Дело № 2-1648/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2017 года г. Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Белозер О.М.,
при секретаре судебного заседания Цехиной И.Ю.,
с участием истцов: Соколовой Н.И., Соколова А.П., представителя истцов – адвоката Хачиян Н.Г., ордер .............. от 10.07.2017г., представителей ответчиков – Администрации Минераловодского городского округа Митрополовой О.В., Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, также являющегося представителем третьего лица – Правительства Ставропольского края Фурмановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Н. И., Соколова А. П., Соколова Ю. А., Югай И. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Югай В. И. к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании пострадавшими в результате ЧС, о возложении обязанности на Администрацию Минераловодского городского округа включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества в результате наводнения,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Соколова Н.И., Соколов А.П., Югай И.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Югай В.И. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением мотивируя тем, что 29 мая 2017 года Соколова Н.И. обратилась с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении истца и членов ее семьи: супруга Соколова А.П., сына Соколова Ю.А., дочери - Югай И.А. и ее малолетнего сына Югай В.И. в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. .............. (принадлежит на праве собственности Соколову А.П., свидетельство о государственной регистрации от 28.06.2013 года), в котором проживала она и члены ее семьи оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом она и члены ее семьи утратили имущество в результате наводнения в с. Левокумка, Минераловодского городского округа.
Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в Минераловодском городском округе в мае 2017г. от 31 мая 2017г., она и члены ее семьи были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Частично было утрачено следующее имущество: прихожая, одежда. Полностью было утрачено следующее имущество: обои, ламинат, кухонная мебель, спальный гарнитур, два дивана, стиральная машинка, холодильник, продукты питания.
Их семья в составе: Соколовой Н.И., Соколова А.П., сына Соколова Ю.А., дочери Югай И.А. ее малолетнего сына Югай В.И. постоянно проживали в доме по адресу: с. Левокумка, ул. .............., с 2014 года, однако, в данном доме зарегистрированы не были. Все их имущество первой необходимости, утраченное в результате наводнения находилось в доме, принадлежащем Соколову А.П. на праве собственности.
Однако, после ее обращения 29 мая 2017г., исх. .............. в администрацию Минераловодского городского округа был дан письменный отказ от 02 июня 2017г., согласно которого, они не были включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском городском округе в период с 24.05.2017г. по 28.05.2017г. Согласно информации, поданной администрацией Минераловодского городского округа они отсутствуют в списках, в связи с тем, что не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, с. Левокумка, ул. ...............
Согласно главе 2 методических рекомендации МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Им было предложено обратится в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания в жилом помещении, попавшему в зону затопления, признании пострадавшими в результате ЧС, о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
Факт их проживания по указанному выше адресу подтверждается документами и свидетельскими показаниями.
Поскольку она и члены ее семьи не имеют регистрации по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке, кроме как судебном.
Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных Правилами.
В связи с изложенным просят суд:
- установить юридический факт постоянного проживания Соколовой Н. И., .............., рождения, Соколова А. П., .............. года рождения, Соколова Ю. А., .............. года рождения, Югай И. А., .............. года рождения, Югай В. И., .............. года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: с. Левокумка, ул. .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей .............. в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа;
- признать Соколову Н. И., Соколова А. П., Соколова Ю. А., Югай И. А., Югай В. И., пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 24 мая 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа;
- обязать администрацию Минераловодского городского округа включить Соколову Н. И., .............. года рождения, Соколова А. П., .............. года рождения, Соколова Ю. А., .............. года рождения, Югай И. А., .............. года рождения, Югай В. И., .............. года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском городском округе в мае 2017 года.
Обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Соколов А.П. поддержал заявленные исковые требования, дал пояснения, аналогичные заявленным в иске, пояснил, что дом по адресу: с. Левокумка, ул. .............. построен в 2014 году, строительство начали 20 лет назад, он является собственником данного домовладения и земельного участка, проживают в нем с 2014 года семьей. Сын Соколов Ю.А. в армии, дочь Югай И.А. после расторжения брака в 2012 году проживает вместе со своим несовершеннолетним сыном с ними. По данному адресу не зарегистрировались, так как не было необходимости, он родился и был зарегистрирован по .............., в квартире своей матери. Дочь с мужем жили с ними, ее муж был зарегистрирован по своему месту жительства. Ребенок дочери ходит в детский сад в с. Левокумка, обращаются в медицинское учреждение в с. Левокумка, но в медицинских документах указан адрес регистрации согласно паспорту по .............. с. Левокумка. В акте администрации указана вся семья, первый раз акт был составлен некорректно, в связи с чем они предоставили другой акт. По .............. с. Левокумка есть акт о не проживании их семьи по данному адресу, в акте обследования указаны его мама и брат, которые проживают в данной квартире. Причина отказа им непонятна, так как в администрации им сказали, что придет отказ и они могут обратиться в суд для установления факта проживания. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании истец Соколова Н.И. поддержала заявленные исковые требования, дала пояснения, аналогичные заявленным в иске, пояснила, что прописаны они на .............. с. Левокумка, этот дом тоже пострадал, но проживают по .............., с. Левокумка. Им отказали во включении в списки и выплате материальной помощи в связи с отсутствием регистрации. Проси удовлетворить требования в полном объеме.
Истец Югай И.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Югай В.И., в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, с участием ее представителя по доверенности Соколовой Н.И.
Представитель истцов Хачиян Н.Г. исковые требования поддержал, пояснил, что факт проживания истцов по данному адресу подтверждается представленными ими документами: актом о проживании, справками из детского сада, амбулатории, места работы, квитанциями на доставку питьевой воды, договором купли-продажи мебели от 26.11.2014г., где адрес истцов указан по .............., с. Левокумка. Просит их требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Минераловодского городского округа Митрополова О.В. пояснила, что отказ о включении в списки истцам выдан на законных основаниях, так как у них отсутствует регистрация по данному адресу. Просит вынести решение на усмотрение суда с учетом доказательств, представленных стороной истца.
Представитель ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, являющийся также представителем третьего лица Правительства Ставропольского края Фурманова В.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований об установлении факта проживания, в остальных требованиях просила отказать, так как решение суда является основанием для включения в списки.
Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, от представителя третьего лица – ГУ МЧС России по Ставропольскому краю поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, возражений по заявленным исковым требования не имеют, в связи с чем, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Из письменного отзыва представителя третьего лица – Правительства Ставропольского края следует, что истцы не зарегистрированы по месту жительства по адресу: с. Левокумка, .............., следовательно, данный дом не может считаться местом их постоянного проживания, пока не установлено иное. Метсо жительства гражданина определяется и доказывается его регистрацией по месту жительства.
Как следует из информационного письма Ставропольского краевого суда № 8-196 от 27.06.2017г. факт постоянного проживании должен подтверждаться справками сельсовета, образовательных и медицинских учреждений, органов социальной защиты населения, налоговой инспекции, показаниями свидетелей. Таким образом, необходимо документально подтверждать постоянное проживание в определенном месте.
Представленные квитанции об оплате коммунальных услуг не отвечают требованию относимости доказательств, поскольку не содержат сведений о постоянном проживании истцов в определенном месте.
Кроме того, отказ администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края во включении истца в список граждан для предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества не оспаривается, соответственно, решение, принятое органом местного самоуправления, является законным и обоснованным. Исходя из изложенного, удовлетворение требования об обязании администрации Минераловодского городского округа включить истца в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи выходит за рамки судебной юрисдикции.
Просят суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В судебном заседании свидетель Доценко Т.Д. пояснила, что семью Соколовых знает давно до 2014 года они проживали по .............., сейчас проживают по другому адресу в с. Левокумка.
Свидетель Неркасова Е.А. в судебном заседании пояснила, что семья Соколовых проживает в доме, который построили по ...............
Свидетель Волкова А.С. в судебном заседании пояснила, что проживает по ул. .............., с. Левокумка, семья Соколовых – по ул. .............., с. Левокумка, живут около трех лет всей семьей.
Свидетель Гусева С.В. в судебном заседании также подтвердила факт постоянного проживания истцов по ул. .............. в с. Левокумка с 2014 года.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 г. № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, что собственником дома и земельного участка по ул. .............. в с. Левокумка Минераловодского городского округа является Соколов А.П.
Истцы по указанному адресу не зарегистрированы, согласно сообщению ГУ МВД России по СК истцы Соколов Ю.А., Соколова Н.И., Югай И.А., Югай В.И. в настоящее время значатся зарегистрированными по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. ...............
Собственником данной квартиры в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии КН 26 062858 от 19.01.2000г. является Соколова В. П..
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, объяснениями истцов в судебном заседании и никем не оспариваются.
Согласно сообщению начальника ОМВД РФ по Минераловодскому городскому округу Ветохина С.А., рапорта участкового Кокозова Р.М., согласно проведенной проверке с 2014 года по настоящее время по адресу: Минераловодский городской округ, с. Левокумка, ул. .............. проживают Соколова Н.И., Соколов А.П., Югай И.А., Югай В.И., по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. .............. истцы, согласно объяснениям соседей, не проживают с 2014 года.
Согласно справке, выданной по месту работы истца Соколовой Н.И., адрес проживания Соколовой Н.И. указан: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. ...............
Совокупность исследованных письменных доказательств в их взаимосвязи с вышеуказанными нормами права может свидетельствовать о факте проживания истцов в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд считает возможным установить юридический факт постоянного проживания Соколовой Н.И., Соколова А.П., Югай И.А., Югай В.И. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. .............., пострадавшем в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период 24 мая 2017г. в Минераловодском городском округе с. Левокумка
В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 г. № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реках Кума и Джемуха на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 года № 1216 с 10.00 часов 24 мая 2017 года введен режим «Чрезвычайной ситуации». Домовладение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. .............., находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления).
Законом Ставропольского края от 28.05.2015 г. № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа.
Жилое помещение в с. Левокумка, ул. .............. включен в Перечень домовладений (жилых помещений), расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, который был утвержден Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.07.2017 г. № 1867.
В подтверждение факта утраты гражданином имущества истцом представлен Акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль в период 24 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, которым было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. .............. В данном акте указан собственник – Соколов А. П. и члены его семьи: Соколов Ю. А., Соколова Н. И., Югай И. А., Югай В. И..
02.06.2017 года истцам администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Согласно Порядка выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденного приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95, единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края.
Доводы о том, что у истцов не доказана уважительность причины отсутствия регистрации по вышеуказанному адресу, поэтому, невозможно установить факт проживания, а, соответственно, не подлежат удовлетворению и другие требования, суд считает несостоятельными.
Положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать фактическое проживание гражданина в жилом помещении на основании иных доказательств, кроме как на документах о его регистрации в установленном законом порядке.
Эти обстоятельства установлены судом на основании надлежащих допустимых и относимых доказательств, которые никем не оспариваются.
При разрешении заявленного спора суд исходит из того, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.ст. 1, 7, 18, 19).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно главе 2 Рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.
Правовое значение при разрешении настоящего спора имеет установление факта полной или частичной утраты имущества первой необходимости, от чего зависит размер финансовой помощи.
Истцы просят включить их в список граждан, нуждающихся в оказании, как единовременной помощи, так и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества в результате наводнения.
Вместе с тем, из Акта обследования имущества следует, что в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края 24 мая 2017 года по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. .............. комиссией был установлен следующий перечень пострадавшего имущества: вода была во дворе на уровне 1,5 м., в доме на уровне 30 см., деформация пола, сырость стен, отходят обои, трещины фундамента и подмыв, перечень пострадавшего имущества: мебель, холодильник, стиральная машина, насос водяной
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.
Поскольку в данном случае последствием установления юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, является право истца на предусмотренную законом соответствующую социальную помощь, то данные требования подлежат разрешению в порядке искового производства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 ч. 1).
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (п. 1 ст. 150).
Применительно к данным положениям в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно /абзац седьмой/, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8).
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2).
При этом как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.10.2016 № 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», под постоянным проживанием гражданина понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату и установление данного факта осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием истцам Соколовой Н.И., Соколову А.П., Югай И.А., Югай В.И. для защиты своих прав, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.
Это подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной ситуации, содержащейся в апелляционном определении от 22.03.2017 по делу N 56-АПГ17-1В.
Проанализировав применительно к приведенным правовым нормам исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в период с 24 по 26 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа, Соколова Н.И., Соколов А.П., Югай И.А., Югай В.И. действительно постоянно проживали в жилом помещении по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, ул. ...............
Совокупность исследованных письменных доказательств в их взаимосвязи с вышеуказанными нормами права может свидетельствовать о факте проживания истцов Соколовой Н.И., Соколова А.П., Югай И.А., Югай В.И. в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд считает возможным установить юридический факт постоянного проживания Соколовой Н.И., Соколова А.П., Югай И.А., Югай В.И. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. .............., признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
При этом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Соколовой Н.И., Соколова А.П., Югай И.А., Югай В.И. о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Из смысла вышеприведенных норм Конституции и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую деятельность со стороны органов государственной власти.
Поскольку решение вопроса о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В удовлетворении требований об обращении решения суда к немедленному исполнению суд считает необходимым отказать, в связи с тем, что ст. 211 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий дел, по которым решение подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Соколовой Н. И., Соколова А. П., Соколова Ю. А., Югай И. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Югай В. И. к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края удовлетворить частично.
Установить юридический факт постоянного проживания Соколовой Н. И., .............., рождения, Соколова А. П., .............. года рождения, Югай И. А., .............. года рождения, Югай В. И., .............. года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: с. Левокумка, ул. .............. пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 24 мая 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа;
Признать Соколову Н. И., Соколова А. П., Югай И. А., Югай В. И., пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 24 мая 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.
В удовлетворении требований о возложении на администрацию Минераловодского городского округа обязанности включить Соколову Н. И., .............. года рождения, Соколова А. П., .............. года рождения, Югай И. А., .............. года рождения, Югай В. И., .............. года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском городском округе в мае 2017 года, обращении решения к немедленному исполнению – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд.
Мотивированное решение суда составлено 27 августа 2017 года.
Судья