Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДДММГГГГ Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № <данные изъяты> по иску Авитесян С.П. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Самарской области о признании незаконными действий по отказу в принятии документов для выдачи вида на жительство в РФ, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Административный истец Авитесян С.П. обратилась в суд с административным иском к УФМС России по Самарской области о признании незаконными действий по отказу в принятии документов для выдачи вида на жительство в РФ, компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что является гражданкой Республики Армения и ей был выдан вид на жительство ДД.ММ.ГГГГ на срок действия паспорта до ДД.ММ.ГГГГ Срок действия паспорта был продлен в Консульском отделе посольства <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Авитесян С.П. устно обращалась в ОУФМС России по Самарской области в <адрес> по вопросу продления вида на жительство.
ДД.ММ.ГГГГ Авитесян С.П. с письменным заявлением вновь обратилась в ОУФМС России по Самарской области в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Авитесян С.П. стало известно о том, что ее заявление о продлении срока действия вида на жительство было возвращено ввиду окончания срока вида на жительство.
Авитесян С.П. полагала действия сотрудников ОУФМС России по Самарской области в <адрес> незаконными и необоснованными, поскольку с середины октября 2015 г. по ДД.ММ.ГГГГ ей не было сообщено о возврате и причинах возврата ее заявления, а и.о. начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> не проконтролированы действия подчиненных ей сотрудников.
На основании вышеизложенного Авитесян С.П. просила суд признать действия УФМС России по Самарской области по отказу в принятии документов для выдачи вида на жительство в РФ иностранному гражданину незаконными, взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Авитесян С.П. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании Авитесян С.П. и ее представитель, действующая на основании ордера, - ФИО5 требования поддержали, просили суд их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика УФМС России по Самарской области, действующая на основании доверенности, - ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.
Представитель административного ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, причины не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Выслушав явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
- соблюдены ли сроки обращения в суд;
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд полагает, что при рассмотрении заявленных требований не нашли своего подтверждения доводы административного истца о нарушении норм действующего законодательства действиями УФМС России по Самарской области, кроме того, суд полагает, что истицей пропущен установленный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд за защитой своего права.
Судом при рассмотрении дела установлено, что <данные изъяты> г. Авитесян С.П. выдан вид на жительство 82 № до ДД.ММ.ГГГГ При получении вида на жительство Авитесян С.П. предупреждена, что заявление о продлении вида на жительство должно быть подано не позднее, чем за два месяца по истечении срока его действия, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись в расписке от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может бьггь продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Таким образом, судом установлено, что административный истец должна была обратиться с заявлением о продлении вида на жительство не позднее ДД.ММ.ГГГГ Тогда как с заявлением и комплектом документов о продлении вида на жительство Авитесян С.П. обратилась в ОУФМС России по Самарской области в <адрес> лишь <данные изъяты>
Суд принимает во внимание пояснения Авитесян С.П. о позднем обращении с заявлением в УФМС о продлении срока действия вида на жительства в связи с тем, что она долгое время болела и находилась на лечении, поскольку согласно представленным документам и пояснениям истицы, данным в судебном заседании, на лечении она находилась с 29.09.2015г., то есть была госпитализирована по прошествии более чем 3-х недель с момента истечении установленного законом срока на подачу соответствующего заявления. Кроме того, административный истец не была лишена права на подачу заявления ранее 03.09.2015г., то есть заблаговременно
В соответствии с п. 30 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 22.04.2013 № 215, для продления срока действия вида на жительство заявитель подает в территориальный орган ФМС России:
30.1. Заявление установленной формы (приложение № 6 к Административному регламенту) в одном экземпляре.
Документ, удостоверяющий личность.
Вид на жительство.
30.4. Фотографию в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 21.2 Административного регламента, в том числе фотографии детей, вписанных в вид на жительство (при продлении вида на жительство иностранного гражданина путем оформления нового вида на жительство в связи с отсутствием свободных страниц для внесения записи о продлении).
30.5. Документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 37.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» иностранные граждане, которым вид на жительство или разрешение на работу были выданы до 1 января 2015 года, представляют документ, подтверждающий владение данными иностранными гражданами русским языком, знание ими истории России и основ законодательства Российской Федерации, при подаче заявления о продлении срока действия ранее выданного вида на жительство или разрешения на работу.
Указанный документ не предоставляется, если заявление подается в отношении иностранных граждан, не достигших возраста 18 лет, либо недееспособных или ограниченных в дееспособности иностранных граждан, не достигших возраста 18 лет, а также заявителями - мужчинами, достигшими возраста шестидесяти пяти лет, и женщинами, достигшими возраста шестидесяти лет, участниками Государственной программы и членами семьи, высококвалифицированными специалистами и членами их семьи.
Оригиналы документов, указанных в пунктах 21.3 - 21.5, 21.7, 22.3 - 22.6, 22.9, 22.10, 23.3, 24.3 - 24.6, 25.3 - 25.6, 27.1.3, 27.1.4, 28.3, 29.3 - 29.4, 30.2, 30.3, 30.5 Административного регламента, подлежат возврату заявителю, а их копии и нотариально удостоверенный перевод на русский язык, предоставленные заявителем, приобщаются к заявлению (п. 31 Административного регламента).
Копии документов заверяются сотрудником, осуществляющим прием заявления.
Пунктом 49 Административного регламента предусмотрено, что заявление, поданное заявителем лично в территориальный орган ФМС России, регистрируется в день его приема от заявителя по журналу учета входящих документов.В день регистрации заявление с прилагаемыми документами передается в структурное подразделение территориального органа ФМС России, предоставляющее государственную услугу.
Фактический прием и рассмотрение документов осуществляет отдел по вопросам гражданства УФМС России по Самарской области.
Как следует из материалов дела, сотрудником ОУФМС России по Самарской области в <адрес>, осуществляющим первоначальный прием и формирование документов, были приняты документы от Авитесян С.П., сформированы в материал, зарегистрированы в журнале исходящих документов под № от ДД.ММ.ГГГГ и направлены в отдел по вопросам гражданства УФМС России по Самарской области.
Документы, поступившие в отдел по вопросам гражданства УФМС России по Самарской области, не были приняты к рассмотрению в соответствии с требованиями п. 41, п. 148 Административного регламента, в связи с отсутствием документа, подтверждающего владение русским языком, знание истории России и законодательства Российской Федерации; а также в связи с тем, что срок действия вида на жительство составляет менее 2 месяцев.
В качестве вышеназванного документа об образовании Авитесян С.П. предоставила справку об обучении в средней школе на территории Российской Федерации (9 классов), 13.06.1998 г. Вместе с тем, предоставленная справка не входит в исчерпывающий перечень документов, перечисленных в статье 15.1 Федерального закона.
К таким документам относятся:
сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;
документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входящего в состав СССР, до 01 сентября 1991 года;
документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 01 сентября 1991 г.
Согласно пунктам 61, 63 Административного регламента при подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленных форм заявлений и подготовку необходимого пакета документов с приложением копий документов в случаях, предусмотренных Административным регламентом.
Сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение всех реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство, а также наличие оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению.
При наличии оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению заявление и документы возвращаются заявителю, по согласованию с ним определяется срок его повторного обращения с пакетом документов и по желанию заявителя может быть произведена предварительная запись на прием.
При приеме заявления к рассмотрению факт проверки, а также подлинность подписи заявителя на бланке заявления удостоверяются подписью сотрудника, принявшего заявление к рассмотрению.
Заявление и документы к рассмотрению не принимаются (п. 41 Административного регламента):
если нарушены требования к форме и содержанию заявления;
при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных;
если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием единого портала;
если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
если со дня получения разрешения на временное проживание не прошло 6 месяцев, за исключением иностранных граждан, указанных в абзаце шестом пункта 2 Административного регламента;
если срок действия разрешения на временное проживание составляет менее 6 месяцев;
если иностранный гражданин в качестве документа, удостоверяющего личность, представляет документ, выданный в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспорт моряка, или документ, срок действия которого составляет менее 6 месяцев, или недействительный документ;
если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).
Пунктом 148 Административного регламента предусмотрено, что заявление о продлении к рассмотрению не принимается;
если срок действия вида на жительство составляет менее 2 месяцев.
При этом, Административным регламентом не предусмотрено принятие документов при наличии уважительных причин несвоевременного обращения за продлением вида на жительство. Иностранные граждане, имеющие документы, удостоверяющие личность, срок действия которых заканчивается в пределах срока действия вида на жительство, предупреждаются о необходимости своевременного продления (оформления нового) документа, удостоверяющего личность, в полномочных органах государства своей гражданской принадлежности (п. 101.3 Административного регламента).
В соответствии с п. 64 Административного регламента сотрудник, принявший заявление к рассмотрению, вносит в журнал учета входящих документов запись о приеме документов, которая содержит:
порядковый номер записи;
дату приема документов;
данные о заявителе (фамилию и инициалы);
количество документов, представленных вместе с заявлением;
фамилию и инициалы сотрудника, принявшего документы.
Регистрационный номер и дата приема заявления проставляются на бланке заявления.
Таким образом, документы считаются принятыми к рассмотрению при проставлении регистрационного номера и даты приема заявления на бланке заявления в отделе по вопросам гражданства УФМС России по Самарской области. Номер личного дела присваивается по номеру, зарегистрированному в отделе по вопросам гражданства У ФМС России по Самарской области.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ документы Авитесян С.П. о выдаче вида на жительство не были приняты к рассмотрению и возвращены заявителю.
Согласно п. 151 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления о продлении руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем, уполномоченным на принятие такого решения, принимается решение о продлении срока действия вида на жительство либо об отказе в его продлении.
Поскольку заявление Авитесян С.П. не было принято к рассмотрению, соответственно, никаких запросов, предусмотренных Административным регламентом при принятии к рассмотрению документов, не направлялось, решения о продлении срока действия вида на жительство либо об отказе в его продлении не принималось.
Также несостоятельна ссылка Авитесян С.П. на п. 169 Административного регламента, согласно которому руководитель территориального органа ФМС России или его заместитель организуют работу по предоставлению государственной услуги и несут персональную ответственность за соблюдение законности в ходе ее предоставления и при принятии решения по заявлению, поскольку, и.о. начальника ОУФМС России по Самарской области в <адрес> не является руководителем территориального органа ФМС России либо его заместителем, а является и.о. начальника структурного подразделения территориального органа ФМС России.
Кроме того, суд учитывает, что в настоящее время административный истец не лишена возможности повторного обращения с заявлением о получении вида на жительство в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 151 ГК РФ моральный вред - это физические или нравственные страдания гражданина, причиненные ему действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Исходя из содержания указанных правовых норм, а также разъяснений в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Судом не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, других оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу административного истца не имеется, в связи с чем данные требования также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Авитесян С.П. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Самарской области о признании незаконными действий по отказу в принятии документов для выдачи вида на жительство в РФ, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.