Дело № 2-4261/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Ивакиной Л.И.,
при секретаре Цыганок А.А.
с участием представителя истца Барановой О.М., представителя ответчика Демяшовой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» о признании противоправными действий Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника»,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области обратилось в суд с иском к ООО Управляющая компания «СтройТехника» в защиту прав и законных интересов собственников дома <адрес> о признании противоправными действий по начислению платы за содержание и ремонт жилья, обязании производить начисления за содержание и ремонт жилья по тарифу 8 руб. 49 коп. за 1 кв.м., произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья, указывая, что в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее Управление) поступила информация от Государственной Жилищной Инспекции Воронежской области (далее Инспекция) (вх. № 12804 от 29.05.2017) по вопросу обращения в суд в защиту прав потребителей дома <адрес> по факту совершения ООО УК «СтройТехника» противоправных действий, выразившихся в неправомерной корректировке платы за содержание и ремонт жилья на основании применения ежегодной индексации (увеличения) данной платы.
При рассмотрении указанной информации и приложенных к ней документов, установлено. На основании обращения собственника жилого помещения <адрес> гр. (ФИО2) в Государственную жилищную Инспекцию Воронежской области по вопросу правомерности увеличения тарифа на содержание и ремонт общего имущества жилого дома руководителем ГЖИ Воронежской области 11.04.2016 года был издан приказ N0 1636 о проведении внеплановой проверки управляющей компании, Общества с ограниченной ответственностью УК «СтройТехника». Итоги проверки отражены в акте проверки от 27.04.2016 года № 03-27/278. По результатам проверки 27.04.2016 года Инспекция выдала Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» предписание №03-29/93, в котором указала, что последнее незаконно увеличило размер платы на содержание и ремонт жилого помещения жилого дома <адрес> с 13,53 рублей в ноябре 2014 года до 15,07 рублей с ноября 2015 года согласно расчету Федеральной службы государственной статистики индекса потребительских цен в целом по Российской Федерации на товары и услуги (постановление Госкомстата РФ от 25.03.2002 года №23) и обязало Общество в срок до 11.07.2016 года применять при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД <адрес> нормы, установленные ст. ст. 45-48, 161, 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В тот же срок провести перерасчет по строке «содержание и ремонт жилого помещения» размера платы собственникам помещений МКД <адрес> за период с ноября 2015 года, установленный в размере 13,53 рублей.
В ходе проверки юридическое лицо утверждало, что ему предоставлено право с учетом уровня инфляции изменять тариф на ремонт и содержание с учетом условий договора управления жилым домом.
По смыслу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. МКД <адрес> был передан в управление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» Заказчиком его строительства, Акционерным обществом «Домостроительный комбинат», на основании договора от 04 июля 2007 года. С 01.01.2009 по 31.12.2009 года на основании Постановления Главы городского округа Правительства Воронежской области от 16.01.2009 года №5 и Приказа главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.11.2008 года (№) определен коэффициент удорожания платы за жилое помещение в целом по Воронежской области в размере 1,142. Управляющая компания провела индексацию в данном случае и установила тариф платы за жилое помещение в размере 8 руб. кв/м.
Далее, по утверждению Управляющей компании, она проводила индексацию платы за жилое помещение в соответствии с условиями договора, а не на основании решения органа местного самоуправления: с 01.07.2012 года на 6,1% в размере 8,49 руб. кв.м., с 01.11.2014 на 6,3% в размере 9,02 руб. кв.м., с 01.11.2015 года на 11,4% в размере 10,05 руб. кв.м., с 01.11.2016 года на 12,9% в размере 11,35 руб. кв.м.
Однако, учитывая, что с момента передачи в управление спорного жилого дома по договору от застройщика и до спорного момента договор управления с собственниками помещений в указанном жилом доме управляющей компанией не подписан, указанные действия управляющей компании незаконны, поскольку противоречат нормам пункта 4 статьи 158 ЖК РФ.
В материалах имеется договор управления, заключенный с (ФИО1) (от 01.12.2015) (без доказательств утверждения их условий общим собранием собственников). Согласно пункту 3.4 договоров размер платы за содержание и ремонт жилья на момент их заключения составлял 13,66 рублей за 1 кв.м.
Во всех указанных случаях повышение тарифа обусловлено документами и действиями управляющей компании, которые противоречат действующему законодательству о порядке установления платы за жилое помещение.
Таким образом, ООО УК «СтройТехника» применяет для расчетов с жителями многоквартирного жилого дома <адрес> неправомерно завышенный тариф на содержание и ремонт жилья.
На основании изложенного, просит признать действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» по взиманию оплаты за содержание и ремонт жилья с собственников дома <адрес> по тарифу в размере с 01.11.2014 на 6,3% в размере 9,02 руб. кв.м., с 01.11.2015 года на 11,4% в размере 10,05 руб. кв.м., с 01.11.2016 года на 12,9% в размере 11,35 руб. кв.м. общей площади жилого помещения, не утвержденным общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес>, противоправными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» принять меры по приведению размера тарифа на ремонт и содержание жилья, согласно требованиям Жилищного Кодекса РФ, а именно: до принятия решения на общем собрании собственников жилых помещений о размере тарифа на содержание и ремонт жилья начисления потребителям производить по тарифу 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья собственникам дома <адрес> с 01.01.2014 по настоящее время исходя из тарифа 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области Баранова О.М. доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Демяшова А.Н. в судебном заседании не признала исковые требования, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. (л.д.53-56)
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 162 ЖК РФ, в случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа (п. 1.1). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень
коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (п. 3).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, управление многоквартирным жилым домом <адрес> осуществляет ответчик.
Многоквартирный дом <адрес> был передан в управление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» Заказчиком его строительства - Акционерным обществом «Домостроительный комбинат», и принят на обслуживание ООО УК «СтройТехника» 31.07.2007 года, что следует из акта от 31.07.2007 г. о приеме-передаче на техническое обслуживание (л.д.57-58).
Из материалов дела следует, что 29.02.2016 г. Паршина З.Я. обратилась в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области с заявлением по вопросу повышения тарифа ООО УК «СтройТехника», в связи с чем на основании приказа № 1636 от 11.04.2016 г. Государственной жилищной инспекцией Воронежской области 27.04.2016 г. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Управляющей компании, (л.д. 25-28)
В ходе проверки в отношении ООО УК «СтройТехника» в представленном ООО УК «СтройТехника» договоре управления (неутвержденный) пунктом 3.4 определено, что индексация размера платы за жилое помещение проводится с учетом уровня инфляции не чаще одного раза в год с момента ее утверждения, что является нарушением лицензионных требований. В связи с чем, 27.04.2016 г. Государственной жилищной инспекцией Воронежской области ООО УК «СтройТехника» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства, (л.д.29-30)
ООО УК «СтройТехника» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании недействительным предписания от 27.04.2016 № 03-29/93.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28 марта 2017 г. заявление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» удовлетворено. Признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 27.04.2016 года № 03-29/93, как противоречащее нормам ст.ст.45-48, 156, 158 ЖК РФ. (л.д.31-41)
08.06.2017 г. Паршина З.Я. обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением к ООО УК «СтройТехника» с целью защиты ее прав и законных интересов, в связи с односторонним увеличением тарифа на ремонт и содержание жилья в период с 2014 года по 2017 год без проведения общего собрания собственников многоквартирного дома (л.д.9)
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в суд в интересах (ФИО2) с данным иском к ООО УК «СтройТехника». Согласно ч.1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч.7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом, то есть равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 36 Правил).
Таким образом, вышеназванное положение постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 регламентирует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случае проведения органами местного самоуправления открытого конкурса либо при непосредственном управлении собственниками жилых помещений многоквартирным домом, которые не установили размеры такой платы.
При таких обстоятельствах, а также с учетом положений ст. ст. 156, 158 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в доме <адрес>, должен устанавливаться решением общего собрания собственников помещений дома, а в случае если такое решение не принято - то подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления.
Общее собрание собственников помещений дома <адрес> не принимало решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, тариф на содержание и ремонт жилья был утвержден договором управления с организацией - застройщиком в соответствии с Постановлением главы городского округа город Воронеж № 64 от 07.02.2007 г. - 5,93 руб.
Согласно п.3.2 Договора управления от 01.12.2015 г., (л.д. 15-17), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для Собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт общего имущества, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту, капитальному ремонту (при наличии решения собственников о согласии вносить данную плату) общего имущества в многоквартирном доме, в том числе техническое обслуживание лифтов, техническое освидетельствование лифтов, вывоз и утилизация мусора.
Пунктом 3.4 Договора предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества составляет 13,66 руб. за 1 кв.м., в том числе: за содержание и ремонт жилья - 8,49 руб./кв.м. Также в этом пункте указано, что «Размер платы подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации».
