Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2019 года город Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Л.А.,
при секретаре Лобановой А.А.,
с участием
представителя истца помощника прокурора г.Тулы Сергеевой О.А.,
ответчика Петрова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-80/19 по иску прокурора г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Петрову Максиму Викторовичу об обязании использовать земельный участок в соответствии с установленным для него целевым использованием,
у с т а н о в и л:
прокурор города Тулы, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Петрову М.В. об обязании использовать земельный участок в соответствии с установленным для него целевым использованием, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой города проведена проверка в рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства законности использования земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>
Данная проверка установила, что земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Петрову М.В. и относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуальной жилой застройки, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от дата, а также сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте на дата.
В соответствии со сведениями из ИСОГД указанный земельный участок относится к территориальной зоне Ж-1.
Согласно ст. 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016г. N33/839, к основным видам разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 относятся: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка, коммунальное обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, земельные участки (территории) общего пользования, спорт; к условно разрешенным видам использования относится: бытовое обслуживание, социальное обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, культурное развитие, религиозное использование, общественное управление, амбулаторное ветеринарное обслуживание, магазины, рынки, общественное питание.
Выходом на место сотрудников прокуратуры города дата в ходе визуального осмотра земельного участка с К№, установлено, что на указанном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 819 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, размещена автомойка. Факт нахождения и эксплуатации автомойки по вышеуказанному адресу подтверждается вывесками «Автомойка», «24 часа», в связи с чем, можно сделать вывод об использовании Петровым М.В. земельного участка для коммерческой деятельности по организации и оказанию бытовых услуг.
Истец указывает, что в действиях Петрова М.В. усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению, за что последний по результатам рассмотрения материалов проверки Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от дата № Управлением Росреестра по Тульской области привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб.
По состоянию на дата нарушения земельного законодательства в виде использования земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 819 кв.м., не по целевому назначению Петровым М.В., не устранены.
В соответствие со ст. ст. 9, 36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В данном случае, хозяйственная деятельность на земельном участке, принадлежащем Петрову М.В., не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц на проживание и нахождение в территориальной зоне с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Прокурор г.Тулы, действующий в интересах неопределенного круга лиц просил обязать Петрова М.В. использовать земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, по целевому назначению.
Представитель истца помощника прокурора г.Тулы Сергеева О.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Просила обязать Петрова М.В. использовать земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: г<адрес>, по целевому назначению.
Ответчик Петров М.В. в судебном заседании исковые требования признал. Пояснил, что им в настоящее время уже принимаются меры по изменению целевого назначения земельного участка, который находится в его собственности.
К материалам дела приобщено письменное заявление ответчика Петрова М.В., в котором он указывает о признании иска прокурора города Тулы действующего в интересах неопределенного круга лиц к нему, Петрову М.В. об обязании использовать земельный участок в соответствии с установленным для него целевым использованием. Признание иска выражено добровольно, без чьего-либо давления со стороны. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства Имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не просил.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статьям 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых пункт 2 части 1 указанной статьи выделяет земли населенных пунктов.
Согласно части 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
жилым;
общественно-деловым;
3) производственным;
инженерных и транспортных инфраструктур;
рекреационным;
сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
5) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Частью 5 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Собственник земельного участка имеет право, среди прочего, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п.2.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ).
Пунктами 3, 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Приведенные правовые нормы обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).
В силу пункта 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для постоянного проживания.
Согласно материалам мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие № в отношении Петрова Максима Викторовича, дата рождения, проживающего по адресу: <адрес>, проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 819 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежит на праве собственности Петрову Максиму Викторовичу, и относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: индивидуальный жилой дом, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от дата.
В соответствии со сведениями из ИСОГД указанный земельный участок относится к территориальной зоне Ж-1.
Согласно ст. 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016г. N33/839, к основным видам разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 относятся: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка, коммунальное обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, земельные участки (территории) общего пользования, спорт; к условно разрешенным видам использования относится: бытовое обслуживание, социальное обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, культурное развитие, религиозное использование, общественное управление, амбулаторное ветеринарное обслуживание, магазины, рынки, общественное питание.
При выходе на место сотрудниками прокуратуры города Тулы дата по адресу: <адрес> в ходе визуального осмотра земельного участка, общей площадью 819 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом, установлено, что индивидуальный жилой дом отсутствует, а размещена автомойка. Вывеска «Автомойка», «24 часа», подтверждают, что Петровым М.В. используется земельный участок с нецелевым использованием для коммерческой деятельности по организации и оказанию бытовых услуг, о чем составлен акт мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие № в отношении Петрова Максима Викторовича. Факты, изложенные в акте от дата, зафиксированы фототаблицей.
В действиях Петрова М.В. усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ – использование земельного участка не по целевому назначению, в связи с чем, материалы проверки Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области были направлены в Управление Росреестра по Тульской области, и ответчик Петров М.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Ответчиком Петровым М.В. в судебном заседании подтверждено, что до настоящего времени нарушения земельного законодательства в виде использования земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 819 кв.м., не по целевому назначению им полностью, не устранены.
Прокурор согласно ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствие со ст. ст. 9, 36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что хозяйственная деятельность на земельном участке, принадлежащем Петрову М.В., не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц на проживание и нахождение в территориальной зоне с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Принимая во внимание, что прокурором города Тулы подано исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, суд полагает возможным взыскать с ответчика Петрова М.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Тула в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 819 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░