Дело 2-1114/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2015 года г. Хабаровск
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре К.В. Довжик, с участием представителей ответчиков ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ по доверенности Ли ФИО10, ОАО «Славянка» по доверенности Козлова ФИО12, ОАО «РЭУ» по доверенности Акимовой ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка", ОАО «РЭУ» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № <данные изъяты>) по адресу: <адрес>, ДОС <данные изъяты>, введении данного прибора в эксплуатацию,
установил:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с требованиями к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка", ОАО «РЭУ» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № <данные изъяты>) по адресу: <адрес>, ДОС <данные изъяты>, введении данного прибора в эксплуатацию. В обоснование иска указал, что 33 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалиста-эксперта Уссурийского территориального отдела государственной жилищной инспекции проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при эксплуатации коммунально-жилищного фонда Минобороны России. Проверкой установлено, что в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, ДОС <данные изъяты> отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии. Согласно положению о Министерстве обороны РФ утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004г. № 1082, а также постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. № "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", МО России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ «Пограничная КЭЧ района» Минобороны России (в том числе, жилой фонд военных городков и в частности военного городка № 71), переданы ФГКУ "ДТУИО" МО РФ. Специализированный жилищный фонд Минобороны России в <адрес> также передан ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. Из вышеизложенного следует, что собственником специализированного жилого фонда <адрес> в настоящее время является МО РФ в лице ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. В соответствии со ст.13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельными положениями законодательных актов РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 344-ФЗ) производимые, предаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с ч.5 ст.13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 643-р «Об определении ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций» согласно п.17.1 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определить открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. Согласно положениям Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ТХ «на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций» ОАО «РЭУ» оказывает услуги теплоснабжения на объектах Минобороны России, в том числе в многоквартирных жилых домах военного городка № 71. До настоящего времени филиал «Хабаровский» ОАО «РЭУ» и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, в нарушение требований вышеуказанных норм закона, в многоквартирном доме специализированного жилого фонда <адрес>, а именно доме военного городка № (инв. № 281), расположенном по адресу: <адрес>, ДОС № коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), не установлен. Указанные действия филиалом «Хабаровский» ОАО «РЭУ» и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают интересы РФ по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. В соответствии с п.21 Устава ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, указанное Учреждение осуществляет в установленном порядке действия по защите имущественных прав и законных интересов РФ, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за Учреждением в качестве истца, ответчика и заинтересованным лицом. Кроме того, граждане проживающие в специализированном жилищном фонде на территории военного городка № <адрес>, ежемесячно осуществляют уплату коммунальных услуг, в связи с чем являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия в жилых помещениях приборов учета потребляемой воды, тепла и электрической энергии. Руководствуясь ч.3 ст.35 ФЗ "О прокуратуре РФ", ч.1 ст.45 ГПК РФ, просил обязать филиал «Хабаровский» ОАО «РЭУ» и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом фонде МО РФ в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № <данные изъяты>) по адресу: <адрес>, ДОС № <данные изъяты>, а также ввести указанный прибор в эксплуатацию.
Определениями Кировского районного суда <адрес> от 28.05.2015г., 15.06.2015г. в качестве соответчиков привлечены ОАО "Славянка", Министерство обороны Российской Федерации.
Истец военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство, где просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с удалением от места проведения заседания и значительной служебной загруженностью, на заявленных исковых требованиях настаивал, поддерживал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ по доверенности Ли В.А. с требованиями истца не согласился с учетом доводов, изложенных в отзыве на иск где указал, что на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установка приборов учёта является мероприятием по энергосбережению, направленным на повышение энергетической эффективности. Частью 5 ст.13 Закона № 261-ФЗ установлена обязанность собственников жилых домов, помещений в многоквартирных домах, обеспечить оснащение таких домов приборами учёта потребляемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввести установленные приборы учёта в эксплуатацию. В силу ч.9 ст.13 ФЗ N 261-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. В силу ч.12 ст.13 Закона N 261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных ч.3 и 4 настоящей статьи), до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных ч.5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в ч.9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч.3-6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане -собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане- собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч.5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч.12 ст.13 Федерального закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой. Вышеуказанные нормы закрепляют обязанность организаций, осуществляющих снабжение водой, природным газом, электрической и тепловой энергией до 01.07.2013г. совершить действия по оснащению соответствующими приборами учета используемых энергоресурсов тех объектов, к которым он имеют непосредственное присоединение, и в которых собственниками жилых домов, а также помещений в многоквартирных домах не выполнена обязанность, установленная ч.5 ст.13 Закона № 261-ФЗ. При этом рассматриваемые организации могут принудительно установить приборы учёта, а собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить доступ организаций к местам установки приборов и впоследствии оплатить установленные приборы либо добровольно, либо принудительно с возмещением расходов по принудительному взысканию. Вместе с тем, в силу п.11 ст.2 Закона № 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом. Между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ОАО «Славянка» (управляющая компания) заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации №1-УЖФ от 02.08.2010г., согласно которому, на ОАО «Славянка» возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков. Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (ч.3 ст.162 ЖК РФ). Из анализа вышеуказанных норм следует, что все текущие, неотложные, обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме. В силу положений ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность за выполнение всех требованиям технических регламентов и установленных Правительство РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также за предоставление коммунальных услуг. В соответствии с подпунктами "и", "к" п.11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание поверка приборов учета и т.д.). Таким образом, в совокупности вышеприведенного законодательства, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, а обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ действует на основании Устава. В соответствии с п.20 Устава Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил по решениям (заданиям) Министерства обороны Российской Федерации и (или) Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Пунктом 21 Устава закреплён исчерпывающий перечень видов деятельности. Согласно п. 22 Устава Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом. Кроме того, в силу абзаца 5 п.1 ст.216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Таким образом. Учреждение считает заявленные требования военного прокурора 33 военной прокуратуры ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о понуждении к установке коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, Учреждение просило в удовлетворении заявленных требованиях военного прокурора 33 военной прокуратуры к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ – отказать.
В судебном заседании представитель соответчика ОАО «Славянка» по доверенности Козлов В.В. с требованиями не согласился с учетом доводов, изложенных в отзыве на иск где указал, что между ОАО «Славянка» и Министерством обороны РФ заключен договор № 1-УЖФ от 02.08.2010г. на управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации. Пунктом 2.1 определен предмет договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городов, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городов. Во-вторых, в соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу ч.5 ст.13 ФЗ РФ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ на собственников многоквартирных домов возложена обязанность по оснащению домов общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, в также ввод указанных приборов в эксплуатацию. Данный дом входит в специализированный жилой фонд, в котором граждане временно (на период прохождения военной службы) проживают в служебных жилых помещениях, и не оснащение приборами учета холодного водоснабжения нарушает права не только граждан, но и лиц которые будут заселены и проживать в указанных жилых помещения. Статья 38 Постановления Правительства РФ № от 13.08.2006г. закрепляет обязанность собственников помещений государственной или муниципальной собственности, в соответствии с ч.4 ст.155 ЖК РФ нести расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до ДД.ММ.ГГГГг. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010г. № «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений МО РФ, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к хозяйственной деятельности учреждений. Жилой фонд военного городка № ранее находящегося на балансе ФГУ «Сергеевская КЭЧ района» МО РФ переданы в оперативное управление ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России. На основании договора № 1-УЖФ от 02.08.2010г. ответчик владеет домом по адресу <адрес>, ДОС № 281, но не является его собственником. Полномочия собственника указанного имущества осуществляет Министерство обороны РФ. До ДД.ММ.ГГГГ собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу ФЗ от 23.11.2009г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности домов, которые объединены принадлежащими им общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенным к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой воды, а также ввод в эксплуатацию приборов учета. Таким образом, обязанность по оборудованию многоквартирного дома коллективным договорам учета и ввод в эксплуатацию прибора учета определена законом. Требования военного прокурора 33 военной прокуратуры подлежат удовлетворению с дальнейшим обязанием собственника имущества – Министерство обороны России, установить общедомового учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) и обязанием введение в эксплуатацию данного прибора учета. При изложенных обстоятельствах, считали, что ОАО «Славянка» не является надлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель соответчика ОАО «РЭУ» по доверенности Акимова О.С. с требованиями не согласилась с учетом доводов, изложенных в отзыве на иск где указала, в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга
лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:
защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределённого кpyгa потребителей услуг, оказываемых ОАО «РЭУ» в рамках государственного контракта № 3-ТХ от 01.11.2012г. на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций. Однако условий данного контракта в обязанности ОАО «РЭУ» входит поставка тепловой энергии, а не установка приборов учета. А также ОАО «РЭУ» никогда не заключало с Министерством обороны РФ государственный контракт «На оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд
Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороне России
организаций». Поставкой воды для нужд Министерства обороны РФ занимается ОАО «Славянка» в рамках заключенного между сторонами государственного контракта № 2- ВКХ от 14.12.2012г. Следовательно, исходя из положений ст.45 ГПК РФ у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с исковыми требованиями в защиту неопределённого круга потребителей услуг. Кроме того, нельзя согласиться с тем. что круг этих лиц невозможно определить. В данном случае это собственники и наниматели, проживающие в данном доме, то есть речь идёт об определённом круге лиц. ОАО «РЭУ» является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком, т.к. в соответствии с ч.5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит именно на собственниках помещений в многоквартирных домах. На основании изложенного, руководствуясь ст.220, п.ч.1 ст.134, 224, 225 ГПК РФ, просила прекратить производство по гражданскому делу по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры в интересах неопределённого круга лиц к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Филиалу «Хабаровский» ОАО «РЭУ».
В судебное заседание Министерство обороны РФ своего представителя не направил, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, где указал, что МО РФ ознакомившись с исковым заявлением Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона о понуждении к совершению определенных действий возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям. Рассматриваемый спор возник в рамках исполнения договора Управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации №1-УЖСФ от 02.08.2010г. Из п.2.1 Договора управления следует, что целью его заключения является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в военных городках. П.2.2. Договора управления предусмотрено, что Управляющая организация по заданию заказчика обязуется оказать услуги нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность. В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация принимает участие в приемке индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию с составлением соответствующего акта и фиксацией начальных показаний приборов. ДД.ММ.ГГГГ не менее чем за три дня до начала проведения работ внутри помещения Нанимателя согласовать с ним время доступа в помещение или направить ему письменное уведомление о проведении работ внутри помещения. Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Ст.310 ГК РФ, не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий. В силу ч.3 ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, то надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Кроме того, в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. На основании п.4 ст.27, п.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 24.08.2007г. № 77-В07-10, понятия «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны. В первом случае есть возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отчество, местожительства каждого из истцов, каждый из них индивидуально должен быть извещен судом о времени и месте судебного заседания. В связи с чем, ссылка прокурора в исковом заявлении на ч.4 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» должна быть подтверждена указанием на фамилию имя и отчество, место жительства каждого из жильцов (собственника) многоквартирного дома. Согласно ч.1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. В силу ч.3 ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом. Другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают
жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему. Следовательно, состав лиц проживающих в отдельно взятом жилом
помещении можно индивидуализировать. Таким образом, исходя из положений ст.45 ГПК РФ у военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона отсутствует право на обращение в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.35 ГПК РФ, Министерство обороны Российской Федерации, просил исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона о понуждении к установке общедомовых приборов учета
электрической и тепло энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>, ДОС № к Министерству обороны Российской Федерации - оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, представителя соответчика МО РФ.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, судом установлено.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (п. 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации").
С учетом изложенных принципов участия в деле лиц, наделенных полномочиями от имени государства надзирать за соблюдением законности, в том числе осуществлять защиту интересов Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, принимая во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которых к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, при этом круг данных лиц изменяем, а сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, полагая тем самым, что состав лиц, проживающих в жилых помещениях, может неоднократно изменяться вследствие убытия граждан убытия в другое место жительства, смены собственников, суд приходит к выводу, что иск прокурора затрагивает интересы неопределенного круга лиц, направлен на защиту интересов Российской Федерации, в связи с чем доводы представителей ответчика о наличии оснований для прекращения производства по делу ввиду отсутствия у прокурора прав на обращение в суд с данными исковыми требованиями не обоснованы.
Распоряжением зам.Министра Министерства имущественных отношений РФ от 05.02.2004г. за Пограничной квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России закреплено находящееся у нее на учете имущество согласно приложению к настоящему распоряжению. При этом, ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, опровергающие принадлежность Пограничной КЭЧ района имущества на праве оперативного управления.
Согласно передаточному акту от 01.04.2011г. объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ "Пограничная КЭЧ района" Минобороны России (в том числе, жилой фонд военных городков и в частности военный городок № 71) переданы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (ФГКУ "ДТУИО" МО РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, все права и обязанности Пограничной КЭЧ перешли к ФГКУ «ДТУИО» МО РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1, статьями 11, 12 Федерального закона от 31.05.96г. № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил России, в Тыл Вооруженных Сил России. Имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Из подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.04г. № 1084, следует, что министерство является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается факт нахождения жилых помещений в спорном жилом доме в федеральной собственности, а именно: ведении Минобороны РФ и проживания в них граждан по договору найма. Доказательств обратного сторонами ответчика не предоставлено.
С учетом приведенных правовых норм бремя содержания квартир, принадлежащих Российской Федерации и находящихся в составе ее казны, лежит на собственнике, а переданных в оперативное управление – на лице, получившем квартиры в оперативное управление.
Согласно части 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Из Акта осмотра территории, зданий, сооружений, помещений от 05.12.2014г. составленного помощником военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Рудаковым А.Н., с участием: главного специалиста-эксперта Уссурийского территориального отдела государственной жилищной инспекции <адрес> Любарец Н.Н., главного инженера РЭР-02 филиала Уссурийский ОАО "Славянка" Внукова А.С., техника РЭУ-06, РЭР-02 филиала Уссурийский ОАО "Славянка" Дружкова А.С. усматривается, что произведен осмотр жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок № 71, ДОС № 281. Осмотром установлено, что общедомовой узел учета тепловой энергии и теплоносителя отсутствует, что нарушает требования п.5 ст.13 ФЗ РФ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответом ФГКУ "ДТУИО" МО РФ от 09.12.2014г. № военному прокурору 33 военной прокуратуры гарнизона сообщено что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 22.04.2013г. № "Об утверждении Положения о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ" раздела 111, ст.8, п.п.4, Департамент осуществляет функции организации и контролю деятельности по оснащению материально-технической базы Министерства обороны приборами учета энергоресурсов (к приборам учета энергоресурсов относятся: приборы учета электрической энергии, приборы учета тепла, приборы расхода воды и приборы учета расхода газа). Согласно уставу, оснащение приборами учета объектов недвижимого имущества Минобороны России Учреждение не осуществляет.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч.9 ст.11 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Статьей 13 вышеуказанного ФЗ № 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1 и 2).
Согласно ч.5 ст.13 ФЗ № 261-ФЗ, до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу ФЗ № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 вышеуказанной статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности (часть 1 статьи 11 ФЗ № 261-ФЗ).
С учетом положений частей 9, 10 ст.13 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вопросы установки общедомовых приборов учета решаются совместно с одной стороны ресурсоснабжающими организациями и с другой стороны собственником либо уполномоченным им лицом, либо лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме путем заключения договора в Порядке, утвержденном приказ Министерства энергетики РФ от 07.04.2010г. N149.
В силу утвержденного данного Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов именно на заказчике, в качестве которого выступает собственник дома либо уполномоченным им лицо, лежит обязанность направить в ресурсоснабжающую организацию письменную заявку на установку прибора учета с целью дальнейшего заключения договора, который является публичным для ресурсоснабжающей организации.
Согласно подп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на Министерство обороны РФ возложены правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010г. № «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ "Пограничная КЭЧ района" Минобороны России, включая жилой фонд военных городков, в том числе военный городок № расположенный в <адрес> передано ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Основной целью ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в соответствии с Уставом является осуществление решения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям Министерства обороны РФ.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Как установлено судом Министерством обороны Российской Федерации - собственником специализированного жилищного фонда, в который входит многоквартирный жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, военный городок № (инв. № 281), уполномоченным собственником лицом ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не решался вопрос по установке общедомовых приборов учетов и введение их в эксплуатацию. При этом понятие установка приборов учета и введение его в эксплуатацию включает, в том числе перечень обязательных действий, которые должен совершить собственник или уполномоченное им лицо, содержащихся в разделе II Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010г. N149.
На основании изложенных норм у ФГКУ «ДТУИО» МО РФ имеется обязанность по несению расходов на капитальный ремонт домов.
Таким образом, суд полагает требования прокурора к ответчикам являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в жилом многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № <данные изъяты>) по адресу: <адрес>, ДОС <данные изъяты>.
Доводы ответчиков о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на ОАО «Славянка» как на организации, осуществляющей обслуживание спорного жилого дома, не могут быть приняты судом, поскольку в силу договора, заключенного между данной организацией и Министерством обороны Российской Федерации, данное условие в договоре не содержится и полномочий по выполнению данных действий Министерство обороны Российской Федерации указанной организации не передавало.
Также суд считает несостоятельными вышеуказанные требования истца предъявленные к ОАО "РЭУ", поскольку в обязанности данного соответчика входит поставка тепловой энергии, а не установка приборов учета, тогда как в силу ч.5 ст.13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит именно на собственниках помещений в многоквартирных домах.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка", ОАО «РЭУ» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № <данные изъяты>) по адресу: <адрес>, ДОС <данные изъяты>, введении данного прибора в эксплуатацию - удовлетворить.
Обязать ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерство обороны Российской Федерации установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № <данные изъяты>) по адресу: <адрес>, ДОС <данные изъяты> и ввести данный прибор в эксплуатацию.
В удовлетворении исковых требований к ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ» отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в дело № 2-1114/2015 и находится в Кировском районном суде <адрес>
Секретарь судебного заседания К.В. Довжик