Дело № 2-966\2021 (59RS0007-01-2020-009242-79)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г.Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре Зянкиной Е.Г.,
с участием истца Юсупова К.Т.,
представителя ответчика Жаворонковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсупова Касимджана Турсуновича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми о перерасчете пенсии,
у с т а н о в и л:
Юсупов К.Т. обратился в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. он достиг пенсионного возраста. При наличии общего стажа <данные изъяты> года ему назначили пенсию <данные изъяты> руб. В страховой стаж не вошли 7 лет работы в крестьянско-фермерском хозяйстве «Даут» в республике Казахстан, так как на запрос Управления не пришло подтверждение. Также при расчете не учтен 1 год службы в Учреждении ВВ-201 МВД СССР с ДД.ММ.ГГГГ., так как в архиве не нашли информацию о денежном довольствии.
С учетом изложенного Юсупов К.Т. просит возложить на ГУ Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г.Перми обязанность произвести перерасчет пенсии.
Истец Юсупов К.Т. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Жаворонкова Л.И. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что Юсупов К.Т. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. На дату назначения пенсии пенсионным органом учтен страховой стаж истца продолжительностью <данные изъяты>
Из ответов ГУСИН России по Пермскому краю, ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Пермскому краю в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. представить справки о денежном довольствии за периоды прохождения службы в отельной исправительно-трудовой колонии № (условное обозначение ВВ-201/19, далее реорганизовано в учреждение ВВ-201/2-19) с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не представляется возможным, так как лицевые счета по начислению заработной платы и денежного довольствия сотрудникам учреждения в отдел информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Пермскому краю на хранение не передавались, местонахождение данных документов не установлено. В книгах по начислению заработной платы и денежного довольствия сотрудникам учреждения ВВ-201/2-ДД.ММ.ГГГГг. Юсупов К.Т. не значится (л.д.8).
В материалы дела истцом представлены архивные справки ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Пермскому краю о денежном довольствии за период с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9, 10, 11).
Согласно архивной справке ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Юсупов К.Т. с ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу начальником лесозаготовительного участка № 14 «Рассольный» отдельной ИТК-19 (условное обозначение учреждение ВВ-201/19). Согласно штатной расстановке, объявленной приказом начальника Кизеловского УЛИТУ от ДД.ММ.ГГГГ. № в графе «оклады» указано 170 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - начальником лесозаготовительного участка «Рассольный» ИТК-19 отделения исправительно-трудовых колоний № (условное обозначение учреждение ВВ-201/2-19) с окладом 170 руб. в месяц, 15% район.коэф.; с ДД.ММ.ГГГГ. – начальником отряда исправительно-трудовой колонии № отделения исправительно-трудовой колонии № с окладом 152 руб. в месяц, 15% за строгость, 15% районный коэффициент (л.д.25).
Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу в крестьянское хозяйство «Даут», уволен ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).
Из справки ГУ аппарат акима Каратурыкского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. было создано крестьянское хозяйство «Даут», главой которого являлся Юсупов Т.Д. На сегодняшний день деятельность хозяйства приостановлена в связи с кончиной главы крестьянского хозяйства (л.д.14).
Рассматривая доводы истца о невключении в стаж периода службы в Учреждении ВВ-201 МВД СССР с ДД.ММ.ГГГГ., суд исходит из следующего.
Согласно ст.11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ч.2 ст.29 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку материалами дела не подтверждается получение истцом в спорный период прохождения службы денежного довольствия, с которого бы производились соответствующие отчисления, оснований для учета указанного периода при расчете пенсии не имеется.
Рассматривая доводы истца о его работе в крестьянском хозяйстве «Даут», суд исходит из следующего.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего по 31.12.2016г., главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ч.2 ст.16 указанного ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 430 НК РФ предусмотрено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу ч.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом расчетным периодом признается календарный год (ч.1 ст.423 НК РФ). В соответствии с ч.3 ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях», п.50 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п.2 ст.6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с соглашением от 08.12.1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 г.
Согласно ст. 100 вышеуказанного Закона, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991г. подтверждается документами финансовых органов или справками архивных учреждений.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
ДД.ММ.ГГГГ.2020г. Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми направило в Отделение Пенсионного фонда по Пермскому краю письмо с просьбой оказать содействие в истребовании справки о стаже и заработной плате
ДД.ММ.ГГГГ. ОПФР по Пермскому краю направило запрос в государственный архив Алматинской области Республики Казахстан о направлении справки о стаже и заработной плате за период работы на территории с.Каракатук Шелекского района Алма-Атинской области, Казахстан.
Из ответа государственного архива Алматинской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что документы КХ «Даут» в архив на государственное хранение не поступали, в связи с чем подтвердить стаж работы Юсупова К.Т. не представляется возможным.
Кроме того, как следует из пояснений истца, в период работы в крестьянском хозяйстве зарплаты не было, жили за счет пенсии отца, взносы, налоги отец за него не платил.
Таким образом, в отношении периода работы в крестьянском хозяйстве «Даут» в материалах дела отсутствует предусмотренное законом надлежащее подтверждение страхового стажа и сведения о выплате истцу в спорные периоды заработной платы, с которой производились соответствующие отчисления.
При таких обстоятельствах указанный период не подлежит учету при расчете пенсии.
С учетом вышеизложенного исковые требования Юсупова К.Т. о перерасчёте пенсии удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых Юсупова К. Т. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми о перерасчете пенсии отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2021г.