Из справки ООО УК «СтройТехника» следует, что тариф на содержание и ремонт жилья в размере 5,93 руб./кВ.м.в. в соответствии с Постановлением Главы городского округа город Воронеж № 64 от 07.02.2007 г., последующие годы размер платы на содержание и ремонт жилья увеличивался, индексация проведена с 01.08.2008 г. в соответствии с Постановлением Главы городского округа город Воронеж № 430 от 07.03.2008 г. и Приказа главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 19/8 от 23.08.2007 г. «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Воронежской области на 2008 год» на 18% - 7, 00 руб./кВ.м; с 01.05.2009 года в соответствии с Постановления Главы городского округа город Воронеж № 5 от 16.01.2009 года и и Приказом главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 34/6 от 20.11.2008 г. «Об установлении на 2009 год предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Воронежской области на 2008 год» на 14,2% - 8,00 руб./кв.м. (л.д. ***). В соответствии с условиями договора на управление проведена индексация: с 01.07.2012 на 6,1% - 8,49 руб.кв.м; с 01.11.2014 на 6,3% - 9,02 руб. кВ.м.; с 01.11.2015 на 11,4%- 10,55 руб.; с 01.11.2016 на 12,%- 11,35 руб./кВ.м. (л.д.**).
Ответчик не представил в судебное заседание договор управления с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, определяющий условия заключения договора с собственниками жилых помещений в доме.
Согласно ч.1 ст. 162 ЖК РФ При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Согласно п.3 ст. 162 ЖК РФ договор управления должен содержать порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
При соблюдении этих условий в силу ч. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
ООО УК «СтройТехника» внесло в одностороннем порядке в типовой образец Договора на управление пункт о том, что «Размер платы подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации».
Спорным пунктом Договора предусмотрено не увеличение управляющей компанией в одностороннем порядке размера платы за содержание жилья, а ее индексация исходя из ИПЦ.
В соответствии с приказом Росстата от 30.12.2014 N 734 (ред. от 27.11.2017) "Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" индекс потребительских цен на товары и услуги (далее - ИПЦ) используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и может применяться в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, изучения динамики социально-экономических явлений, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и т.д.
В связи с этим, увеличение платы на процент инфляции в соответствии с условиями Договора произведено произвольно.
Согласно ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание.
Однако, собственниками МКД <адрес> с момента его принятия на обслуживание ООО УК «СтройТехника» (31.01.2007 г.) не было проведено ни одного годового общего собрания и не было принято иного решения по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, о том, что имеются основания для признания действий Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» по взиманию оплаты за содержание и ремонт жилья с собственников МКД <адрес> по тарифу в размере с 01.11.2014 на 6,3% в размере 9,02 руб. кв.м., с 01.11.2015 года на 11,4% в размере 10,05 руб. кв.м., с 01.11.2016 года на 12,9% в размере 11,35 руб. кв.м. общей площади жилого помещения, не утвержденным общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес>, противоправными.
А также для возложения на ответчика обязанности принять меры по приведению размера тарифа на ремонт и содержание жилья, согласно требованиям Жилищного Кодекса РФ, а именно: до принятия решения на общем собрании собственников жилых помещений о размере тарифа на содержание и ремонт жилья начисления собственникам МКД <адрес> производить по тарифу 8 руб. 49 коп за 1 кв. м., а также обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья собственникам МКД <адрес> с 01.01.2014 по настоящее время, исходя из тарифа 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
В связи с чем, исковые требования истца о признании противоправными действий по начислению платы за содержание и ремонт жилья, обязании производить начисления за содержание и ремонт жилья по тарифу 8 руб. 49 коп. за 1 кв.м., произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 56,194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в защиту прав и законных интересов собственников дома <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника».
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» по взиманию оплаты за содержание и ремонт жилья с собственников дома <адрес> по тарифу в размере с 01.11.2014 на 6,3% в размере 9,02 руб. кв.м., с 01.11.2015 года на 11,4% в размере 10,05 руб. кв.м., с 01.11.2016 года на 12,9% в размере 11,35 руб. кв.м. общей площади жилого помещения, не утвержденным общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> <адрес>, противоправными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» принять меры по приведению размера тарифа на ремонт и содержание жилья, согласно требованиям Жилищного Кодекса РФ, а именно: до принятия решения на общем собрании собственников жилых помещений о размере тарифа на содержание и ремонт жилья начисления потребителям производить по тарифу 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья собственникам дома <адрес> с 01.01.2014 по настоящее время исходя из тарифа 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Ивакина
Дело № 2-4261/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Ивакиной Л.И.,
при секретаре Цыганок А.А.
