Решение по делу № 2-1777/2014 ~ М-1104/2014 от 07.04.2014

Дело № 2-1777-14

Решение

Именем Российской Федерации

23 мая 2014 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Суворовой К.А.,

при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,

с участием прокурора Жукова А.И., представителей ответчиков Газизовой Д.Р. и Пунтус Е.А., действующих по доверенностям от 20.05.2014 и от 29.04.2014 соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми о возложении обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии,

установил:

Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд с иском к ответчикам о возложении на Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми и администрацию Дзержинского района г. Перми обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома № ... по ул...., проведении оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, в целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указывает, что в ходе осуществления надзора за соблюдением прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, было установлено, что межведомственная комиссия при администрации Дзержинского района г. Перми на основании заключения от 25.09.2008 межведомственной комиссии при администрации Дзержинского района г.Перми признала дом по адресу: ... непригодным для постоянного проживания граждан. 06.09.2013 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края была проведена внеплановая выездная проверка указанного дома, в результате которой установлено, что на момент осмотра указанный дом находится в неудовлетворительном состоянии, конструктивные элементы утратили свою первоначальную прочность, в связи с чем, не может быть обеспечена безопасность жизни и здоровья граждан, соответственно указанный дом должен быть признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, акт проверки жилого дома № ... по ул...., составленный Инспекцией, свидетельствует о наличии в доме указанных в п. 33 Положения недостатков, которые могут послужить основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу. В нарушение п. 47 Положения комиссией принято решение о признании дома непригодным для проживания, тогда как многоквартирный дом в указанных случаях признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Соответственно выводы комиссии, содержащиеся в вышеуказанном заключении межведомственной комиссии, не соответствуют требованиям Положения. Квартиры № № ... указанного дома включены в Реестр муниципального имущества г. Перми, следовательно, муниципальное образование «Город Пермь» является собственником большей части помещений указанного дома и на него должна быть возложена обязанность проведения обследования указанного жилого дома специализированной организацией для решения вопроса о признании указанного дома аварийным. До настоящего времени администрацией города не принято мер для оценки уровня безопасности проживания в указанном многоквартирном доме. Нахождение людей в доме, имеющим признаки аварийности, создает угрозу жизни и здоровью не только проживающим в нем гражданам, но и неопределенному кругу лиц (гостей, работников скорой помощи и аварийных служб, сотрудников полиции и т.д.).

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрация г. Перми в судебном заседании с иском прокурора не согласна, пояснила, что организовывает работу комиссии администрация Дзержинского района г. Перми. Администрация города как собственник жилых помещений в многоквартирном доме вправе (но не обязана) обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу и только при наличии обращений гражданина. Со стороны собственников и нанимателей не было обращений. Наниматели жилых помещений не лишены возможности самостоятельно обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, предоставить документы. Обязанность организовать проведение обследование дома для получения заключения специализированной организацией не предусмотрено Положением о межведомственной комиссии и администрации. Таким образом, администрация не уклоняется от обследования указанного жилого дома.

Представитель ответчика – администрации Дзержинского района г. Перми иск не признает, указывает, что администрация, действуя в соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, не отрицает, что вышеуказанное заключение межведомственной комиссии было составлено без акта обследования и заключения специализированной организации, между тем, 15.10.2013 администрацией собственникам жилых помещений указанного дома было направлено письмо о предоставлении информации, документов по поводу признания дома аварийным, подлежащим сносу или по иному основанию, с предоставлением пакета документов, указанных в заявлении, таким образом, ответчик свою обязанность выполнил.

Третье лицо Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в судебное заседание не явилось, в предыдущем судебном заседании иск прокурора поддержало.

Третье лицо - Департамент имущественных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явилось, просит о рассмотрении дела без представителя, из представленного в суд отзыва следует, что согласно Уставу города Перми исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, с правами юридического лица, является администрация г. Перми. Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми делегированы полномочия по распоряжению и управлению муниципальным имуществом (нежилым фондом). По сведениям Единого реестра муниципального имущества г. Перми, спорный объект недвижимого имущества – в частности квартиры № № ... по ул.... включены в реестр муниципального имущества. Полномочиями по управлению жилищным фондом и организацией работы по распределению муниципального жилищного фонда наделено Управление жилищных отношений администрации г. Перми.

Третьи лица - Управление жилищных отношений администрации г. Перми, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» в судебное заседание своих представителей не направили, о слушании дела извещены, просят суд о рассмотрении дела в отсутствии представителей.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии при администрации Дзержинского района г. Перми от 25.09.2008 об обследования жилого многоквартирного дома, дом по адресу: ..., признан непригодным для постоянного проживания граждан. Из заключения следует, что указанный 8-квартирный жилой дом является постройкой 1948 года, 2-х этажный деревянный, износ по данным БТИ составляет 65 %. Наблюдаются трещины фундамента, его неравномерная осадка, искривление горизонтальный линий стен, следы увлажнения цоколя, у брусчатых стен наблюдается обрастание мхом нижних венцов, промерзание, неравномерная осадка. Наблюдается наличие гнили в древесине деталей крыши, увлажнение древесины, отколы и трещины в шифере, просветы, протечки, в квартирах №№ ... видны следы протечек в комнатах, в санузлах наблюдается разрушение полового покрытия, перекрытия имеют диагональные трещины, полы имеют прогибы, стертость досок, в квартирах первого этажа ощущается повышенная влажность. В подъездах оконные блоки сгнили, наблюдается обвал штукатурки до обрешетки, в квартирах оконные переплеты поражены гнилью, повреждены дверные коробки. Электропроводка старая, не соответствует установленным размерам. На кухнях и в санузлах вытяжные отверстия каналов не предусмотрены.

06.09.2013 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая проверка дома по ул...., в результате которой установлено, что на момент осмотра указанный дом находится в неудовлетворительном состоянии, конструктивные элементы утратили свою первоначальную прочность, наблюдается деформация фундамента, стен, несущих конструкций, повреждение гнилью элементов деревянных конструкций.

Инспекция Государственного жилищного надзора Пермского края по результатам осмотра дома обратилась к Главе администрации Дзержинского района г. Перми о проведении повторной межведомственной комиссии с привлечением специализированной организации.

Администрацией Дзержинского района г. Перми 14.10.2013 дан ответ о том, что жилой дом № ... по ул.... межведомственной комиссией при администрации района 25.09.2008 признан непригодным для постоянного проживания граждан. Указали, что в соответствии с Положением № 47 от 28.01.2006 признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на заключении специализированной организации проводящей обследование. Обязанность по представлению заключения специализированной организации возложена на собственников и нанимателей жилых помещений, собственники будут проинформированы о необходимости представления перечня документов.

В связи с тем, что администрацией Дзержинского района г. Перми не проведено повторное заседание межведомственной комиссии с привлечением специализированной организации, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в прокуратуру Дзержинского района г. Перми о принятии мер прокурорского реагирования.

На основании ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).

Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 33 Положения установлено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, нe позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В соответствии с п.п.10, 34,42-43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п.10).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.34).

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.42).

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43).

В пункте 47 Положения указано, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Поскольку пунктом 47 указанного Положения предусмотрено признание непригодным для постоянного проживания лишь отдельного жилого помещения, многоквартирный жилой дом в указанных случаях признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, выводы комиссии, содержащиеся в заключение от 25.09.2008, не соответствуют требованиям установленным Положением.

Как следует из вышеуказанного заключения межведомственной комиссии, обследование вышеуказанного многоквартирного жилого дома специализированной организацией в соответствии со ст.45 Положения не организовывалось и не проводилось, что ответчиками не оспаривается, следовательно, результаты такого обследования при принятии решения межведомственной комиссией не учитывались, кроме этого, акта обследования данного дома комиссией также не составлялось.

Как было указано выше, в соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. в редакции от 02.08.2007 г., комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из содержания указанного нормативно-правового акта следует, что межведомственная комиссия должна принять решение не только в отношении конкретного жилого помещения, но и в отношении всего многоквартирного жилого дома.

То есть, учитывая также содержание п. 47 названного выше Положения, решение о пригодности или непригодности для проживания принимается в отношении конкретного жилого помещения, а в отношении дома в целом должно быть принято решение о том, является ли дом аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции.

Как уже было указано выше, межведомственной комиссией было принято решение о признании именно жилого дома непригодным для проживания. То есть комиссия 25.09.2008 приняла решение, не предусмотренное Положением от 28.01.2006.

В результате принятия данного заключения, которое не влечет за собой каких-либо последствий, нарушаются права лиц, проживающих в доме по ул...., поскольку вследствие отсутствия вывода об аварийности дома и его сносе либо о реконструкции, не принимается решение о возможности дальнейшего использования жилых помещений, о сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и, как следствие, решение вопроса о реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиками – администрацией Дзержинского района г. Перми и администрацией г. Перми в нарушение Постановления администрации города Перми от 12.04.2005 «О постоянно действующих межведомственных комиссиях при администрациях районов города по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания граждан», в соответствии с которыми названные органы местного самоуправления Пермского городского округа, организуют и контролируют деятельность межведомственных комиссий, было принято решение межведомственной комиссией при администрации Дзержинского района г. Перми от 25.09.2008 не соответствующее требованиям п. 34, п. 42, п. 47 Положения о признании в части выводов, которые не содержат решения относительно признания многоквартирного жилого дома по адресу: ... неаварийным или аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Допущенное при принятии решения межведомственной комиссией при администрации Дзержинского района г. Перми от 25.09.2008 нарушение существенно нарушает жилищные права граждан по причинам, указанным выше.

Согласно п.п. 42, 43, 45 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания по усмотрению заявителя.

Соответственно, для решения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственник помещений дома должен представить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Таким образом, в соответствии с Положением, заявление о проведении обследования дома может быть подано любым собственником жилого помещения.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества города Перми квартиры №... в доме № ... по ул.... включены в Реестр муниципального имущества г. Перми на основании постановления администрации г. Перми № 1438 от 01.08.1996.

Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Устава города Перми управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Перми, от имени муниципального образования город Пермь осуществляет администрация города, которая согласно ст. 58 Устава города Перми является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Вопросы содержания муниципального жилищного фонда отнесены к вопросам местного значения статьей 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ от 06.10.2003.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд учитывает, что каких-либо возражений, относительно заявленных прокурором сроков выполнения спорной муниципальной услуги и подтверждающих их доказательств, от ответчиков не поступило, полномочия ответчиков относительно организации деятельности межведомственной комиссии при администрации Дзержинского района г. Перми, в том числе по контролю за ее деятельностью, в связи с принятием Постановления администрации города Перми от 04.03.2013 г. № 113 «Об утверждении типового положения о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории районов города Перми (поселка Новые Ляды), непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемых к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», не изменились.

С учетом изложенного на ответчиков – администрацию г. Перми и администрацию Дзержинского района г. Перми следует возложить обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Дзержинского района г. Перми по обследованию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, в целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Доводы администрации г. Перми о том, что в комиссию с заявлением о проведении обследования дома может обратиться не только муниципальное образование, как собственник жилых помещений, но и любой другой собственник жилого помещения, расположенного в доме по ул...., не могут быть приняты во внимание. В данном случае предметом рассмотрения спора является именно бездействие органа местного самоуправления, который должен осуществлять контроль за деятельностью межведомственной комиссии, а не обязанность муниципального образования, как собственника, обратиться с заявлением о проведении обследования дома. При этом прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, вправе был обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о возложении на ответчиков обязанности по организации деятельности межведомственной комиссии.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Возложить на Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми и администрацию Дзержинского района г. Перми обязанность организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома № ... по ул...., по проведению оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой
суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья К.А. Суворова

2-1777/2014 ~ М-1104/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Дзержинского района г. Перми
Ответчики
администрация Дзержинского района г. Перми
МО "Город Пермь" в лице администрации г. Перми
Другие
МКУ "УМЖФ г. Перми"
УЖО администрации г. Перми
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края
ДИО администрации г. Перми
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Суворова К.А.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
07.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2014Передача материалов судье
08.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.04.2014Предварительное судебное заседание
28.04.2014Судебное заседание
23.05.2014Судебное заседание
28.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2014Дело оформлено
29.05.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее