зарегистрировано, в связи с чем они отвечают признакам бесхозяйного недвижимого имущества. В соответствии со Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до <Дата обезличена> года в целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства необходимо решить в том числе задачу по совершенствованию механизма выявления и оформления прав на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе стимулирование к этой деятельности органов местного самоуправления, на территории которых выявляются такие объекты. Бездействие администрации Берегового сельсовета, выразившееся в несвоевременном оформлении права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства, не позволяет эффективно использовать муниципальное имущество, что может привести к негативным последствиям.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 на удовлетворении иска настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске. Также дополнил, что в соответствии с действующим законодательством в настоящее время указанный комплекс электросетевого хозяйства относится к недвижимому имуществу, ранее вынесенное Зейским районным судом решение от <Дата обезличена>, было вынесено без учета того, что линии электропередач, расположенные на территории Берегового сельсовета <адрес>, входят в комплекс электросетевого хозяйства, а соответственно подлежат регистрации как недвижимое имущество.
Представитель ответчика – администрации Берегового сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО3 суду пояснил, что он является генеральным директором ООО «<данные изъяты>», его организация осуществляет межевание земельных участков под объектами электросетевого хозяйства, как отдельно линий, так и в комплексе с трансформаторными подстанциями. Объекты электросетевого хозяйства, указанные прокурором в исковом заявлении (воздушные, кабельные линии, переключательные пункты, трансформаторные подстанции) относятся к объектам недвижимого имущества и подлежат регистрации в органах Росреестра. Ранее действительно, одни относили такое имущество к движимому, другие считали его недвижимым, однако после разъяснений Министерства экономического развития РФ в письме от <Дата обезличена> за № <адрес>, данные споры прекратились и теперь такое имущество принято считать недвижимым.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, специалиста, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 27 и 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
<адрес> обратился с названным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования - Береговой сельсовет <адрес>, в связи с чем действия прокурора <адрес>, в данном случае обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, являются законными.
На основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной выше статьи ГК РФ иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет, в этой связи доводы представителя ответчика о том, что данная норма закона не устанавливает обязанность органа местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного имущества, это является его правом, а не обязанностью, основана на её неверном толковании.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Обязанность органа местного самоуправления поставить бесхозяйный объект недвижимости на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и Федеральным законом от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 которого к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения (ст. 50 указанного закона).
Также, п.п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение; тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права Муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
Как следует из материалов дела, решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен> по заявлению администрации Берегового сельсовета <адрес> о признании вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, заявленные исковые требования удовлетворены, линии электропередач, расположенные на территории Берегового сельсовета <адрес> и <адрес>), предназначенные для передачи электроэнергии напряжением 0,4 и 6 кВ признаны бесхозяйным движимым имуществом. Бесхозяйное движимое имущество – линии электропередач, расположенные на территории Берегового сельсовета <адрес> и <адрес>), предназначенные для передачи электроэнергии напряжением 0,4 и 6 кВ признаны муниципальной собственностью Берегового сельсовета <адрес>.
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от <Дата обезличена> записи о зарегистрированных правах на объекты недвижимости – ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМН 630, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250 в границах <адрес>, отсутствуют.
Иные документы, подтверждающие право собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены.
Вместе с тем, <Дата обезличена> между муниципальным образованием Береговой сельсовет <адрес> и ООО «<данные изъяты>» заключен договор безвозмездного пользования муниципальным движимым электросетевым имуществом. Предметом договора является: ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМН 630, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, воздушные линии 6кВ - 7,833 км, воздушные линии 0,4 кВ - 30,643 км, кабельные линии 6 кВ - 0,69 км. кабельные линии 0.4 кВ - 15,830 км, 3 переключательных пункта 6 кВ (ПП 6 кВ). Передаваемое имущество принадлежит арендодателю на праве собственности, признанно решением Зейского районного суда дело <Номер обезличен> от <Дата обезличена> движимым имуществом и предназначено для обеспечения потребителей электроэнергией (п. 1.1 Договора).
Однако, решением антимонопольного органа – Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от <Дата обезличена> по заявлению администрации Берегового сельсовета <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о даче согласия на предоставление муниципальной преференции путем передачи в безвозмездное пользование ООО «<данные изъяты>» сроком на 3 года муниципального имущества Берегового сельсовета – линий электропередач и электрооборудования, принято решение об отказе в предоставлении государственной (муниципальной) преференции в связи с тем, что заявленная муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона «О защите конкуренции». К заявлению администрации представлена копия решения Зейского районного суда от <Дата обезличена> дело <Номер обезличен>, согласно которому бесхозяйное движимое имущество – линии электропередач, расположенные на территории Берегового сельсовета <адрес> и <адрес>), предназначенные для передачи электроэнергии, напряжением 0,4 и 6 кВ признаны муниципальной собственностью Берегового сельсовета <адрес>. При этом в указанном решении не указаны какие-либо индивидуализирующие признаки имущества, позволяющие однозначно определить конкретные объекты, на которые судом признано право муниципальной собственности Берегового сельсовета (в том числе протяженность, конкретное местонахождение каждого объекта – указана 2 ЛЭП и 2 населенных пункта). В отношении иных объектов, помимо указанных в решении суда, сведения о принадлежности муниципальному образованию Берегового сельсовета к заявлению не представлены.
Таким образом, фактически право собственности на объекты электросетевого хозяйства: 16 трансформаторных подстанций: ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМН 630, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, 3 переключательных пункта 6кВ (ПП-6 кВ), администрацией Берегового сельсовета <адрес> не зарегистрировано, из доказательств представленных в материалы настоящего гражданского дела следует, что данное имущество является бесхозяйным. Право собственности администрации Берегового сельсовета <адрес> на воздушные линии 6кВ протяженностью 7.833 км, 04кВ протяженностью 30,643 км, кабельные линии 6кВ протяженностью 0,69 км, 0,4кВ протяженностью 15,830 км, относительно решения Зейского районного суда от <Дата обезличена> также идентифицировать не представляется возможным, в виду отсутствии в решении суда индивидуализирующих признаков имущества, материалы же гражданского дела <Номер обезличен> уничтожены по истечению срока хранения.
Рассматривая вопрос об отнесении спорных объектов электросетевого хозяйства к объектам недвижимого имущества, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимое вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что объекты электросетевого хозяйства: 16 трансформаторных подстанций: ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМН 630, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, воздушные линии 6кВ протяженностью 7.833 км, 04кВ протяженностью 30,643 км, кабельные линии 6кВ протяженностью 0,69 км, 0,4кВ протяженностью 15,830 км, 3 переключательных пункта 6кВ (ПП-6 кВ), отвечают признакам единого недвижимого комплекса, о чем в судебном заседании также пояснил и допрошенный в качестве специалиста ФИО3, а соответственно вышеуказанные объекты должны быть отнесены к объектам недвижимого имущества.
При этом указанные объекты недвижимого имущества, отвечают признакам бесхозяйного имущества.
Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлена статьей 4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что заявленные в содержании иска объекты недвижимого имущества – электросетевого хозяйства (которые в силу ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ является единым недвижимым комплексом) являются бесхозяйными, расположены в административных границах муниципального образования, то обязанность по принятию на учет объектов недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления – ответчике по делу, который в силу закона является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный объект электроснабжения, установлению его владельца, может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойной работы и нарушить права неопределенного круга лиц, муниципального образования - Береговой сельсовет <адрес>.
Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд находит обоснованными доводы истца о том, что обязанность по принятию необходимых мер по постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет и оформлению последней в муниципальную собственность возложена на ответчика.
При таком положении исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности совершить действия, связанные с постановкой на учет бесхозяйного имущества, суд приходит к выводу о том, что для исполнения указанной обязанности ответчику с учетом соблюдения определенной процедуры постановки объекта на соответствующий учет, а также финансовых затрат, ограниченных бюджетом муниципального образования, следует предоставить разумный срок – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Берегового сельсовета <адрес>, удовлетворить.
Возложить на администрацию Берегового сельсовета <адрес> обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты электросетевого хозяйства: 16 трансформаторных подстанций – ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 100, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМН 630, ПС «<адрес>» ТМ 160, ПС «<адрес>» ТМ 25, ПС «<адрес>» ТМ 250, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 400, ПС «<адрес>» ТМ 250; воздушные линий 6кВ протяженностью 7,833 км, воздушные линий 0,4 кВ протяженностью 30,643 км, кабельных линий 6 кВ протяженностью 0,69 км., кабельных линий 0,4 кВ протяженностью 15,830 км.; 3 переключательных пункта 6 кВ (ПП 6 кВ), находящиеся в границах муниципального образования Берегового сельсовета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий А.А. Плешков