Дело № 2-468/2019
78RS0020-01-2018-003159-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 18 сентября 2019 года
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,
при секретаре Фомичеве К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьякова Ю.В. к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Дьяков Ю.В. обратился в суд с иском к СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга», в котором, неоднократно уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 70-75 Том 3), просит обязать ответчика произвести проверку правильности начисления Дьякову Ю.В. размера платы за коммунальные услуги за период с декабря 2015 года по август 2018 года и выдать истцу по результатам проверки документы, содержащие правильно начисленные платежи согласно тарифам, установленным постановлениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, заверенные печатью ответчика, оформленные в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В обоснование заявленных требований Дьяков Ю.В. указывает, что является нанимателем жилого помещения по адресу: .... Ответчик производил истцу начисление коммунальных платежей в спорный период по необоснованно завышенным тарифам. Истец неоднократно обращался к ответчику с требованиями произвести перерасчет и предоставить счета, содержащие правильно начисленные платежи и печать исполнителя, однако ответчик требования истца не удовлетворял, ссылаясь на то, что дом, в котором проживает истец, не имеет центрального горячего водоснабжения. Между тем, данное обстоятельство опровергается представленной в материалы дела технической документацией.
Дьяков Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, ранее представил письменные возражения на иск.
Представители третьих лиц ООО «Управляющая компания «Единый город», СПб ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» (далее – СПб ГУП ВЦКП) о времени и месте рассмотрения дела извещены в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, ранее представили письменные и устные пояснения на иск.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (п. 3 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 15.11.2017 по делу № 2-3161/2017 по иску СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» к Дьякову Ю.В. и Дьяковой Л.Г. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пени исковые требования удовлетворены, с ответчиков взыскана задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с июня 2015 года по январь 2017 года включительно, а также пени (л.д. 73-76 Том 1).
Из решения суда следует, что Дьякову Ю.В. на основании договора социального найма жилого помещения № 0 от 05.11.2014, заключенного с СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга», предоставлена однокомнатная квартира № 163 в доме 246 по Московскому шоссе в пос. Шушары Санкт-Петербурга, в которой постоянно зарегистрирована Дьякова Л.Г.
Эксплуатацию и техническое обслуживание многоквартирного ... осуществляет ООО «Управляющая компания Единый город».
Судом установлено наличие задолженности у ответчиков по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с июня 2015 года по январь 2017 года включительно.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что за период с декабря 2015 года по август 2018 года истцу направлялись квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 8-29 Том 1).
Дьяков Ю.В. неоднократно обращался в СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» с заявлениями о перерасчете начисленных коммунальных платежей, в том числе по горячему водоснабжению. В ответ на заявления ответчиком истцу направлялись письма, в которых сообщалось об отсутствие в доме по адресу: ... центрального горячего водоснабжения, в связи с чем расчет платы за горячее водоснабжение производится по п. 54 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (л.д. 30-31, 38-66, 70 Том 1).
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 15.08.2018 решение суда по делу № 2-3161/2017 оставлено без изменения (л.д. 78-83 Том 1).
Судебная коллегия в апелляционном определении указала, что Дьяков Ю.В. несвоевременно подавал показания приборов учета, однако, из расчета СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» усматривается, что показания приборов учета, поданные ответчиком, были учтены при расчете задолженности и произведен перерасчет.
Также судебная коллегия указала, что представленный истцом расчет задолженности Дьякова Ю.В. является правильным, проверен судебной коллегией и арифметических ошибок не содержит.
Таким образом, поскольку ранее начисление жилищно-коммунальных платежей по квартире по адресу: ..., за период с июня 2015 года по январь 2017 года было предметом проверки судебных инстанций и признано верным, суд не имеет оснований в силу ст. 61 ГПК РФ для повторной проверки указанных начислений.
Управление многоквартирным домом, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ..., осуществляет ООО «Управляющая компания «Единый город» на основании договоров, заключенных с СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» (л.д. 123-188 Том 1).
Согласно материалам дела в отношении квартир названного многоквартирного дома, находящихся в государственной собственности, расчет жилищно-коммунальных платежей в соответствии с ежегодно заключаемым контрактом осуществляет СПб ГУП ВЦКП (л.д. 89-112, 126-173 Том 2).
Согласно п.п. 4.1.2, 4.1.3 Контракта СПб ГУП ВЦКП обязано рассчитывать на основе действующего законодательства и включать в выставленный нанимателям счет суммы платежей за содержание, текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальные и прочие услуги нанимателям, рассчитывать плату за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Пунктом 4.1.4 Контракта установлено, что исполнитель обязан формировать и печатать для нанимателей платежные документы «Счет» с указанием Исполнителя в качестве получателя указанных платежей.
По запросу суда СПб ГУП ВЦКП представило расчет начислений по коммунальным услугам за спорный период по квартире по адресу: ... с приложением квитанций (л.д. 125-161 Том 3).
Указанный расчет произведен в соответствии с действующими тарифами, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также на основании представленных показаний индивидуальных приборов учета.
Данный расчет ответчиком относимыми и допустимыми доказательствами в ходе рассмотрения дела не оспорен.
СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» суду также был представлен расчет жилищно-коммунальных платежей по квартире истца за период с декабря 2015 года по август 2018 года, с приложением квитанций, применяемых тарифов, установленных распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга для начисления платежей, в том числе в части расчета оплаты горячего водоснабжения. Из указанных квитанций следует, что показания счетчиков горячего водоснабжения предоставлялись истцом не в каждый месяц, по представленным позднее показаниям производился перерасчет платы за горячее водоснабжение. При расчете платы за горячее водоснабжение применялись действующие в соответствующие периоды тарифы (л.д. 204-207, 217, 220-250 Том 1, л.д. 3-33, 36 Том 2).
Доводы истца о том, что в многоквартирном доме по адресу: ..., имеется центральное горячее водоснабжение опровергаются представленными в материалы дела технико-экономическим паспортом многоквартирного дома; договором на отпуск тепловой энергии от 01.07.2016, в котором указано, что тепловая энергия на отопление и горячее водоснабжение подается по закрытой схеме; паспортом на аппарат теплообменный пластинчатый разборный (котел) (л.д. 62-83, 175-199 Том 2)
При этом указание в паспорте дома на центральное горячее водоснабжение в условиях всего трех возможных вариантов в п. 4.3 таких как: центральное, от газовых и дровяных колонок (л.д. 71 Том 2) не опровергает наличие индивидуального теплового пункта, осуществляющего нагрев поступающей холодной воды для дальнейшей подачи ее как горячей в помещения многоквартирного дома.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (пункт 44 Правил).
Согласно ГОСТ Р 56501-2015 закрытая система теплоснабжения - это водяная система теплоснабжения, в которой технологической схемой предусмотрен нагрев теплоносителем холодной воды (второго контура) для горячего водоснабжения через теплообменники (водонагреватели).
К теплообменнику (водонагревателю), находящемуся в тепловом пункте жилого дома, из водопроводной сети поступает холодная вода. Проходя между пластинами второго контура, она отбирает тепловую энергию от теплоносителя, циркулирующего в тепловой сети между пластинами первого контура. Нагретая вода поступает в квартиры.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги определяют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Согласно п. 54 Правил, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 № 129).
С учетом изложенного, поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено каких-либо нарушений при расчете жилищно-коммунальных платежей, начисляемых по квартире, в которой Дьяков Ю.В. является нанимателем, при этом расчет и выставление квитанций об оплате осуществляется не ответчиком, а СПб ГУП ВЦКП на основании заключенного контракта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований об обязании СПб ГКУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» произвести проверку правильности начисления Дьякову Ю.В. размера платы за коммунальные услуги за период с декабря 2015 года по август 2018 года и выдать истцу по результатам проверки документы, содержащие правильно начисленные платежи согласно тарифам, установленным постановлениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, заверенные печатью ответчика, оформленные в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Дьякова Ю.В. к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья