Адм. дело № 12-140/2020 копия
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2020 года г. Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Бендовская Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда Пермского края жалобу Борисова Дмитрия Владимировича на постановление по делу об административном правонарушении №18810059190002415907 от 22.04.2020 командира отдельной роты ДПС ГИБДД Отдела МВД России по Пермскому району Пермского края в отношении Борисова Д.В. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением командира отдельной роты ДПС ГИБДД Отдела МВД России по Пермскому району Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ Борисов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Борисов Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав, что мотоблок не относится к транспортным средствам, не подлежит государственной регистрации и на его управление не требуется специального права, в связи с чем он не является субъектом административного правонарушения.
Борисов Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав представленные в суд материалы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяется судьей в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации установлен Правилами дорожного движения РФ, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения)
Согласно п.1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с п.2.1.1 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).
Частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.
Из оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 10 мин. на 2 км автодороги Пермь-Екатеринбург – Нестюково водитель Борисов Д.В. в нарушение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения управлял мотоблоком «<данные изъяты>» без государственного регистрационного знака, с прицепом, не имея права управления транспортным средством категории А.1.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Борисова Д.В. к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений пункта 2.1.1 Правил дорожного движения и диспозиции части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством); транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
В силу примечания к статье 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В соответствии с техническими характеристиками мотоблока «<данные изъяты>» его максимальная скорость составляет менее 50 километров в час, а именно 11,4 км/ч.Каких-либо доказательств того, что объем двигателя мотоблока, которым управлял заявитель, составляет более 50 кубических сантиметров, материалы дела не содержат.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также Государственная инспекция) или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.
Государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также прицепов к ним осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 2 данного Постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 года.
В соответствии с пунктом 1.4 указанных Правил государственной регистрации, учету в соответствии с данными Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами Гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 796.
Согласно данным Правилам под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт. Право на управление самоходными машинами подтверждается удостоверением тракториста-машиниста (тракториста). Управление самоходной машиной лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего наличие у него права на управление самоходными машинами, запрещается.
Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, доказательств того, что он является самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не имеется, в связи с чем, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, не может быть признан транспортным средством.
С учетом данного обстоятельства вывод должностного лица о том, что Борисов Д.В., управляя мотоблоком, являлся водителем транспортного средства и, соответственно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах постановление командира отдельной роты ДПС ГИБДД Отдела МВД России по Пермскому району Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Борисова Д.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу Борисова Дмитрия Владимировича удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ командира отдельной роты ДПС ГИБДД Отдела МВД России по Пермскому району Пермского края в отношении Борисова Д.В. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья (подпись) Е.В.Бендовская
Копия верна
Судья Е.В.Бендовская
Подлинный документ подшит
в административном деле № 12-140/2020
Пермского районного суда
УИД59RS0008-01-2020-001474-50