Дело № 2-176/2019 (2-6884/2018;)
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кобзаревой О.А.
при секретаре Джабуа Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нгуена Тхи Тху к Нгуен Ким Тху, Чану Динь Фан о признании недействительной сделки по распоряжению жилым домом и земельным участком, признании права собственности на долю в праве общей собственности на жилой дом и земельный участок,
Встречному иску Нгуен Ким Тху к Нгуен Тхи Тху о признании права собственности отсутствующим,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указав, что в период брака с Чан Д.Ф. были приобретены земельные участки площадями 612 кв.м и 580 кв.м с домом по адресу: <адрес>, <адрес>. В октябре 2018 года ей стал известно, что супруг продал данное имущество Нгуен К.Т. без ее согласия. Истец в уточненной редакции просит признать данные сделки недействительными и признать за истцом право собственности на указанное имущество в размере ? доли.
Ответчик Нгуен К.Т. заявила встречный иск с уточнением в протоколе судебного заседания от 30.01.2019 о признании права истца на указанное имущество отсутствующим, в котором указала, что Чан Д.Ф. приобрел имущество на ее денежные средства, так как она не имела гражданства РФ, с условием передачи впоследствии этого имущества ей. Таким образом, имущество приобреталось именно с ее интересах и за ее денежные средства, которые она передавала продавцу.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, истец не явился, извещен.
Ответчик Нгуен К.Т. не явилась, извещена, ее представитель с иском не согласен, на встречном настаивает.
Ответчик Чан Д.Ф. не явился, извещен, его представитель с иском основным не согласен, указал доводы, аналогичные ответчика Нгуен К.Т., со встречным иском согласен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" (в редакции от 6 февраля 2007 г.), учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов должно осуществляться по их обоюдному согласию, в случае, когда при рассмотрении требования о разделе совместной собственности супругов будет установлено, что один из них произвел отчуждение общего имущества или израсходовал его по своему усмотрению вопреки воле другого супруга и не в интересах семьи либо скрыл имущество, то при разделе учитывается это имущество или его стоимость.
Из положений Семейного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что владение, пользование и распоряжение общим имуществом по взаимному согласию супругов предполагается.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, если один из супругов ссылается на отчуждение в период брака другим супругом общего имущества или его использование вопреки воле другого супруга и не в интересах семьи, то именно на него возлагается обязанность доказать данное обстоятельство.
ДД.ММ.ГГГГ между Нгуен Т.Т. и Чан Д.Ф. заключен брак во Дворце Бракосочетания № УЗАГС Москвы.
ДД.ММ.ГГГГ между Чан Д.Ф. и Нгуен К.Т. заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 612 кв.м кадастровый №, земельного участка площадью 580 кв.м кадастровый №, жилого дома условный № по адресу: <адрес>.
Указанное имущество принадлежало Чан Д.Ф. на основании договора купли-продажи от 03.05.2018.
Таким образом, имущество приобреталось и было продано Нгуен К.Т. в период брака между Чан Д.Ф. и Нгуен Т.Т.
При этом Чан Д.Ф. при совершении сделки нотариальное согласие супруги не предоставил, а, наоборот, представил заявление, что в зарегистрированном браке не состоит.
Довод ответчика, что фактически они не состоят в семейных отношениях опровергается показаниями свидетеля Чань Д.Ф. –сына ответчика Чан Д.Ф.
Свидетель показал, что его жена отца Нгуен Т.Т. приезжает в Россию 2-3 раза в год, так как во Вьетнаме у нее есть бизнес, во время приезда она и отец проживают совместно, как семья вместе отдыхали в 2016 году. Нгует К.Т. просто знает как знакомую родителей, со слов отца знает, что дом и земельный участок он приобретал для себя, иные подробности приобретения имущества ему неизвестны.
Доводы ответчиков и представленные расписки от 13.09.2018 о том, что Чан Д.Ф. получил от Нгуен К.Т. 7 750 000 руб. для приобретения вышеуказанного имущества свидетельствует о попытках ответчика вывести имущество из режима совместной собственности, в связи с чем расценивает данные доказательства как недопустимые.
Какое-либо предварительное соглашение между ответчика о приобретении данного имущества, оформленное надлежащим образом, отсутствует
Абзацем вторым пункта 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Таким образом, при признании сделки недействительной на основании пункта 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации закон не возлагает на супруга, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки не было получено, обязанность доказывать факт того, что другая сторона в сделке по распоряжению недвижимостью или в сделке, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, знала или должна была знать об отсутствии такого согласия.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорное имущество было продано в период брака с истцом без ее согласия, доказательств, что истец знал о данной сделке, материалы дела не содержат, требования подлежат удовлетворению в полном объеме, встречный иск на основании вышеуказанного не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.тс. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Нгуен Т.Т. удовлетворить.
Признать недействительным договор от 10.092018 купли-продажи земельного участка площадью 612 кв.м кадастровый №, земельного участка площадью 580 кв.м кадастровый №, жилого дома условный № по адресу: <адрес>, заключенный между Сан Динь Фан и Нгуен Ким Тху.
Признать за Нгуен Тхи Тху право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 612 кв.м кадастровый № по адресу: <адрес>, <адрес>.
Признать за Нгуен Тхи Тху право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 580 кв.м кадастровый № по адресу: <адрес>, <адрес>.
Признать за Нгуен Тхи Тху право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности жилого дома условный №, кадастровый № по адресу: <адрес>.
В удовлетворении встречного иска Нгуен Ким Тху к Нгуен Тхи Тху о признании права собственности отсутствующим отказать.
Данное решение является основанием для прекращения зарегистрированного права на указанное имущество за Нгуен Ким Тху и регистрации право общей долевой собственности, по ? доли за каждым, за Нгуен Тхи Ту и Чан Динь Фан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Кобзарева
Решение в окончательной форме принято 11 марта 2019 года
Судья О.А.Кобзарева
КОПИЯ ВЕРНА
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-176/2019
Решение не вступило в законную силу
Судья
Секретарь