Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-174/2013 ~ М-191/2013 от 25.11.2013

Дело № 2-174/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2013 года Чаинский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи                    Бутенко Г.Е.     

с участием заявителя Колесниковой С.Ю.,

представителя заявителя Колесниковой Н.И.,

представителя заинтересованного лица Администрации Чаинского района Томской области Адамовой Е.А., действующей на основании доверенности от (дата) со сроком полномочий до (дата),               

при секретаре                                                   Пахомовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по заявлению Колесниковой С.Ю. об оспаривании решения жилищной комиссии Администрации Чаинского района Томской области об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

У С Т А Н О В И Л:

Колесникова С.Ю. обратилась в суд с настоящим заявлением, указывая в его обоснование, что решением жилищной комиссии от (дата) ей было отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты (категория инвалиды) на основании ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее 15 календарных лет). Укзанное решение она считает незаконным и необоснованным в части отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты. Указывает, что общая продолжительность стажа ее работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 13 лет 08 месяцев 17 дней. Кроме того, по мнению заявителя, в соответствии с ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона время нахождения на пенсии по инвалидности учитывается при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов 1 и 2 групп. Она на пенсии по инвалидности состоит с (дата). Таким образом, суммарный стаж составляет более 18 лет. Просит признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Администрации Чаинского района Томской области в части отказа во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; обязать Администрацию Чаинского района Томской области признать ее имеющей право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей путем включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на основании ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В судебном заседании заявитель, ее представитель требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно к доводам заявления Колесникова С.Ю. пояснила, что она родилась и выросла в <адрес> Чаинского района Томской области, выезжала из района только на период учебы в <данные изъяты>. Не согласна она с продолжительностью стажа работы, учтенной Администрацией Чаинского района – 13 лет 08 мес. 17 дней. Полагает, что из стажа ее работы в Чаинском районе, который относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, необоснованно исключены периоды ее ухода за детьми в общей сложности 01 год 03 мес. 26 дней. В этот период она осуществляла уход за детьми, проживая в Чаинском районе, с работы не увольнялась.

Представитель Администрации Чаинского района Томской области Адамова Е.А. полагала требования Колесниковой С.Ю. не подлежащими удовлетворению. В обоснование возражений по иску пояснила, что (дата) Колесникова С.Ю. обратилась в Администрацию Чаинского района с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в <адрес>. (дата) заявление и приложенные к нему документы были рассмотрены жилищной комиссией и вынесено решение об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с отсутствием требуемого трудового стажа – 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятые в соответствии с ним постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 и от 21.03.2006 № 153 не содержат правил подсчета общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поэтому при принятии решения по заявлению Колесниковой С.Ю. были применены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет не был включен в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимый гражданину для получения права на жилищную субсидию. Поскольку Колесникова С.Ю. является пенсионером по инвалидности, из территориального органа Пенсионного фонда РФ была запрошена справка о продолжительности трудового стажа Колесниковой С.Ю. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Стаж работы заявителя в МПКС составляет 13 лет 08 мес. 19 дней. Период нахождения на пенсии по инвалидности с 2008 года не может быть учтен в специальный стаж, т.к. этот период влияет на норматив предоставления жилищной субсидии, а не на возникновение права на нее.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по их мнению, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Статьей 1 названного закона предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

В силу статьи 3 закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Законом Томской области от 13.04.2006 № 73-ОЗ (введенным в действие с 01.01.2013 Законом Томской области от 06.01.2013 № 2-ОЗ) муниципальное образование «Чаинский район» наделено государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с п. 2 постановления Администрации Чаинского района Томской области от 19.01.2012 № 37 Администрация Чаинского района уполномочена осуществлять исполнение государственных полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, переданных муниципальному образованию «Чаинский район» <данные изъяты>.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в ред. от 03.11.2011 № 909).

В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: заявление по форме; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; заверенную копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справку об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справку органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

В судебном заседании установлено, что заявитель Колесникова С.Ю. является инвалидом <данные изъяты>. Впервые инвалидность установлена (дата) на срок один год. Ежегодно Колесникова С.Ю. проходила переосвидетельствование, согласно выписке из акта освидетельствования от (дата) инвалидность <данные изъяты> установлена бессрочно <данные изъяты>.

