РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 07 ноября 2018 года Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,при секретаре Байрамовой Л.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4643/2018 по иску Рахманова Илхама Хажиевича к УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о восстановлении государственной пенсии по инвалидности, назначении трудовой пенсии по старости, признании права на ее получение и перерасчете по ее выплате,
Установил:
Истец, Рахманов И.Х. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит восстановить государственную пенсию по инвалидности по причине: увечья, полученное при иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС «военная травма» в соответствии со ст. 36,41 Закона РФ №340-1 от 20.11.90 «О государственных пенсиях в РФ», которая выплачивалась с 06.06.1996г., назначить трудовую пенсию по старости по стажевому коэффициенту, зависящий не от возраста пенсионера, а от количества его общего трудового стажа с применением норм ст.30 Федерального Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», признать право на получение двух вышеуказанных пенсий при исполнении 50 лет (т.е. с 04.04.2017г.) с даты обращения за их назначением в пенсионный орган и обязать УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самары произвести перерасчет второй невыплаченной трудовой пенсии по старости по стажевому коэффициенту с даты обращения за назначением, то есть с 04.04.2017г.
В обоснование исковых требований указав, что в период с 14 июня по 21 июля 1986 г. в составе воинской части №, военный билет № ТН № принимал участие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, удостоверение № Б 014025. Перенес лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; имеет инвалидность 3 группы, что подтверждается справкой филиала № главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области №.
Начиная с 06.06.1996г. являлся получателем пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 29 ч.2 Федерального закона от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 39 Конституции РФ и на основании ст. 36,41 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РФ».
04.04.2017г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию - в соответствии со ст. 30 Федеральным законом от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», связи с достижением возраста 50 лет.
12.04.2017г. УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары решением № одновременно истцу назначил две пенсии, по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 166-ФЗ и по старости пункту 3 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, однако Решением от 07.07.2017г. № отменил пенсию по старости по пункту 3 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, в связи с тем, что требуемый возраст 55 лет заявителем не достигнут. Истец считает отказ незаконным, так как пенсия по старости истцу была назначена не в порядке п. 3 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, а в порядке и на основании ст. 30 «Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения» ФЗ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» которая гласит «Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения».
Представители истца Рахманова И.Х. действующие по доверенностям Жирнов С.М. Рахманов Д.И., Рахманова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить, дали пояснения аналогично изложенным в исковом заявлении и описательной части решения.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара по доверенности Николаева Л.А. в удовлетворении иска просила отказать, согласно доводов письменного отзыва на иск. Также указав, что назначение второй пенсии - страховой пенсии по старости может быть осуществлено мужчинам только по достижении возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 25 (п.3 ч.1 ст.32 Закона № 400-ФЗ), т.е. на одновременное назначение двух пенсий истец будет иметь право только по достижению возраста 55 лет, т.е. с 04.04.2022 г.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно положениям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними (ст. 2).
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору (ст. 3).
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 112-ФЗ) гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Из письменных материалов дела следует, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1986 – 1987г.г.
С 06.06.1996г. Рахманову И.Х. была назначена пенсия по инвалидности 3 группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС (справка серия МСЭ-2006 №), в соответствии со ст. 36, 41 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
По заявлению Рахманова И.Х. от 27.12.2002г. пенсионным органом был осуществлён перевод с трудовой пенсии по инвалидности на государственную пенсию по инвалидности - согласно ст. 22, ст. 23 Закона № 166-ФЗ, с 01.01.2003г.
04.04.2017г. в связи с достижением возраста 50 лет, истцом подано заявление в пенсионный орган об одновременном назначении двух пенсий в соответствии с пп.1 п. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ.
Документально подтвержденный страховой стаж Рахманова И.Х. составляет 32 года 03 месяца 07 дней.
С 01.05.2017г. Рахманову И.Х. назначена пенсия по старости в соответствии с п.2 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ, как наиболее выгодный вариант.
07.07.2017г. решением № (по журналу №), пенсионным органом Рахманову И.Х. отказано в одновременном назначении двух пенсий: по инвалидности в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ и по старости согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, в связи с отсутствием права, в том числе со ссылкой на недостижение требуемого законом пенсионного возраста.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
С 01 января 2015 года вступил в силу новый пенсионный закон "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Закона со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о страховых пенсиях в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 и части 3 статьи 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, страховая пенсия по старости назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как следует из материалов дела, к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Рахманов И.Х. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости у истца отсутствует. Назначение трудовой пенсии по старости, исходя из стажевого коэффициента законом не предусмотрено.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Аналогичные правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанной категории получателям государственной пенсии по инвалидности в связи с военной травмой, предусматривались и Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, согласно положению пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Таким образом, одновременное получение истцом трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Не допускается также одновременное получение лицами из числа военнослужащих, ставшими инвалидами вследствие увечья, полученного в период работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно положений пункта 3 статьи 10 данного Федерального закона указанные граждане вместо пенсии по инвалидности, предусмотренной пунктом 1, могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи.
Рахманову И.Х. назначена пенсия по старости в соответствии с п.2 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ, как наиболее выгодный вариант, правомерно. В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рахманова Илхама Хажиевича к УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о восстановлении государственной пенсии по инвалидности, назначении трудовой пенсии по старости, признании права на ее получение и перерасчете по ее выплате, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.о. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения
Мотивированное решение суда изготовлено 13.11.2018 года.
Председательствующий Бобылева Е.В.