с участием представителя истца Барановой О.М., представителя ответчика Демяшовой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» о признании противоправными действий Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника»,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области обратилось в суд с иском к ООО Управляющая компания «СтройТехника» в защиту прав и законных интересов собственников дома <адрес> о признании противоправными действий по начислению платы за содержание и ремонт жилья, обязании производить начисления за содержание и ремонт жилья по тарифу 8 руб. 49 коп. за 1 кв.м., произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья, указывая, что в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее Управление) поступила информация от Государственной Жилищной Инспекции Воронежской области (далее Инспекция) (вх. № 12804 от 29.05.2017) по вопросу обращения в суд в защиту прав потребителей дома <адрес> по факту совершения ООО УК «СтройТехника» противоправных действий, выразившихся в неправомерной корректировке платы за содержание и ремонт жилья на основании применения ежегодной индексации (увеличения) данной платы.
При рассмотрении указанной информации и приложенных к ней документов, установлено. На основании обращения собственника жилого помещения <адрес> гр. (ФИО2) в Государственную жилищную Инспекцию Воронежской области по вопросу правомерности увеличения тарифа на содержание и ремонт общего имущества жилого дома руководителем ГЖИ Воронежской области 11.04.2016 года был издан приказ N0 1636 о проведении внеплановой проверки управляющей компании, Общества с ограниченной ответственностью УК «СтройТехника». Итоги проверки отражены в акте проверки от 27.04.2016 года № 03-27/278. По результатам проверки 27.04.2016 года Инспекция выдала Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» предписание №03-29/93, в котором указала, что последнее незаконно увеличило размер платы на содержание и ремонт жилого помещения жилого дома <адрес> с 13,53 рублей в ноябре 2014 года до 15,07 рублей с ноября 2015 года согласно расчету Федеральной службы государственной статистики индекса потребительских цен в целом по Российской Федерации на товары и услуги (постановление Госкомстата РФ от 25.03.2002 года №23) и обязало Общество в срок до 11.07.2016 года применять при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД <адрес> нормы, установленные ст. ст. 45-48, 161, 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В тот же срок провести перерасчет по строке «содержание и ремонт жилого помещения» размера платы собственникам помещений МКД <адрес> за период с ноября 2015 года, установленный в размере 13,53 рублей.
В ходе проверки юридическое лицо утверждало, что ему предоставлено право с учетом уровня инфляции изменять тариф на ремонт и содержание с учетом условий договора управления жилым домом.
По смыслу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. МКД <адрес> был передан в управление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» Заказчиком его строительства, Акционерным обществом «Домостроительный комбинат», на основании договора от 04 июля 2007 года. С 01.01.2009 по 31.12.2009 года на основании Постановления Главы городского округа Правительства Воронежской области от 16.01.2009 года №5 и Приказа главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.11.2008 года (№) определен коэффициент удорожания платы за жилое помещение в целом по Воронежской области в размере 1,142. Управляющая компания провела индексацию в данном случае и установила тариф платы за жилое помещение в размере 8 руб. кв/м.
Далее, по утверждению Управляющей компании, она проводила индексацию платы за жилое помещение в соответствии с условиями договора, а не на основании решения органа местного самоуправления: с 01.07.2012 года на 6,1% в размере 8,49 руб. кв.м., с 01.11.2014 на 6,3% в размере 9,02 руб. кв.м., с 01.11.2015 года на 11,4% в размере 10,05 руб. кв.м., с 01.11.2016 года на 12,9% в размере 11,35 руб. кв.м.
Однако, учитывая, что с момента передачи в управление спорного жилого дома по договору от застройщика и до спорного момента договор управления с собственниками помещений в указанном жилом доме управляющей компанией не подписан, указанные действия управляющей компании незаконны, поскольку противоречат нормам пункта 4 статьи 158 ЖК РФ.
В материалах имеется договор управления, заключенный с (ФИО1) (от 01.12.2015) (без доказательств утверждения их условий общим собранием собственников). Согласно пункту 3.4 договоров размер платы за содержание и ремонт жилья на момент их заключения составлял 13,66 рублей за 1 кв.м.
Во всех указанных случаях повышение тарифа обусловлено документами и действиями управляющей компании, которые противоречат действующему законодательству о порядке установления платы за жилое помещение.
Таким образом, ООО УК «СтройТехника» применяет для расчетов с жителями многоквартирного жилого дома <адрес> неправомерно завышенный тариф на содержание и ремонт жилья.
На основании изложенного, просит признать действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» по взиманию оплаты за содержание и ремонт жилья с собственников дома <адрес> по тарифу в размере с 01.11.2014 на 6,3% в размере 9,02 руб. кв.м., с 01.11.2015 года на 11,4% в размере 10,05 руб. кв.м., с 01.11.2016 года на 12,9% в размере 11,35 руб. кв.м. общей площади жилого помещения, не утвержденным общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес>, противоправными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» принять меры по приведению размера тарифа на ремонт и содержание жилья, согласно требованиям Жилищного Кодекса РФ, а именно: до принятия решения на общем собрании собственников жилых помещений о размере тарифа на содержание и ремонт жилья начисления потребителям производить по тарифу 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья собственникам дома <адрес> с 01.01.2014 по настоящее время исходя из тарифа 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области Баранова О.М. доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Демяшова А.Н. в судебном заседании не признала исковые требования, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. (л.д.53-56)
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 162 ЖК РФ, в случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа (п. 1.1). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень
коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (п. 3).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, управление многоквартирным жилым домом <адрес> осуществляет ответчик.
Многоквартирный дом <адрес> был передан в управление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» Заказчиком его строительства - Акционерным обществом «Домостроительный комбинат», и принят на обслуживание ООО УК «СтройТехника» 31.07.2007 года, что следует из акта от 31.07.2007 г. о приеме-передаче на техническое обслуживание (л.д.57-58).
Из материалов дела следует, что 29.02.2016 г. Паршина З.Я. обратилась в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области с заявлением по вопросу повышения тарифа ООО УК «СтройТехника», в связи с чем на основании приказа № 1636 от 11.04.2016 г. Государственной жилищной инспекцией Воронежской области 27.04.2016 г. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Управляющей компании, (л.д. 25-28)
В ходе проверки в отношении ООО УК «СтройТехника» в представленном ООО УК «СтройТехника» договоре управления (неутвержденный) пунктом 3.4 определено, что индексация размера платы за жилое помещение проводится с учетом уровня инфляции не чаще одного раза в год с момента ее утверждения, что является нарушением лицензионных требований. В связи с чем, 27.04.2016 г. Государственной жилищной инспекцией Воронежской области ООО УК «СтройТехника» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства, (л.д.29-30)
ООО УК «СтройТехника» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании недействительным предписания от 27.04.2016 № 03-29/93.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28 марта 2017 г. заявление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» удовлетворено. Признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 27.04.2016 года № 03-29/93, как противоречащее нормам ст.ст.45-48, 156, 158 ЖК РФ. (л.д.31-41)
08.06.2017 г. Паршина З.Я. обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением к ООО УК «СтройТехника» с целью защиты ее прав и законных интересов, в связи с односторонним увеличением тарифа на ремонт и содержание жилья в период с 2014 года по 2017 год без проведения общего собрания собственников многоквартирного дома (л.д.9)
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в суд в интересах (ФИО2) с данным иском к ООО УК «СтройТехника». Согласно ч.1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч.7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом, то есть равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 36 Правил).
Таким образом, вышеназванное положение постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 регламентирует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случае проведения органами местного самоуправления открытого конкурса либо при непосредственном управлении собственниками жилых помещений многоквартирным домом, которые не установили размеры такой платы.
При таких обстоятельствах, а также с учетом положений ст. ст. 156, 158 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в доме <адрес>, должен устанавливаться решением общего собрания собственников помещений дома, а в случае если такое решение не принято - то подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления.
Общее собрание собственников помещений дома <адрес> не принимало решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, тариф на содержание и ремонт жилья был утвержден договором управления с организацией - застройщиком в соответствии с Постановлением главы городского округа город Воронеж № 64 от 07.02.2007 г. - 5,93 руб.
Согласно п.3.2 Договора управления от 01.12.2015 г., (л.д. 15-17), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для Собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт общего имущества, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту, капитальному ремонту (при наличии решения собственников о согласии вносить данную плату) общего имущества в многоквартирном доме, в том числе техническое обслуживание лифтов, техническое освидетельствование лифтов, вывоз и утилизация мусора.
Пунктом 3.4 Договора предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества составляет 13,66 руб. за 1 кв.м., в том числе: за содержание и ремонт жилья - 8,49 руб./кв.м. Также в этом пункте указано, что «Размер платы подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации».
Из справки ООО УК «СтройТехника» следует, что тариф на содержание и ремонт жилья в размере 5,93 руб./кВ.м.в. в соответствии с Постановлением Главы городского округа город Воронеж № 64 от 07.02.2007 г., последующие годы размер платы на содержание и ремонт жилья увеличивался, индексация проведена с 01.08.2008 г. в соответствии с Постановлением Главы городского округа город Воронеж № 430 от 07.03.2008 г. и Приказа главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 19/8 от 23.08.2007 г. «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Воронежской области на 2008 год» на 18% - 7, 00 руб./кВ.м; с 01.05.2009 года в соответствии с Постановления Главы городского округа город Воронеж № 5 от 16.01.2009 года и и Приказом главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 34/6 от 20.11.2008 г. «Об установлении на 2009 год предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Воронежской области на 2008 год» на 14,2% - 8,00 руб./кв.м. (л.д. ***). В соответствии с условиями договора на управление проведена индексация: с 01.07.2012 на 6,1% - 8,49 руб.кв.м; с 01.11.2014 на 6,3% - 9,02 руб. кВ.м.; с 01.11.2015 на 11,4%- 10,55 руб.; с 01.11.2016 на 12,%- 11,35 руб./кВ.м. (л.д.**).
Ответчик не представил в судебное заседание договор управления с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, определяющий условия заключения договора с собственниками жилых помещений в доме.
Согласно ч.1 ст. 162 ЖК РФ При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Согласно п.3 ст. 162 ЖК РФ договор управления должен содержать порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
При соблюдении этих условий в силу ч. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
ООО УК «СтройТехника» внесло в одностороннем порядке в типовой образец Договора на управление пункт о том, что «Размер платы подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации».
Спорным пунктом Договора предусмотрено не увеличение управляющей компанией в одностороннем порядке размера платы за содержание жилья, а ее индексация исходя из ИПЦ.
В соответствии с приказом Росстата от 30.12.2014 N 734 (ред. от 27.11.2017) "Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" индекс потребительских цен на товары и услуги (далее - ИПЦ) используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и может применяться в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, изучения динамики социально-экономических явлений, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и т.д.
В связи с этим, увеличение платы на процент инфляции в соответствии с условиями Договора произведено произвольно.
Согласно ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание.
Однако, собственниками МКД <адрес> с момента его принятия на обслуживание ООО УК «СтройТехника» (31.01.2007 г.) не было проведено ни одного годового общего собрания и не было принято иного решения по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, о том, что имеются основания для признания действий Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» по взиманию оплаты за содержание и ремонт жилья с собственников МКД <адрес> по тарифу в размере с 01.11.2014 на 6,3% в размере 9,02 руб. кв.м., с 01.11.2015 года на 11,4% в размере 10,05 руб. кв.м., с 01.11.2016 года на 12,9% в размере 11,35 руб. кв.м. общей площади жилого помещения, не утвержденным общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес>, противоправными.
А также для возложения на ответчика обязанности принять меры по приведению размера тарифа на ремонт и содержание жилья, согласно требованиям Жилищного Кодекса РФ, а именно: до принятия решения на общем собрании собственников жилых помещений о размере тарифа на содержание и ремонт жилья начисления собственникам МКД <адрес> производить по тарифу 8 руб. 49 коп за 1 кв. м., а также обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья собственникам МКД <адрес> с 01.01.2014 по настоящее время, исходя из тарифа 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
В связи с чем, исковые требования истца о признании противоправными действий по начислению платы за содержание и ремонт жилья, обязании производить начисления за содержание и ремонт жилья по тарифу 8 руб. 49 коп. за 1 кв.м., произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 56,194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в защиту прав и законных интересов собственников дома <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника».
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» по взиманию оплаты за содержание и ремонт жилья с собственников дома <адрес> по тарифу в размере с 01.11.2014 на 6,3% в размере 9,02 руб. кв.м., с 01.11.2015 года на 11,4% в размере 10,05 руб. кв.м., с 01.11.2016 года на 12,9% в размере 11,35 руб. кв.м. общей площади жилого помещения, не утвержденным общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> <адрес>, противоправными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» принять меры по приведению размера тарифа на ремонт и содержание жилья, согласно требованиям Жилищного Кодекса РФ, а именно: до принятия решения на общем собрании собственников жилых помещений о размере тарифа на содержание и ремонт жилья начисления потребителям производить по тарифу 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья собственникам дома <адрес> с 01.01.2014 по настоящее время исходя из тарифа 8 руб. 49 коп за 1 кв. м.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Ивакина