***
***
***
Дело № 2-70/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор.Лесной Свердловской области 16 февраля 2021 года
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В., с участием прокурора Голякевич Т.С. при секретаре судебного заседания Сергеевой У.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах Карпова Е.В., к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» о признании приказов незаконными, восстановлении на регистрационном учете в качестве безработного гражданина
установил:
Прокурор ЗАТО «Город Лесной», действуя в интересах Карпова Е.В., обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки по обращению Карпова Е.В. о нарушении его прав (незаконное снятие с учета в качестве безработного) установлено, что Карпов Е.В. в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в целях поиска подходящей работы в дистанционной форме *** через ИАС ОБВ «Работа в России» (федеральная государственная информационная система Федеральной службы по труду и занятости) обратился в Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» (далее ГКУ «Лесной ЦЗ») с соответствующим заявлением, в котором адрес своего фактического проживания. Приказом от *** Карпов Е.В. с *** признан безработным с назначением пособия по безработице в минимальном размере на период с *** по ***, впоследствии приказом от *** период выплаты пособия продлен по ***. За период с *** по *** Карпову Е.В. перечислено пособие по безработице в размере 19 310 руб. 32 коп. Приказами ГКУ «Лесной ЦЗ» от *** выплата пособия Карпову Е.В. прекращена с *** на основании п.2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ» (в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем), Карпов Е.В. снят с регистрационного учета. Причиной явилось отсутствие у Карпова Е.В. регистрации по месту жительства на момент подачи заявления о признании гражданина в качестве безработного. *** на электронную почту заявителю из ГКУ «Лесной ЦЗ» поступило письмо с требованием вернуть сумму полученного пособия.
Между тем, отсутствие постоянной регистрация на территории Российской Федерации не является правовым основанием для снятия с учета в качестве безработного. У Карпова Е.В. по состоянию на апрель 2020 года имелась временная регистрация в *** по ***, фактически с декабря 2017 Карпов Е.В. проживает по адресу: ***, данный адрес и был указан Карповым Е.В.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
***
Поскольку Карпов Е.В. проживает на территории городского округа «город Лесной», он имел право в апреле 2020 года обратиться в ГКУ «Лесой ЦЗ» и быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы. Снятие с учета и прекращение выплаты пособия Карпову Е.В. является незаконным и необоснованным, поскольку факта попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем не установлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд признать приказы Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» ***П7/2053 от *** и ***Д8/2053 незаконными и обязать восстановить Карпова Е.В. на учете в качестве безработного с ***.
В настоящем судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении исковых требований к ответчику – ГКУ «Лесной ЦЗ» по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указывая, что при подаче Карповым Е.В. в дистанционной форме в ГКУ «Лесной ЦЗ» заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, Карповым Е.В. представлены достоверные сведения о месте своего фактического проживания; реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не поставлена в зависимость от места жительства такого гражданина, соответствующего месту его регистрации; в действиях лица, обратившегося за получением соответствующей государственной услуги отсутствует недобровестность, свидетельствовавшая бы о наличии умысла на получение пособия по безработице обманным путем.
Материальный истец Карпов Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, указывая, что с декабря 20217 года он проживает в городе Лесном, по состоянию на апрель 2020 года имел временную регистрация в ***, с декабря 2017 ему оформлялся временный пропуск на территорию ЗАТО ***, в марте 2020 года на основании заявления матери отделом режима ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» дано разрешение на оформление временной регистрации на 1 год, впоследствии в связи с началом периода пандемии и самоизоляции мать не смогла сразу подать документы в отдел миграции ОМВД России по городскому округу «***» для завершения оформления временной регистрации и только *** Карпов Е.В. получил временную регистрацию по адресу: *** на срок с *** по ***.
Представитель ответчика - ГКУ «Лесной ЦЗ» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен письменный отзыв на заявленные требования, исковые требования не признают, указывая, что в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации издано постановление от *** ***, которым утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Полагают, что реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, поставлена в зависимость от места жительства такого гражданина, соответствующего месту его регистрации. Учреждение службы занятости не имеет возможности самостоятельно проверить обстоятельства постановки гражданина на учет в качестве безработного в другом центре занятости, что может привести к недобросовестным действиям со стороны последнего. Карпов Е.В. на момент обращения в центр занятости имел регистрацию по месту жительства в ***, в связи с чем вправе реализовать право быть признанным безработным, а также на осуществление социальных выплат в соответствующем центре занятости. При отсутствии отметки в паспорте с регистрацией в городе Лесном, а также решения суда об установлении места жительства гражданина с указанием конкретного адреса проживания на соответствующей территории Карпов Е.В. при предоставлении в ГКУ «Лесной ЦЗ» достоверных данным мог быть зарегистрирован 14.04.2020г. только как ищущий работу выплаты пособия по безработице (письменные возражения на л.д.51-53)
Представитель Департамента также в суд не явился, требования не признают, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.88-89).
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица (ст.167 ГПК РФ).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, нарушены права и свободы значительного числа граждан.
***
В заявлении Карповым Е.В. на имя прокурора ЗАТО город Лесной указано на нарушение ее права в сфере занятости (л.д11). Из искового заявления прокурора следует, что на основании обращения Карпова Е.В. к прокурору г.Лесного проведена проверка соблюдения ГКУ «Лесной ЦЗ» прав Карпова Е.В.
Таким образом, на основании проведенной прокуратурой ЗАТО *** проверки по вопросам факта снятия с учета Карпова Е.В. прокурор действует в рамках предоставленных ему законом полномочий, защищая право Карпов Е.В. в сфере занятости.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от *** *** «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон от *** ***).
В силу положений ч.1 ст. 3 Закона от *** *** безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (ч.2 ст. 3 Закона от *** ***).
В соответствии с ч.1,2 ст.31 Закона от *** *** пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В п.4 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, подлежащих предъявлению в государственные учреждения службы занятости населения с целью постановки на регистрационный учет безработных граждан: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В Законе Российской Федерации от 25.06.1993*** «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст.2).
***
***
Судом установлено и из материалов дела следует, что *** в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, Карпов Е.В. в целях поиска подходящей работы в дистанционной форме через личный кабинет на сайте «Госуслуги» обратился в ГК «Лесной ЦЗ» с соответствующим заявлением, в котором указал адрес своего фактического проживания (***).
В личном кабинете интернет - ресурса «Госуслуги» содержалась информация об адресе места жительства (перебывания) истца – *** (л.д.21-22, 73).
*** ГК «Лесной ЦЗ» издан приказ о признании истца безработным с ***. Этим же приказом Карпову Е.В. назначено пособие по безработице на срок 3 месяца (с *** по ***).
*** приказом ***П89/2053 период выплаты пособия Карпову Е.В. увеличен на 11 недель с *** по ***.
За период с *** по *** учреждением службы занятости истцу начислено и перечислено пособие по безработице в размере 19 310 руб. 32 коп.
*** в адрес Карпова Е.В. поступило уведомление о том, что сумма, перечисленная в качестве пособия по безработице получена им незаконно, предложено вернуть указанную сумму в добровольном порядке в срок до *** (л.д.36-37).
Приказом от *** ***П7/2053 центр занятости прекратил выплату пособия по безработице с одновременным снятием истца с учета в качестве безработного гражданина, в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем.
Причиной снятия Карпова Е.В. с учета в качестве безработной послужило указанное истцом место жительства, которое не совпало с адресом его регистрации.
Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от *** ***-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, свидетельства о регистрации *** от ***, паспорта, представленного истцом в судебном заседании в ходе установления личности, Карпов Е.В. зарегистрирован по адресу: *** (по паспорту регистрации не имеет, снят с регистрационного учета в 2016 года по адресу ***).
В судебном установлено, что истец Карпов Е.В. проживает по адресу: *** декабря 2017 года. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5, матери Карповой Е.В.
С указанного периода (2017 год) Карпову Е.В. оформляется зональный пропуск на территорию ЗАТО ***. Так, в марте 2020 года на основании заявления ФИО5B. отделом режима ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» дано разрешение на оформление временной регистрации Карпову Е.В. на 1 год, по ***. Впоследствии в связи с началом периода пандемии и самоизоляции ФИО5B. не смогла сразу подать документы в отдел миграции ОМВД России по городскому округу «***» для завершения оформления временной регистрации. После подачи заявления *** Карпов Е.В. получил временную регистрацию по адресу: ***, - на срок с *** по ***.
***
Неисполнение Карповым Е.В. обязанности по несвоевременному обращению в орган регистрационного учета в целях регистрации по месту фактического жительства, не может свидетельствовать о наличии в его действиях недобросовестности, направленной на получение пособия по безработице, которое бы ему не причиталось.
Исчерпывающий перечень случаев, предоставляющих государственным учреждениям службы занятости населения право осуществить снятие с регистрационного учета безработных граждан, содержится в п.20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, к каковым относится попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем (п.п. «д»).
Указанное основание приведено центром занятости при издании приказа от *** ***П7/2053 о прекращении выплаты Карповым Е.В. пособия по безработице.
Между тем, само по себе указание Карповым Е.В. сведений о месте своего фактического проживания в *** в заявлении по форме утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, которыми центр занятости располагал, на момент принятия заявления от ***, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице, в силу достоверности таких сведений и отнесения истца к категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия по безработице.
В связи с изложенным, суд находит заявленные прокурором требования о признании приказов ГКУ «Лесной ЦЗ» ***П7/2053 от *** и ***Д8/2053 от *** незаконными и требования о возложения на ответчика обязанности по восстановлению Карпова Е.В. на учете в качестве безработного, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, согласно положениям которой, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
решил:
иск прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах Карпова Е.В., к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» о признании приказов незаконными, восстановлении на регистрационном учете в качестве безработного гражданина удовлетворить.
Приказы Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» №*** от *** и №*** от *** признать незаконными.
Обязать Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» восстановить Карпова Е.В. на учете в качестве безработного с ***.
Взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через городской суд гор.Лесного Свердловской области.
Судья Т.В.Саркисян