Дело № 2-1648/2019
24RS0035-01-2019-001633-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Герлиц М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Таранова И.В. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Таранова И.В. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» (далее КГБУЗ «Минусинская МБ», ответчик) с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности подсобного рабочего. Часть 3 ст.133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Территория г. Минусинска и Минусинского района относится к местностям, где начисляется районный коэффициент 1,30 (Постановление администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П) и соответственно северная надбавка 30 % (приказ Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2). С учетом коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска и Минусинского района Красноярского края, с 01.01.2018 г. минимальная заработная плата равна 15 182 рубля 40 копеек (9 489 * 30% * 30%), с 01.05.2018 г. минимальная заработная плата равна 17 860 рублей 80 копеек (11 163 * 30% * 30%). Работодателем заработная плата в 2018 году начислялась с нарушением требований ТК РФ. В связи с этим просит взыскать с КГБУЗ «Минусинская МБ» задолженность по заработной плате в пользу Таранова И.В. за период с мая 2018 года по декабрь 2018 год в сумме 37 279 рублей 72 копейки (л.д. 3-4).
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Гайфулина А.Е. поддержала исковые требования, мотивируя изложенным.
Материальный истец Таранов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 65), суду представил письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.63).
Ответчик КГБУЗ «Минусинская МБ» судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.66, 6 7). К судебному заседанию представитель ответчика Рыльцина О.В., действующая на основании доверенности (л.д. 62), предоставила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практики. Заработная плата работника КГБУЗ «Минусинская МБ» в соответствии со ст.136 ТК РФ, п.7.4 Коллективного договора на 2015-2018 г.г. КГБУЗ «Минусинская МБ» выплачивается 10 и 25 числа каждого месяца. При расчете заработной платы учреждение руководствовалось трехсторонним региональным соглашением от 23.12.2016 г., письмами министерства здравоохранения Красноярского края за исх. № 71/18-18-2019 от 12.01.2017 г., № 71/18-18/3379 от 27.12.2017 г., № 71/18-18 от 14.03.2018 г., ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», которым установлен размер минимальной заработной платы работникам краевых государственных учреждений здравоохранения. В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляют 11 016 рублей - для южных территорий края. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам КГБУЗ «Минусинская МБ». Финансирование учреждения осуществляется в пределах минимальной заработной платы, установленной Законом Красноярского края Федеральным законом от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» МРОТ с 1 мая 2018 года установлен в размере 11 163 рубля. В связи с этим просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 27-28), а также представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 26, 68).
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, в протокольной форме определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав помощника прокурора Гайфулину А.Е., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном сумме.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном сумме по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в сумме менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в сумме не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в сумме - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в сумме - 1,30, применяется и на территории Минусинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 г. составляет 7 500 рублей в месяц, с 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%. Таким образом, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.07.2016 г. Таранов И.В. должен был получать заработную плату в месяц не менее 12 000 рублей, с 01.07.2017 г. - не менее 12 480 рублей, с 01.01.2018 г. - не менее 15 182 рубля 40 копеек, с 01.05.2018 г. - не менее 17 860 рублей 80 копеек.
Как следует из материалов дела материальный истец Таранов И.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, с 01.05.2018 г. работает на 1 ставку в должности подсобного рабочего станции скорой медицинской помощи (л.д. 17-22, 29-31).
Согласно производственному календарю, нормальная продолжительность рабочих часов составляет: в мае 2018 года - 159 часов, в июне 2018 года - 159 часов, в июле 2018 года - 176 часов, в августе 2018 года - 184 часа, в сентябре 2018 года - 160 часов, в октябре 2018 года - 184 часа, в ноябре 2018 года – 168 часов, в декабре 2018 года – 167 часов.
Из расчетных листков Таранова И.В. следует, что заработная плата ему выплачивалась ежемесячно в следующих суммах: в мае 2018 года в сумме 13 479 рублей 85 копеек, из которых 2 316 рублей 85 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за май 2018 года начислена в сумме 11 163 рубля; в июне 2018 года в сумме 12 918 рублей 19 копеек, из которых 1 755 рублей 19 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за июнь 2018 года начислена в сумме 11 163 рубля; в июле 2018 года в сумме 11 163 рубля; в августе 2018 года в сумме 11 648 рублей 35 копеек, из которых 485 рублей 35 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за август 2018 года начислена в сумме 11 163 рубля; в сентябре 2018 года в сумме 20 558 рублей 01 копейка, из которых 2 697 рублей 01 копейка по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за сентябрь 2018 года начислена в сумме 17 861 рубль; в октябре 2018 года в сумме 17 973 рубля 60 копеек, из которых 112 рублей 60 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за сентябрь 2018 года начислена в сумме 17 861 рубль; в ноябре 2018 года в сумме 12 819 рублей 86 копеек, из которых 61 рубль 66 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за ноябрь 2018 года начислена в сумме 12 757 рублей 86 копеек; в декабре 2018 года в сумме 19 679 рублей 19 копеек, из которых 1 818 рублей 19 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за декабрь 2018 года начислена в сумме 17 861 рубль (л.д. 8-15, 34-41).
При этом, суд находит не верным представленный стороной истца в дело расчет задолженности по заработной плате и представляет следующий расчет.
Так, в мае-августе 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Таранову И.В. начислена заработная плата в сумме 11 163 рубля за каждый месяц (л.д. 8-11, 34-37), однако согласно нормам действующему законодательству подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислено в каждом месяце 6 697 рублей 80 копеек (17 860,80 – 11 163), а, следовательно, за данный период недоначислена заработная плата в сумме 26 791 рубль 20 копеек (6 697,80 х 4);
в сентябре, октябре и декабре 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Таранову И.В. начислена заработная плата в сумме 17 861 рубль за каждый месяц (л.д. 12-13, 15, 38-39, 41), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, при таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что Таранову И.В. в сентябре, октябре и декабре 2018 года недоначислена заработная плата;
в ноябре 2018 года при норме 168 рабочих часов Тарановным И.В. отработано 120 часов, ему начислена заработная плата в сумме 12 757 рублей 86 копеек (л.д. 14, 40), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, заработная плата за ноябрь 2018 года должна быть начислена в сумме 12 757 рублей 71 копейка (17 860,80 : 168 х 120), при таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что Таранову И.В. в ноябре 2018 года недоначислена заработная плата.
Таким образом, с ответчика в пользу Таранова И.В. подлежит взысканию заработная плата за период с мая 2018 года по декабрь 2018 год включительно в сумме 26 791 рубль 20 копеек.
Довод представителя ответчика в отзыве на исковое заявление о том, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практики, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования город Минусинск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 003 рубля 74 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Таранова И.В. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Таранова И.В. с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» задолженность по заработной плате в сумме 26 791 рубль 20 копеек, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования город Минусинск) в сумме 1 003 рубля 74 копейки.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.