Дело № 2-365/9/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Курилова В.В. к федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» о взыскании заработной платы,
установил:
Курилов В.В. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» (далее – ответчик, ФГКУ «ОВО ВНГ России по РК»), в котором просит обязать ответчика внести изменения в приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления ему стажа для выплаты процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, а также установления процентной надбавки в размере 10%. Истец также просит о взыскании 17195 руб. 64 коп., в том числе: 15294 руб. 60 коп. – задолженность по заработной плате, 1901 руб. 04 коп. – денежная компенсация за задержку заработной платы и других выплат.
В последующем истец отказался от искового требования о внесении изменения в приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ. Последствия отказа от иска в этой части истцу понятны.
Согласно части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Судом принимается частичный отказ от иска и изменение исковых требований. Производство по делу в части отказа от исковых требований подлежит прекращению.
В судебном заседании Курилов В.В. требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Истцу не была установлена северная надбавка, несмотря на то, что он проходил военную службу в районах Крайнего Севера. Расчет стороны ответчика он не оспаривает, согласен, что в собственный расчет ошибочно включил надбавку в размере <данные изъяты>., которая не должна учитываться при начислении «северных». О нарушенном праве знал изначально, не обращался в суд, боясь за возможные последствия. Срок давности по требованиям о взыскании заработной платы не пропущен.
Представители ФГКУ «ОВО ВНГ России по РК» Путешева Е.И. и Дулька Н.А. исковые требования не признали. Они считают, что истец не имел право на получение спорной надбавки, так как не проходил военную службу по контракту. Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд. Сторона ответчика считает, что к спорным правоотношениям подлежит применению трехмесячный срок исковой давности, а не годовой. Подробная позиция стороны изложена в письменных доводах, представленных в материалы дела.
Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в ФГКУ «ОВО ВНГ России по РК» в должности <данные изъяты>, а в последующем в должности <данные изъяты>». На основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен на должность стажера полицейского взвода полиции. В приказе отражено, что истец не имеет стажа для выплаты процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ Курилов В.В. назначен на должность <данные изъяты>. В приказе отражено, что стаж для выплаты надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет <данные изъяты>. Спорная надбавка была установлена работнику после истечения одного года с момента начала службы.
Из справки, выданной командиром войсковой части №, следует, что Курилов В.В. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ уволен по окончании срока военной службы по призыву. Срок службы засчитывается в стаж работы для получения установленных процентных надбавок к оплате труда.
В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Как предусмотрено статьей статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон от 19.02.1993 № 4520-1).
Статья 11 вышеназванного закона предусматривает, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12. В соответствии с указанным Перечнем вся Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера, а г. Сегежа отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.1994 № 155 «Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» районный коэффициент в г. Сегежа установлен в размере 1,3.
Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Постановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера» предусматривают размер процентной надбавки в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, равный 50%.
Таким образом, лицам, работающим в г. Сегежа, оплата труда должна производиться с применением районного коэффициента и процентной надбавки, установленных для данной местности.
Лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1 января 2005 г., даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со статьей 317 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.
До установления Правительством Российской Федерации соответствующего правового регулирования согласно статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации в рассматриваемых случаях применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу. Названным Постановлением (пп. "е" п. 1) для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки к заработной плате установлены в льготном по сравнению с общеустановленным порядке: в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».
В частности, пункт 1 названного Постановления от 06.04.1972 предусматривает, что процентные надбавки к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также Койгородского и Прилузского районов Коми АССР), за непрерывный стаж работы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях устанавливаются в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Работодатель не включил срок военной службы по призыву в стаж, позволяющий назначать выплату соответствующей надбавки.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены специальным законом – Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ).
Пункт 5 статьи 10 Закона № 76-ФЗ предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
Абзацем четвертым пункта 5 статьи 23 указанного Федерального закона для граждан, уволенных с военной службы, предусмотрен зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.
Согласно абзацу десятому этого же пункта гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 76-ФЗ к военнослужащим относятся лица, проходящие военную службу по контракту и по призыву.
Действующее законодательство под военной службой понимает особый вид федеральной государственной службы, исполняемой, в частности, в Вооруженных Силах Российской Федерации – государственной военной организации, составляющей основу обороны Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»).
При этом абзац второй пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что прохождение военной службы осуществляется гражданами Российской Федерации по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 76-ФЗ для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Таким образом, федеральный законодатель дифференцировал порядок включения срока военной службы в трудовой стаж, предусмотрев право на зачет этого срока: при увольнении по любому основанию – если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года; при увольнении с военной службы по основаниям, перечисленным в абзаце десятом пункта 5 статьи 23 Закона № 76-ФЗ – независимо от продолжительности перерыва.
При этом законодатель не установил различия между военной службой по контракту и военной службой по призыву при возникновении права на включение в стаж для получения соответствующих социальных гарантий, в том числе связанных с проживанием и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В этой части уволенные с военной службы военнослужащие имеют идентичные права. Иного из норм действующего законодательства не следует.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) основаниями для увольнения с военной службы является истечение срока военной службы по призыву или срока контракта.
Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пункту 23 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
При этом в пункте 7 статьи 3 указанного Положения установлено, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Истец был уволен в запас Вооруженных сил Российской Федерации по указанному основанию. Службу он проходил в районах Крайнего Севера, после увольнения со службы 04.06.2016 был принят на службу в ФГКУ «ОВО ВНГ России по РК» 19.09.2016.
Денежное содержание сотрудников войск национальной гвардии регулируется, в частности, Приказом Министерства внутренних дел России от 31.01.2013 № 65, которым был утвержден «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее – Порядок № 65).
Пункт 40 Порядка № 65 предусматривает, что к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Для применения коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются:
1) должностной оклад;
2) оклад по специальному званию;
3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
В пункте 42 Порядка № 65 указано, что коэффициенты и процентные надбавки применяются (выплачиваются) в соответствии с Правилами применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
30 декабря 2011 г. Правительством Российской Федерации издано Постановление № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях».
В соответствии с пунктом 1 названного Постановления установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.
Другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются.
Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1999 № 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» предусмотрено, что с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.
Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы, указанного в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется на основании выданных воинскими частями (военными прокуратурами, военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации) по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
На основании Приказа МВД РФ от 20.02.2002 № 154 была утверждена единая форма справки об основаниях увольнения и прохождении военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Таким образом, срок военной службы в районах Крайнего Севере должен был включен истцу в стаж для установления спорной надбавки к заработной плате в размере 10% (один год службы в районах Крайнего Севера). Работодателем эти требования законодательства были проигнорированы, соответствующая надбавка истцу не выплачивалась в исковой период времени.
Доводы стороны ответчика о том, что только срок военной службы по контракту включается в соответствующий стаж для получения спорных надбавок, основаны на неверном толковании норм права, противоречат действующему законодательству.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств, опровергающих обстоятельства, на которые ссылается истец, ответчик в материалы дела не представил. По этим причинам исковые требования были заявлены обоснованно. Суд признает надлежащим расчет ответчика, так как он не противоречит названным выше положениям законодательства. Расчет истца не может быть принят судом в качестве надлежащего, так как истец включил в него суммы, не подлежащие учету при начислении надбавки, произвел расчет без учета отработанного времени.
Сторона ответчика заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд. Рассматривая эти доводы и контрдоводы стороны истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения у сотрудника права на получение дополнительных дней отдыха или выплат) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Введенной в действие с 03.10.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с частью 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 2) разъяснено, что исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является согласно статьям 152 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, в этом случае фактические обстоятельства спора не исследуются.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (дата назначения на должность) были предусмотрены сроки выплаты заработной платы: <данные изъяты> – аванс, <данные изъяты> – заработная плата. После назначения на должность <данные изъяты> в соответствии с пунктом 4 Порядка № 65 выплата денежного довольствия за текущий месяц производилась один раз в период <данные изъяты>.
Суд приходит к выводу о том, что специальный срок исковой давности, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по требованиям работников о взыскании заработной платы, которая им не начислялась, исчисляется с момента, когда работник узнал о том, что оспариваемая часть заработной платы ему не начислена, а, следовательно, и не будет выплачена, то есть с момента получения соответствующего расчетного листка или неоспариваемой части заработной платы.
Таким образом, истцом пропущен без уважительных причин установленный законом трехмесячный срок обращения в суд за защитой нарушенного права за выплатой надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Длящийся характер правоотношений имеет место в отношении начисленного, но не выплаченного денежного довольствия, однако начисление спорных сумм не производилось. О нарушении своих прав истцу ему должно было быть известно при получении каждой причитающейся ежемесячной выплаты, так как он ежемесячно получал расчетные листки, в которых отсутствовали сведения об оплате спорной надбавки, он не был лишен возможности обратиться в суд с соответствующим иском. Доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
В то же время, поскольку аванс и заработная плата за <данные изъяты> должны были выплачены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в суд с иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то срок для обращения в суд, установленный введенной в действие с <данные изъяты> Федеральным законом <данные изъяты>2016 № 272-ФЗ частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, не истек, как не истек по иным требованиям с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы стороны ответчика о применении к спорным правоотношениям за весь исковой период трехмесячного срока не основан на нормах права, а также не соответствует разъяснениям Постановления № и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
Принимая произведенный ответчиком расчет задолженности в качестве надлежащего, суд взыскивает в пользу истца задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно пункту 55 Постановления № 2 при рассмотрении споров о взыскании денежной компенсации за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, суды учитывают, что данная денежная компенсация взыскивается независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1340 «О применении с 01 января 2016 г. ключевой ставки Банка России» было установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт нарушения установленного срока выплат не оспорен и подтвержден материалами дела, расчет компенсации, произведенный ответчиком, судом проверен и признан обоснованным. Примененные ставки соответствуют Информациям Банка России об установлении размера ставки в соответствующие периоды времени. Истец возражений по расчету компенсации не представил, в собственном расчете допустил ошибки, связанные с суммой задолженности и соответствующими периодами. При таких обстоятельствах требование истца о взыскании компенсации является обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению на основании расчета ответчика.
Истец в своих расчетах учел взимание суммы налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). Суд также учитывает, что на основании пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в соответствующий бюджет. Организация, производящая такие выплаты работникам, признается налоговым агентом.
Согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
Как указано в части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В силу положений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации спорная надбавка включается в состав заработной платы.
Суд учитывает обстоятельства дела и нарушение ответчиком срока выполнения обязательств и считает, что замедление исполнения решения суда может привести к имущественному ущербу для истца, либо к невозможности исполнения самого решения. Поскольку доказательств, опровергающих данный вывод, сторона ответчика не представила, суд считает необходимым решение суда обратить к немедленному исполнению.
Истец в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску подлежит взысканию в бюджет Петрозаводского городского округа с ответчика в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования Курилова В.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» в пользу Курилова В.В. 13125 руб. 12 коп., в том числе: 11901 руб. 60 коп. – задолженность по заработной плате, 1223 руб. 52 коп. – денежная компенсация за задержку заработной платы и других выплат.
Производство по делу в части заявленных требований о возложении обязанности внести изменения в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ прекратить в связи с отказом истца от иска в этой части.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 525 руб. 00 коп.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение в части взыскания задолженности по заработной плате подлежит немедленному исполнению в силу статей 210 и 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2018 года.