Дело № 2-4574/2020
УИД 24RS0041-01-2020-001891-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Полынкиной Е.А.,
при секретаре Яцук А.Е.,
с участием представителя ООО «РН-Ванкор» Горяевой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «РН-Ванкор» об обязании устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «РН-Ванкор» об обязании устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений.
Требования мотивированы тем, что между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «РН-Ванкор» заключен договор аренды лесного участка от 00.00.0000 года года У, по которому арендатору во временное пользование предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью Z га, с кадастровым номером У, номер учетной части Z расположенный: Х, Z Х, Z для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (проездная автодорога к объектам инженерного обеспечения, безопасности и связи). В соответствии с п. 12 договора аренды, арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов. В соответствии с проектом освоения лесов ООО РН-Ванкор» должно ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке. Отдел охраны и защиты лесов предоставил ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории КГБУ «Красноярское лесничество» арендаторами в 2017 году. Согласно данной ведомости ООО РН-Ванкор» мероприятия выполнило не в полном объеме, а именно Обществом не выполнено устройство противопожарных минерализованных полос, шириной не менее 1,4м – 1,6 км. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено. Истец с учетом уточнения исковых требований просит обязать ООО «РН-Ванкор» выполнить мероприятия за 2017 год (по договору аренды лесного участка от 00.00.0000 года У) в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: устройство противопожарных минерализованных полос, шириной не менее 1,4 м – 1,6 км, прочистку противопожарных минерализованных полос и их обновление – 1,6 км; приостановить деятельность ООО «РН-Ванкор» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 00.00.0000 года У до выполнения вышеуказанных мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
В судебное заседание представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, не явился, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика ООО «РН-Ванкор» Горяева Т.С., действующая на основании доверенности У от 01.09.2020 года по 31.01.2023 года в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, КГБУ «Красноярское лесничество», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, заключение
договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 Лесного кодекса.
Из ч. 1 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
С учетом положений абзаца 2 части 1 Постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края», пункта 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р, Положения о Министерстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Распоряжением Правительства Красноярского края № 700-р от 24.08.2016 года установлено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.
Согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьями 53, 55, 61, 62, 64 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, предусмотрено, что меры пожарной безопасности, меры санитарной безопасности, уход за лесами, лесовосстановительные мероприятия на каждом предоставленном в аренду лесном участке осуществляются арендаторами этих лесных участков.
Частью 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и
обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры (часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (п. 2 ст. 64 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из п. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 309 и ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как установлено судом, ООО «РН-Ванкор» на основании договора аренды лесного участка от 00.00.0000 года У, принял во временное пользование лесной участок площадью Z га, местоположение: Х, Х Х, Z являющийся частью земельного участка из состава Z и номером учетной записи в государственном лесном реестре У. Арендатору передается лесной участок для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (подъездная автодорога к объектам инженерного обеспечения, безопасности и связи). (п.1, п. 2, п. 4 договора).
Согласно пп. «к», п. 12 договора аренда, арендодатель обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов.
Согласно проекту освоения лесов, утвержденных приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 02.09.2016 ответчик должен выполнить противопожарные меры на арендованном лесном участке, в том числе устройство противопожарных минерализованных полос, шириной не менее 1,4 м. – 1,6 км., прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление – ежегодный объем 1,6 км.
Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.12.2018 года утверждено положительное экспертное заключение на внесение изменений в проект освоения лесов согласно которым противопожарные мероприятия по устройству противопожарных минерализованных полос, шириной не менее 1,4 м. – 1,6 км., прочистке противопожарных минерализованных полос и их обновление – ежегодный объем 1,6 км. исключены.
В соответствии с письмом КГБУ «Красноярское лесничество» № 21 от 27.01.2020 года о выполнении ООО «РН-Ванкор» мероприятий по противопожарному обустройству лесов, предусмотренных ПОЛ, действовавшим до 22.12.2018 года арендатором по договору аренды от 00.00.0000 года года № У выполнено содержание одного стенда, устройство и прочистка противопожарных минерализованных полос не выполнена. Согласно внесенных изменений в ПОЛ предусмотрено по договору аренды № У содержание 1 аншлага.
Согласно акту по охране лесов от 25.11.2019 года в процессе осмотра места выполнения работ по противопожарному обустройству лесного фонда, согласно проекту освоения лесов по договору аренды лесного участка от 00.00.0000 года У ООО «РН-Ванкор» проведены мероприятия по содержанию 1 аншлага.
Ответчик в возражение на иск представил фотографии, схему фотофиксации минерализованной полосы, южная автодорога, с указанием выделов У, У, У лесного участка с кадастровым номером У предоставленного ответчику по договору аренды У, на которых видна автомобильная дорога.
Выполнение ответчиком подъездной автомобильной дороги в выделах У, У, У лесного участка с кадастровым номером У истцом не оспаривалось.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
При решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений Федерального закона от 22.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве в Российской Федерации» и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статей 13 и 210 ГПК РФ судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов.
Истец не представил суду надлежащих доказательств, подтверждающих возможность выполнения устройства и прочистки противопожарных минерализованных полос при наличии уже на спорном участке подъездной автомобильной дороги.
В соответствии с положениями ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).
Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).
Истец не представил суду надлежащих доказательств, подтверждающих возможное
реальное наступление опасности причинения вреда окружающей среде в будущем и необходимости устройства минерализованных полос в выделах У, У, У лесного участка с учетом построенной на данном участке ООО «РН-Ванкор» автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «РН-Ванкор» об обязании устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Е.А. Полынкина
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2020 года.
Копия верна Е.А. Полынкина