Из материалов дела следует, что (дата) она обратилась в Администрацию Чаинского района с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в <адрес>, представив все документы, предусмотренные п. 9 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879. Указанное обстоятельство в судебном заседании подтверждено пояснениями представителя заинтересованного лица.

Решением жилищной комиссии от (дата) Колесниковой С.Ю. отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с отсутствием необходимого стажа работы, менее 15 календарных лет (л.д. 9-10).

Указанное решение суд полагает незаконным по следующим основаниям.

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что она родилась и выросла в Чаинском районе Томской области. Согласно паспорту заявителя , местом рождения Колесниковой С.Ю. является <адрес>, Чаинского района, Томской области <данные изъяты>.

Согласно сведениям о трудовой деятельности Колесниковой С.Ю. общая продолжительность стажа ее работы в Чаинском районе, Томской области, включенном Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 15 лет 1 мес. 02 дня и складывается из следующих периодов:

- с (дата) по (дата) – работа в ОПХ «Таежное» Чаинского района (архивная справка от (дата) );

- с (дата) по (дата) – работа в ОПХ «Таежное» Чаинского района (архивная справка от (дата) );

- с (дата) по (дата) – работа в ОПХ «Таежное» Чаинского района (архивная справка от (дата) );

- с (дата) по (дата) – работа в Подгорнской средней школе (записи в трудовой книжке с 3 по 7);

- с (дата) по (дата) – работа у индивидуального предпринимателя ФИО9 (трудовой договор от (дата), сведения из лицевого счета застрахованного лица).

Из пояснений представителя заинтересованного лица, сведений о стаже, представленных ГУ – ОПФР в Чаинском районе Томской области (справка от (дата) ) следует, что из стажа МПКС исключены периоды отпусков по уходу за детьми с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) – 1 год 03 мес. 26 дней, при этом применены правила исчисления стажа работы для назначения досрочных пенсий.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

При этом исходя из части 4 статьи 5 закона норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 313 ТК РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Из статьи 314 ТК РФ следует, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Применительно к Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ порядок установления и исчисления трудового стажа не установлен. Вместе с тем, статьей 256 ТК РФ определено, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии не предусмотрено.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.

Как следует из материалов дела, Колесниковой С.Ю. отпуска по уходу за детьми предоставлялись после (дата) (архивная справка от (дата) ), следовательно, в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости они включению не подлежат.

Однако Колесникова С.Ю. не претендует на назначение досрочной трудовой пенсии, следовательно, не имелось у Администрации Чаинского района оснований для исчисления продолжительности стажа ее работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применительно к пенсионному законодательству. Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено наличие определенного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, никаких иных условий и исключений законом не установлено, следовательно, периоды отпусков по уходу за детьми с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) – 1 год 03 мес. 26 дней подлежат включению в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Доводы заявителя о том, что в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежит включению период нахождения на инвалидности с 2008 года по настоящее время, суд считает несостоятельным, т.к. в силу ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» период нахождения на пенсии по инвалидности учитывается только при определении норматива предоставления жилищной субсидии гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, инвалидов 1 и 2 групп.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Учитывая изложенное, суд считает разумным установить срок Администрации Чаинского района Томской области для включения Колесниковой С.Ю. в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Колесниковой С.Ю. удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации Чаинского района Томской области от (дата) (протокол от (дата)) об отказе Колесниковой С.Ю. в постановке на учет для получения социальной выплаты (категория – инвалиды) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Обязать Администрацию Чаинского района в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу включить Колесникову С.Ю. в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Е. Бутенко

2-174/2013 ~ М-191/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колесникова Светлана Юрьевна
Другие
Администрация Чаинского района Томской области
Суд
Чаинский районный суд Томской области
Судья
Бутенко Галина Евгеньевна
Дело на странице суда
chainsky--tms.sudrf.ru
25.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2013Передача материалов судье
26.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2013Подготовка дела (собеседование)
29.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2013Судебное заседание
04.12.2013Судебное заседание
06.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее