Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2017 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при секретаре Покатовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1530/2017 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Красноярском крае к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК №1» о возложении обязанности устранить нарушение,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Красноярском крае обратилось в суд с иском к ООО «ЖКХ ЛДК №1» и просит возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зон санитарной охраны поверхностного водозабора ООО «ЖКХ ЛДК №1», мотивируя свои требования тем, что истцом выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны поверхностного водозабора ООО «ЖКХ ЛДК №1», расположенного на р. Енисей г. Лесосибирска. Однако отсутствует утвержденный проект зон санитарной охраны поверхностного водозабора ООО «ЖКХ ЛДК №1», границы зоны санитарной охраны не установлены, что означает для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность. Не выполнение ответчиком норм санитарного законодательства, не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что в свою очередь создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому факторам.
В судебном заседании представитель истца Логинова М.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «ЖКХ ЛДК №1» Антонова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что проект неоднократно направлялся на согласование в министерство природных ресурсов и экологии по Красноярскому краю, однако в утверждении было отказано ввиду наличия недостатков. Кроме того, основания для изменения зоны санитарной охраны отсутствуют, поскольку от органов санитарно-эпидемиологического надзора и иных организаций в адрес общества не поступало заключения об изменений местных санитарных условий. Также не предполагается реконструкция ил модернизация производственных мощностей общества, которые могут повлечь изменение эксплуатации источников водоснабжения.
Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.06.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Согласно п. 3.2.2.4. в первом поясе санитарной защитной зоны запрещается размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпиде������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????®������????????�????????�????????�?????�??????????�?????????�?????????�?????????????�?????????�???�?????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������—�����?������i�����?������i���������?????�
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В пункте 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 специально оговорено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке.
Пунктом 2 постановления Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» установлено, что органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Красноярском крае ответчику выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны поверхностного водозабора ООО «ЖКХ ЛДК №1», расположенного на р. Енисей в г. Лесосибирске. Основанием для признания представленных документов соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам являются: экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края №-од от ДД.ММ.ГГГГ отказано в утверждении проекта организации зон санитарной охраны поверхностного водозабора ООО «ЖКХ ЛДК №1» расположенного на р. Енисей в г. Лесосибирске по основаниям: не соответствия масштаба представленного плана второго и третьего пояса зон санитарной охраны при поверхностном водоисточнике, необходимости предоставления плана мероприятий по улучшению санитарного состояния второго и третьего пояса зон санитарной охраны поверхностного водозабора ООО «ЖКХ ЛДК №1» с указанием сроков, ответственных организаций; отсутствия в заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края №-од от ДД.ММ.ГГГГ отказано в утверждении проекта организации зон санитарной охраны поверхностного водозабора ООО «ЖКХ ЛДК №1» расположенного на р. Енисей в г. Лесосибирске по основаниям: нарушения п. 3.3 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в связи с чем, необходимо предусмотреть перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных организаций, с определением источников финансирования.
Утверждение проекта зон санитарной охраны поверхностного водозабора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерством природных ресурсов Красноярского края ООО «ЖКХ ЛДК №1» не получено, что является нарушением требований указанных положений закона.
Таким образом, в нарушение изложенных требований законодательства ООО «ЖКХ ЛДК №1» не исполнена ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Наличие указанного нарушения ответчиком не опровергнуто, доказательств иного им с учетом правил ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Красноярском крае подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт приемки в эксплуатацию комплекса лесопиления Ново-Маклаковского ЛДК и нет оснований для пересмотра границ зоны санитарной охраны, суд считает несостоятельной, поскольку в настоящее время действует новое изложенное правовое регулирование, которое подлежит исполнению. Кроме того, это требуется и ввиду прошествия значительного времени, вследствие чего существовавшие ранее условия водозабора не могли не измениться. Принятие же ответчиком мер по утверждению проекта зон санитарной охраны поверхностного водозабора не освобождает последнего от обязанности исполнить требование законодательства в данной части, поскольку иное влечет нарушение прав неограниченного круга лиц. По тем же основаниям суд нем принимает доводы ответчика о невозможности исполнить решение суда в течение трех месяцев, поскольку доказательств препятствующих тому, в ходе судебного разбирательства не представлено. Кроме того, при наличии и подтверждении таких обстоятельств ответчик не лишен права на обращение в суд с требованием о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Исходя из положений ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования г. Лесосибирск подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб., от уплаты которой в силу закона освобожден истец.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Красноярском крае к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК №1» удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК №1» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зон санитарной охраны поверхностного водозабора Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК №1», расположенного на р.Енисей в г. Лесосибирске.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК №1» в доход местного бюджета муниципального образования г. Лесосибирск государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев