УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Конненкова
Л.Г.
Дело № 33а-2849/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Ульяновск
07 июня 2016 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Грудкиной Т.М.,
судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Семёнова
И*** В*** – Лакалиной С*** А*** на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 14 марта 2016 года, по которому постановлено:
административное
исковое заявление ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области об установлении
административного надзора и административных ограничений в отношении Семенова
И.В. удовлетворить.
Установить в
отношении Семенова И*** В*** административный надзор на срок 3 года и следующие
административные ограничения:
- 1 раз в месяц
являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для
регистрации;
- не выезжать за
пределы территории Ульяновской области;
- не пребывать вне
жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в
период с 22.00 часов до 6.00 часов, кроме случаев, связанных с работой;
- не посещать
заведения, где осуществляется продажа спиртных напитков на разлив;
- не посещать места
проведения массовых мероприятий и не принимать участия в них.
Срок
административного надзора исчислять со дня постановки Семенова И.В. на учёт в
органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения Семенова И.В. и его представителя Лакалиной
С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Колгановой
Е.А. о законности и обоснованности решения суда, пояснений свидетелей У***
Э.Ю., Б*** Т.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФКУ «Исправительная
колония №10 УФСИН России по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-10 УФСИН
России по Ульяновской области) обратилось в суд с заявлением об установлении
административного надзора в отношении Семёнова И.В.
Заявление
мотивировано тем, что приговором Ульяновского районного суда Ульяновской
области от 30 сентября 2003г. Семёнов И.В. осужден по ст. 111 ч. 4, ст. 162 ч.
3 п. «в», ст. 158 ч. 2 п.п. «а, б», ст. 30 ч. 3, ст. 166 ч. 2, п.п. «а, б»
Уголовного кодекса РФ к 13 годам лишения свободы в исправительной колонии
строгого режима с конфискацией имущества.
Постановлением
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 марта 2004г.
действия осужденного переквалифицированы в соответствии с новой редакцией
уголовного закона, он освобожден от наказания в виде конфискации имущества,
срок наказания в виде лишения свободы оставлен без изменения.
Постановлением
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 апреля 2011г. действия осужденного переквалифицированы,
назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет 11 месяцев с
отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока –
01 июля 2003г., окончание срока – 31 мая 2016г.
В период отбывания
наказания осужденный Семёнов И.В. зарекомендовал себя с отрицательной стороны,
имеет не снятые и не погашенные взыскания, признавался злостным нарушителем
режима отбывания наказания.
Ссылаясь на
положения ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011г. №
64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы», учреждение просило установить в отношении Семёнова И.В.
административный надзор сроком на 3 (три) года, запретить ему пребывание в
определенных местах, посещение мест проведения массовых и иных мероприятий,
участие в указанных мероприятиях, нахождение по месту жительства в ночное время
суток, кроме случаев, связанных с работой; выезд за пределы установленной судом
территории; обязать являться на регистрацию в ОВД по месту жительства.
Рассмотрев дело по
существу, суд вынес решение, приведенное выше.
В апелляционной
жалобе представитель Семёнова И.В. – Лакалина С.А. просит решение суда
изменить, снизить срок административного надзора до 1 года и отменить
административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы Ульяновской
области.
В жалобе указывает
на то, что Семёнов И.В. жилья в Ульяновской не имеет, нигде не зарегистрирован,
с родителями связь не поддерживает. Супруга Семёнова И.В. является гражданкой
Казахстана, где имеет в собственности жилое помещение. После освобождения он
собирался проживать у супруги, однако решение суда препятствует ему в этом, чем
нарушено его конституционное право на выбор места пребывания и жительства.
Считает, что судом
не было обеспечено равенство процессуальных прав административного истца и
ответчика. Судом не учтено, что Семёнов И.В., находясь в период рассмотрения
дела в суде первой инстанции в исправительной колонии, не мог вести свое дело
через представителя.
Суд не в полной мере
изучил личное дело осужденного и не учел то обстоятельство, что постановление о
признании Семёнова И.В. злостным нарушителем режима отбывания наказания им не
подписано. Указывает на то, что Семёнов И.В. с данным постановлением ознакомлен
не был, узнал о нем только 03 марта 2016г., получив копию административного
иска с приложенными документами. Таким
образом, Семёнов И.В. был лишен возможности обжаловать указанное постановление.
Полагает, что признание административного ответчика злостным нарушителем режима
отбывания наказания послужило основанием для установления в отношении него
более строгого административного надзора.
В заседании суда
апелляционной инстанции представитель Семенова И.В. – Лакалина С.А.
дополнительно указала на то, что Баранов П.С. в суде первой инстанции не вправе
был представлять интересы ФКУ ИК-10 УФСН России по Ульяновской области,
поскольку в нарушение положений ст. 56 КАС РФ данные полномочия не были
оговорены в доверенности.
В возражениях на
апелляционную жалобу ФКУ ИК-10 УФСН России по Ульяновской области просило
оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебное заседание
не явился представитель ФКУ ИК-10 УФСН России по Ульяновской области. О дате и
времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает
возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения
суда.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ от
06 апреля 2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается
судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения
свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого
или особо тяжкого преступления при наличии оснований, предусмотренных частью 3
этой же статьи.
В соответствии с
пунктом 1 части 3 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона административный
надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения
свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания
наказания.
В отношении лиц,
указанных в части 1
(пункты 1
и 2)
статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор
устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока,
установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно материалам
дела Семёнов И.В., *** 1984 года рождения, осужден приговором Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2003г. по ст. 111 ч. 4, ст.
162 ч. 3 п. «в», ст. 158 ч. 2 п.п. «а,
б», ст. 30 ч. 3, ст. 166 ч. 2, п.п. «а, б» Уголовного кодекса РФ к 13 годам
лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией
имущества.
Постановлением
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 марта 2004г.
действия Семёнова И.В. переквалифицированы в соответствии с новой редакцией
уголовного закона, он освобожден от наказания в виде конфискации имущества,
срок наказания в виде лишения свободы оставлен без изменения.
Постановлением
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 апреля 2011г. действия осужденного переквалифицированы в
связи с изданием уголовного закона, улучшающего положение осужденного, ранее
назначенное наказание по ст. 111 ч. 4 УК РФ снижено до 9 лет 11 месяцев, по
совокупности преступлений назначено наказание в виде лишения свободы сроком на
12 лет 11 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого
режима.
Осужденный отбывает наказание с 01 июля
2003г., конец срока 31 мая 2016г.
Из материалов дела следует, что с 04 декабря
2003г. Семёнов И.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской
области, с 05 августа 2015г. по 13 февраля 2016г. – в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по
Удмуртской Республике.
За время отбытия наказания получил 5
поощрений за добросовестное отношение к труду. При этом допустил 199 нарушений
установленного порядка отбывания наказания.
С 10 ноября 2015г.
постановлением начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Удмуртской Республике осужденный
Семёнов И.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка
отбывания наказания и переведен из обычных условий отбывания наказания на
строгие. С 20 ноября 2015г. по 09
февраля 2016г. состоял на профилактическом учете как склонный к
систематическому нарушению правил внутреннего распорядка исправительного
учреждения.
Согласно
характеристике администрации учреждения осужденный Семёнов И.В. не соблюдает
распорядок дня, форму одежды, правила пожарной безопасности, запрет на курение
в не отведенных для этого местах; не всегда является по вызову администрации,
не всегда вежлив и корректен; не
принимает участие в работах по
благоустройству территории учреждения, допускает нарушение изолированных участков
жилых зон; предложенные психологами мероприятия психологической коррекции
личности не выполняет.
Учитывая
вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о
необходимости установления в отношении Семёнова И.В. административного надзора
сроком на 3 года, определив ему перечисленные в решении
административные ограничения.
Довод апелляционной жалобы о том, что о признании его
злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания он узнал только
из административного иска об установлении в отношении него административного
надзора, в связи с чем лишен был возможности обжаловать указанное решение,
правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
В соответствии с п.
17 Постановления Пленума Верховного суда
РФ от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при
рассмотрении дел об административном надзоре» законность и обоснованность
постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания не входит в предмет
доказывания по делам данной категории.
Соответственно, не
подлежит проверке в рамках рассмотрения настоящего дела соблюдение процедуры
ознакомления осужденного с принятым в отношении него решением о признании его
злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также
возможность обжалования им указанного решения.
Кроме того, на день
рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции постановление начальника ФКУ
ЛИУ-4 УФСИН России по Удмуртской республике от 25 ноября 2015 года о признании
Семенова И.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания им в судебном порядке не оспорено.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что Семёнов И.В. не имеет места жительства в Ульяновской области,
с родителями связь не поддерживает, планирует уехать на постоянное место
жительства к супруге в Казахстан, на правильность принятого судом решения не
влияют.
Оспаривая установление
в отношении Семенова И.В.
административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы
территории Ульяновской области в связи с его желанием выехать на постоянное
место жительства в республику Казахстан, представитель Семенова И.В. – Лакалина
С.А., по сути дела, оспаривает законность установления в отношении Семенова
И.В. административного надзора.
Федеральный закон «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусматривает
обязательность установления административного надзора в отношении определенных
категорий осужденных, к которым относится Семенов И.В. При этом
административный надзор осуществляется в отношении осужденных только в пределах
Российской Федерации. Осуществление административного надзора за осужденными за
пределами РФ объективно невозможно. Таким образом, установление
административного надзора в отношении осужденного лишает его права выезжать за
пределы территории РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что установлением запрета
выезжать за пределы территории Ульяновской области ограничено предусмотренное
Конституцией РФ право Семенова И.В. на выбор места жительства, является
несостоятельным.
Административный
надзор относится к мерам
предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо
индивидуального профилактического воздействия (статья 2
Федерального закона № 64-ФЗ). Установление административного надзора
(в том числе установление в отношении осужденного запрета выезжать за пределы
определенной территории) согласуется с
нормой статьи 55
(часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение
прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых
ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради
которых административный надзор вводится (определения Конституционного Суда
Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 597-О-О,
от 24 сентября 2012 года № 1739-О,
от 22 ноября 2012 года № 2064-О,
от 22 апреля 2014 года № 885-О,
от 23 апреля 2015 года № 898-О
и от 22 декабря 2015 года № 2876-О).
Срок административног░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2 ░░. 9 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ N 64-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-10 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ –
░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. 56 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░,
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░
░░░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░
░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░ 2016░. ░
░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.░. 38). ░
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2016░. ░
░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 309-311 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░
░ ░ ░ ░ :
░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░ 2016 ░░░░
░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░*** ░*** –
░░░░░░░░░ ░*** ░*** – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: