дело № 2-127/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Фризен Ю.А.,
при секретаре Седойкиной Е.И.,
с участием представителя истца Жидковой Н.Н. – Лисовской Е.М.,
ответчиков Жидкова В.В., Косаревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жидковой Н.Н. к государственному учреждению «Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ», Жидкову В.В., Косаревой А.В. об установлении факта нахождения на иждивении,
у ст а н о в и л:
Жидкова Н.Н. обратилась с иском к государственному учреждению «Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ», указывая, что состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, который в 1992 году прекращен по семейным обстоятельствам, однако она и ФИО1 продолжали проживать совместно по адресу: <адрес>, вести общее хозяйство, воспитывать детей. В результате несчастного случая на производстве ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, по день смерти ФИО1 она находилась на его иждивении. Указывает, что размер её пенсии 15 287,01 рубль, а также заработная плата, которую она получала до ноября 2019 года в размере 15 700 рублей еще при жизни ФИО1 не могли обеспечить её нужд. ФИО1 работал в ООО «<данные изъяты>», его средний заработок составлял 75 000 рублей. В связи с чем, оказываемая ФИО1, материальная помощь являлась для нее основным источником дохода, их семья фактически проживала на денежные средства ФИО8, из которых они оплачивали коммунальные услуги, приобретали продукты питания, лекарственные средства. С учетом уточненных исковых требований просит установить факт нахождения ее на иждивении ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ и по день его смерти. Установление факта нахождения на иждивении необходимо ей для получения страховой выплаты и оформления наследственных прав.
Определением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Жидков В.В., Косарева А.В.
Истец Жидкова Н.Н., ответчик государственное учреждение «Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ», представитель третьего лица – Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель ответчика – государственное учреждение «Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ», в ранее представленном отзыве в удовлетворении иска возражал, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения на иждивении у ФИО1
Представитель истца Жидковой Н.Н. – Лисовская Е.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам искового заявления, дополнительно пояснив, что до момента смерти ФИО1, Жидковы проживали совместно по адресу: <адрес>.
Ответчики Жидков В.В., Косарева А.В. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, суду пояснили, что их родители ФИО1 и Жидкова Н.Н. проживали совместно по адресу: <адрес>. В результате несчастного случая на производстве ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, по день смерти отца их мать находилась на его иждивении. ФИО1 работал в ООО «<данные изъяты>», его средний заработок составлял 75 000 рублей, а также являлся получателем пенсии.
Суд, заслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, принимает признание иска ответчиками, считая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц и находит заявление подлежащим удовлетворению.
В силу части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в частности суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом (пункт 6.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П, пункт 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О, пункт 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. N 2265-О).
Так, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Пунктом 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" регламентировано, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Содержание понятия иждивенства закреплено в ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии с указанной нормой члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
По смыслу названных норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим гражданином, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи умершего) какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего гражданина членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим гражданином, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего гражданина.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 31 Постановления от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание, или такую систематическую помощь, которая бы была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат.
Анализ приведенных выше правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации свидетельствует о том, что юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Закон Оренбургской области от 24.09.2019 N 1779/466-VI-ОЗ "О величине прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области на 2020 год" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 18.09.2019 N 1779) устанавливает, что величина прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области на 2020 год устанавливается в размере 8252 рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ брак между Жидковой Н.Н. и ФИО1 расторгнут.
Из свидетельства о смерти усматривается, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Пояснениями ответчиков Жидкова В.В., Косаревой А.В., которые приходятся детьми умершему ФИО1 и истцу Жидковой Н.Н., данных в судебном заседании подтверждается, что их родители с момента заключения брака и до смерти отца проживали совместно.
Согласно справкам о доходах формы 2-НДФЛ от 2019 года и 2020 года, выданной ООО «<данные изъяты>», общий заработок ФИО1 за 2019 год составил 814 162,65 рублей, за 2020 год – 596 919,29 рублей.
Удостоверением №, выданным Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области подтверждается, что ФИО1 являлся пенсионером и ему назначена пенсия в размере 2 720,83 рубля.
Из отзыва представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области следует, что размер пенсии умершего ФИО1 составлял 13 551,06 рублей.
Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области, подтверждается, что Жидкова Н.Н. состоит на учете в УПФР в г.Орске Оренбургской области и ей установлена страховая пенсия по старости, размер которой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила от 14 340,32 рубля до 15 287,01 рубль.
Из искового заявления следует, что Жидкова Н.Н. осуществляла трудовую деятельность только до ноября 2019 года, средний ее заработок оставлял 15 700 рублей, следовательно, на момент смерти ФИО1 истец являлась только получателем пенсии по старости.
Таким образом, совокупный среднемесячный доход ФИО9 на день смерти ФИО1 составлял 103 838,07 рублей, то есть на каждого, с учетом равенства долей, приходилось по 51 919,035 рублей, из которых ежемесячный доход Жидковой Н.Н. 15 287,01 рубль, соответственно, помощь ФИО1 составляла 36 632,025 рублей.
В судебном заседании установлено, что Жидкова Н.Н. на момент смерти ФИО1, являлась пенсионером по старости, проживала с ним совместно, получала от ФИО1 помощь, которая носила постоянный характер и являлась основным источником существования, в связи с чем, суд приходит к выводу о подтверждении факта нахождения Жидковой Н.Н. на иждивении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом наличие у Жидковой Н.Н. собственного дохода, превышающего величину прожиточного минимума, не может однозначно свидетельствовать о том, что она не находилась на иждивении умершего ФИО1 с учетом установленных по делу обстоятельств, указанных выше, следовательно, требования иска подлежат удовлетворению.
Установление данного факта имеет для Жидковой Н.Н. юридическое значение, так как позволяет ей реализовать право на получение страховой выплаты и оформления наследственных прав.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Жидковой Н.Н. удовлетворить.
Установить факт нахождения Жидковой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-судья Фризен Ю.А.
Мотивированное решение составлено 02 февраля 2021 года