Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Баязитовой О.Ю., при секретаре Першиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Юргамыше Курганской области 27 июля 2015 года гражданское дело по иску администрации Юргамышского района Курганской области к Юргамышскому районному отделу службы судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Юргамышского района Курганской области обратилась в суд с исковым заявлением к Юргамышскому районному отделу службы судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обосновании требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение Юргамышского районного суда Курганской области о предоставлении Юзифович Г.С. жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ на основании данного решения судебным приставом-исполнителем Юргамышского РО УФССП России по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с фактической невозможностью исполнить решение суда в установленный срок, администрация Юргамышского района обратилась в Юргамышский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление удовлетворено, предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Полагает, что пропуска срока нет, так как срок для добровольного исполнения исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда на Правительство Курганской области возложена обязанность профинансировать предоставление жилья Юзифович Г.С. Финансовые средства из областного бюджета для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступали. Также указывает, что кредиторская задолженность администрации Юргамышского района составляет 2264 072 рубля 66 копеек. Возложение обязанности по уплате исполнительского сбора усугубит положение администрации Юргамышского района в финансовом плане. Просит освободить администрацию Юргамышского района от исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Юргамышского РО УФССП России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №В судебном заседании представитель истца не явился, извещен своевременно и надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Юргамышского РО УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области и Юзифович Г.С. в судебное заседание не явились, извещены судебными повестками.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица и Юзифович Г.С., в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании, решением Юргамышского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора Юргамышского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Юзифович Г.С. Суд обязал администрацию Юргамышского района предоставить Юзифович Г.С. жилое помещение, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное в п. Юргамыш Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта. На Правительство Курганской области возложена обязанность по финансированию предоставления указанного жилья. На основании данного решения суда выдан исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Юргамышского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области возбуждено исполнительное производство № должнику установлен срок для добровольного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в размере, установленном Федеральным законом – 50000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Юргамышского района, в связи с отсутствием финансирования из федерального и областного бюджета обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, 10 марта2015 года определением суда заявление удовлетворено, предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, на что указано, в том числе в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П.
Администрация Юргамышского района, согласно положениям Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Юргамышского района, относится к органам местного самоуправления и в структуре указанных органов является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жестко ограниченную лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели.
Обязанность предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящихся под опекой (попечительством) и лицам из их числа, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления – администрации районов за счет средств областного бюджета. Данные денежные средства в виде субвенций носят целевой характер, которые на сегодняшний день в бюджет Юргамышского района не поступили, что подтверждается представленными по делу доказательствами. Предоставление жилья за счет денежных средств местного бюджета Юргамышского района законодательством не предусмотрено.
Согласно справке МУ «Финансовый отдел администрации Юргамышского района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в бюджет Юргамышского района средства областного бюджета на обеспечение предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа по договора социального найма специализированных жилых помещений, а так же на исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области по предоставлению жилья указанной категории граждан, а также по выплате денежной компенсации в счет предоставления жилья – не поступали, Остатков указанных средств не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администраций Юргамышского района в Главное Управление образования Курганской области направлены заявки на исполнение судебных решений по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, но на момент рассмотрения данного дела, денежные средства, запланированные в областном бюджете Курганской области в 2014 - 2015 годах для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в бюджет муниципального образования Юргамышского района не поступали.
На момент рассмотрения данного дела, судом установлено, что денежные средства запланированные в областном бюджете Курганской области в 2014 - 2015 годах для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в бюджет муниципального образования Юргамышского района не поступали.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кредиторская задолженность администрации Юргамышского района составляет 2784 997 рублей 63 копейки, в том числе по начислению во внебюджетные фонды в размере 1303563 рубля 99 копеек, потребность в денежных средствах на текущие расходы значительно превышает фактическое финансирование. Денежные средства на лицевом счете администрации Юргамышского района отсутствуют, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 32 Бюджетного кодекса РФ все муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, помимо бюджета муниципального образования для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 БК РФ).
Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора возлагает на администрацию Юргамышского района дополнительные финансовые расходы, которые не предусмотрены Решением Юргамышской районной думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией Юргамышского района принимаются необходимые меры и усилия для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений, но фактически исполнить требования исполнительного документа в столь короткий срок для добровольного исполнения, как предусмотрено ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», не представляется возможным по ряду объективных причин.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В установленный для добровольного исполнения решения суда срок, администрацией Юргамышского района не предоставлено Юзифович Г.С. жилое помещение, по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное в п. Юргамыш Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, поскольку в бюджете Юргамышского района отсутствуют денежные средства, В бюджете не заложены финансовые расходы на приобретение жилого помещения Юзифович Г.С.Вина администрации Юргамышского района в не поступлении финансирования для приобретения жилья отсутствует.
Таким образом, суд считает взыскание исполнительского сбора с истца при отсутствии его вины необоснованным.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Юргамышского района Курганской области к Юргамышскому районному отделу службы судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию Юргамышского района от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного в рамках исполнительного производства № постановлением заместителя начальника Юргамышского районного отдела судебных приставов УФССП по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья: О.Ю. Баязитова