Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-476/2019 (2-3938/2018;) ~ М-3357/2018 от 06.11.2018

№2-476/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2019 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи    Селезеневой И.В.,

при секретаре            Кадыровой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой С.А. к МУП «Смоленсктеплосеть» о компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Яковлева С.А. обратилась в суд с иском к МУП «Смоленсктеплосеть» о взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что проживает в квартире <адрес>. По данному адресу в 2018 году горячее водоснабжение отсутствовало в период с 25.07.2018 по 25.08.2018. Управляющей организацией указанного дома является ОАО «Жилищник», а исполнителем услуги по предоставлению горячего водоснабжения и получателем платежей – МУП «Смоленсктеплосеть». В соответствии с действующим законодательством в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не может превышать 14 суток. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа. Полагает, что по вине ответчика, в результате длительного отключения горячего водоснабжения были нарушены ее (истца) права как потребителя коммунального ресурса, в связи с чем, просит суд взыскать с МУП «Смоленсктеплосеть» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной судом суммы.

Истец Яковлева С.А. в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своего представителя Пастухова А.В., действующего на основании доверенности, который заявленные требования полностью поддержал. Вместе с тем, не оспаривал, что о фактическом периоде отключения горячего водоснабжения ему известно непосредственно со слов истца из размещенного в СМИ графика отключений. В связи с этим, не оспаривал таковой, представленный ответчиком. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Смоленсктеплосеть» Устименко В.Н. исковые требования категорически не признал по доводам, изложенным в отзыве. Не оспаривал, что коммунальная услуга «горячее водоснабжение» жителям рассматриваемого дома предоставляется предприятием с 01.03.2017. Вместе с тем, отключение горячего водоснабжения в доме <адрес> производилось в связи с проведением ПАО «Квадра» капитальных ремонтных работ тепловых сетей в период, согласованный с Администрацией г.Смоленска. Кроме того, фактические отключение горячего водоснабжения производилось с 31.08.2018 по 06.09.2018, что меньше не только утвержденного графика, но и не превышает 14 суток, а, следовательно, говорить об нарушении прав истцов нельзя. Просил в иске отказать.

Третье лицо ОАО «Жилищник» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что с 01.03.2017 Общество не является исполнителем коммунальной услуги «горячее водоснабжение».

Третье лицо ПАО «Квадра», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, правовой позиции по рассматриваемому вопросу суду не представило.

На основании положений ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав позицию участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.10 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам жилых помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п.2 ст.162 ЖК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В судебном заседании установлено, что Яковлева С.А. зарегистрирована и фактически проживает в квартире <адрес>.

Управляющей организацией указанного дома является ОАО «Жилищник», а исполнителем услуги по предоставлению горячего водоснабжения и получателем платежей с 01.03.2017 – МУП «Смоленсктеплосеть», что последним не оспаривается, вследствие чего именно данная организация является ответственной за предоставление потребителям услуги надлежащего качества.

В соответствии с п.2 ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно п.2 ст.546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (п.3 ст.546 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п.4 ст.426 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ Правительство РФ устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).

В соответствии с п.2 Правил №354 «коммунальные услуги» представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Под «коммунальным ресурсом» понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п.п.«б» п.4 Правил №354 под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, согласно п.п.«в» п.3 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.

Согласно разделу №2 приложения №1 Правил №354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.

В силу п.4 приложения №1 к указанным Правилам допускается возможность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения. Данная норма не устанавливает продолжительность отключения горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения и носит бланкетный характер, отсылая к требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 №20, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе (п.п.3.1.11, 3.1.12).

В соответствии со ст.11 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Положения п.7 ч.3 ст.21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривают право организации, осуществляющей горячее водоснабжение, прекратить или ограничить горячее водоснабжение, с предварительным уведомлением об этом абонента в случае проведения планово-предупредительного ремонта. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в соответствии с требованиями ч.1 ст.22 указанного Федерального закона обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.В соответствии с п.п.«з» п.46 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №642, при исполнении договора по транспортировке горячей воды организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана осуществлять планово-предупредительный, внеплановый и капитальный ремонт на объектах централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе на водопроводных сетях, находящихся в границах своей эксплуатационной ответственности, в установленном порядке.

Положения п.85 указанных Правил указывают, что в случае проведения планово-предупредительного, внепланового и капитального ремонта допускается временное прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды.

В силу п.3, 4 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 №889, вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов, в соответствии со сводным годовым планом ремонтов.

Согласно п.5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

В силу п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. А согласно п.4.3 ч.1 ст.17 того же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Этот законодательный акт, в свою очередь, закрепляет за ними обязанность согласования вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения в ремонт, принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения (ч.1 ст.6).

Кроме того, требования к технической эксплуатации тепловых сетей и сооружений на них, выполнение которых необходимо для обеспечения надежной и экономичной работы систем коммунального теплоснабжения, бесперебойного отпуска тепловой энергии и теплоносителей, установлены Типовой инструкцией по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 №285.

Согласно положениям названной Типовой инструкции на все виды ремонта основного оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений должны быть составлены перспективные и годовые графики. На вспомогательные оборудования составляются годовые и месячные графики ремонта, утверждаемые техническим руководителем предприятия.

Графики капитального и текущего ремонтов разрабатываются на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок.

Объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений с учетом их фактического состояния.

Периодичность и продолжительность всех видов ремонта, разработка ремонтной документации, планирование и подготовка к ремонту, вывод в ремонт и производство ремонта, а также приемка и оценка качества ремонта должны осуществляться в соответствии с Положением о системе планово-предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий и Инструкцией по капитальному ремонту тепловых сетей.

Объемы ремонтных работ должны быть предварительно согласованы с ремонтными службами организации или с организациями-исполнителями.

Перед началом ремонта комиссией, состав которой утверждается техническим руководителем ОЭТС, должны быть выявлены все дефекты.

Вывод оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений в ремонт и ввод их в работу должны производиться в сроки, указанные в годовых графиках ремонта.

Анализируя вышеизложенные законодательные положения, а также иные нормативно-правовые и нормативно-технические источники (Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (ст.21), Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденная Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 №285, Положение о системе планово-предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденное Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 06.04.1982 №214, Инструкция по капитальному ремонту тепловых сетей, утвержденная Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 20.04.1985 №220, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 №229, Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей, утвержденные РАО «ЕЭС России» 25.12.2003, и др.), суд приходит к убеждению, что прекращение горячего водоснабжения возможно и, более того, необходимо не только для «ежегодных профилактических ремонтов», под которыми понимаются работы по техническому обслуживанию соответствующих систем и оборудования, но и, в частности, для капитального ремонта.

При этом, срок отключения горячего водоснабжения при работах по капитальному ремонту нормативными актами не установлен. Таковые предусматривают лишь необходимость согласования данного ограничения с органами местного самоуправления.

Указание в п.3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 на возможность отключения систем горячего водоснабжения на срок, не превышающий 14 суток, может быть применимо исключительно для определения периода ежегодных профилактических ремонтов.

Следовательно, довод стороны истцов о том, что перерыв в подаче коммунального ресурса не может превышать 14 суток вне зависимости от того, производится профилактика, текущий или капитальный ремонт, юридически ошибочен.

В соответствии с постановлением Администрации г.Смоленска от 19.12.2013 №2269-адм в 2014 году утверждена схема теплоснабжения города Смоленска и определена единая теплоснабжающая организация – ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Смоленская генерация» (в настоящий момент), которая осуществляет потребителям поставку тепловой энергии.

МУП «Смоленсктеплосеть» в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей в городе Смоленске горячее водоснабжение.

Руководствуясь Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 №889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», Уставом города Смоленска, Администрация города Смоленска постановлением от 27.11.2017 №3592-адм утвердила Сводный годовой план ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Смоленска на 2018 год.

Согласно названному плану филиалу ПАО «Квадра» - «Смоленская генерация» утвержден период проведения капитального ремонта тепловой сети с отключением объекта потребителей тепловой энергии в доме <адрес> на период с 29.08.2018 по 12.09.2018.

Таким образом, в рассматриваемом случае отключение горячего водоснабжения было связано не с ежегодным профилактическим ремонтом, а с проводимым по графику, утвержденному постановлением Администрации города Смоленска, капитальным ремонтом магистральных тепловых сетей, что предусмотрено Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, в соответствии с которыми продолжительность ремонта в каждом конкретном случае устанавливается органами местного самоуправления.

Судом установлено, что дом <адрес> запитан по горячему водоснабжению от ЦТП-68.

Согласно представленным МУП «Смоленсктеплосеть» сведениям, в оспариваемый период горячее водоснабжение фактически не предоставлялось истцу-потребителю в связи с проведением ремонтных работ ПАО «Квадра» с (01:30) 31.08.2018 по (11:40) 06.09.2018.

Таким образом, фактический срок осуществления ремонтных работ в данном конкретном случае не превысил таковой, установленный графиком.

Следовательно, нарушений ранее указанных требований законодательства судом не выявлено.

Согласно ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

В ст.15 Закона о защите прав потребителей указано, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Таким образом, для компенсации морального вреда, в соответствии с приведенным законом, необходимо наличие следующих элементов гражданско-правового деликта: виновное, противоправное поведение причинителя вреда, нарушение законных прав и интересов потребителя, причинная связь между виновными действиями и наступившими последствиями.

Однако, при установленных судом обстоятельствах нарушение ответчиком норм действующего законодательства не выявлено, а, следовательно, не нашли свое подтверждение и факт причинения истцам морального вреда противоправными действиями исполнителя, вина причинителя вреда, причинная связь между приобретенными нравственными страданиями и отключением горячего водоснабжения в связи с капитальным ремонтом тепловых магистральных сетей.

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Яковлевой С.А. к МУП «Смоленсктеплосеть» о компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                И.В. Селезенева

2-476/2019 (2-3938/2018;) ~ М-3357/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яковлева Светлана Анатольевна
Ответчики
МУП "Смоленсктеплосеть"
Другие
Филиал ПАО "Квадра" - "Смоленская генерация"
Пастухов Артем Викторович
ОАО "Жилищник"
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
06.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2018Передача материалов судье
06.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2018Подготовка дела (собеседование)
05.12.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.01.2019Предварительное судебное заседание
29.01.2019Судебное заседание
03.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2019Дело оформлено
05.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее