РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10апреля 2014 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О., при секретаре Пугачевой С.В., с участием <...> природоохранного межрайонного прокурора Левочкина А.В., представителя администрации <...> по доверенности Елькиной В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению <...> природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации <...>,
УСТАНОВИЛ:
<...> природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации <...>.
В обоснование заявленных требований указал, что <...> природоохранная межрайонная прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законодательства в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды на территориях муниципальных образований, провела проверку состояния законности при обращении с отходами на территории <...>. В ходе проверки было установлено, что исполнительным органом местного самоуправления <...> не выполняются возложенные на него законодательством обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах сельского поселения.
В связи с этим просит признать бездействие администрации <...>, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах <...> незаконным; обязать администрацию <...> в срок до Дата рассчитать и обеспечить, исходя из численности населения сельского поселения и фактического накопления отходов, наличие мусоросборных контейнеров; определить места размещения контейнерных площадок на территории поселения; организовать устройство контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, установку мусоросборных контейнеров, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах <...>.
В судебном заседании <...> природоохранный межрайонный прокурор Левочкин А.В. поддержал заявленные требования.
Представитель администрации <...> по доверенности Елькина В.И. заявленные требования признала.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора <...> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, представителя администрации <...>, исследовав материалы дела, суд приходи к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения», регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Приказом Минздрава СССР от 05.08.1988г. № 4690-88 утверждены «Санитарные правила содержания территорий населенных мест СаПиН 42-128- 4690-88» (далее - СаПиН 42-128-4690-88) и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10» (далее - СанПин 2.1.2.2645-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64.
В силу пункта 1.2 СаПиН 42-128-4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п.2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с п.2.2.2. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Исходя из положения п.2.1.4. СанПиН 42-128-4690-88 для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Порядок и места установки контейнеров (мусоросборников регламентированы в п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, согласно которому размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно- эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
На основании п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п.8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), должен определяться органами местного самоуправления и соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом <...> организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения включена в перечень вопросов местного значения поселения.
В соответствии с Генеральной схемой очистки территории <...>, утвержденной <...> Советом народных депутатов от Дата № №, сбор отходов от населения осуществляется в стандартные мусорные контейнеры, установленные на обустроенных контейнерных площадках в зоне доступности проезда автотранспорта, а их вывоз - по централизованной планово-регулярной системе с установленной графиком периодичностью.
В ходе проверки, проведенной <...> природоохранной межрайонной прокуратурой в Дата, установлено, что в нарушение приведенных выше положений федерального законодательства и муниципальных правовых актов на территории <...> отсутствуют обустроенные площадки для контейнеров, места для сбора отходов не отведены, мусорные контейнеры не установлены, регулярный сбор и вывоз отходов и мусора на территории поселения не обеспечен.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки (л.д. 10-29), информацией администрации <...> № от Дата (л.д. 17) и не оспаривались в судебном заседании представителем <...>.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения в соответствии с установленными требованиями безопасности, обеспечение которой в силу приведенных выше положений законодательства отнесено к вопросам местного значения поселения и прямо возложено на органы местного самоуправления.
Бездействие администрации <...> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь крайне негативные и необратимые последствия для объектов окружающей природной среды, вызванные размещением стихийных свалок, не соответствующих предъявляемым требованиям, в границах поселения. Указанным бездействием нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, установленные ст. ст. 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а также право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренное статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
При таких обстоятельствах заявленные Орловским природоохранным межрайонным прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Администрацию <...> следует обязать устранить допущенные нарушения законодательства и обязать в срок до Дата рассчитать и обеспечить, исходя из численности населения сельского поселения и фактического накопления отходов, наличие мусоросборных контейнеров; определить места размещения контейнерных площадок на территории поселения; организовать устройство контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, установку мусоросборных контейнеров, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах <...>.
Руководствуясь ст. ст. 197 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования <...> природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации <...>, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах <...>, незаконным.
Обязать администрацию <...> в срок до Дата рассчитать и обеспечить, исходя из численности населения сельского поселения и фактического накопления отходов, наличие мусоросборных контейнеров; определить места размещения контейнерных площадок на территории поселения; организовать устройство контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, установку мусоросборных контейнеров, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах <...>.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2014 года.
Председательствующий Ноздрина О.О.