66а-635/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                             30 июня 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Солдатовой С.В.,

судей Колпаковой А.В., Капориной Е.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 23OS0000-01-2019-001851-58 по административному исковому заявлению Волосова Василия Васильевича об оспаривании решения Совета Забойского сельского поселения Славянского района Краснодарского края от 31 июля 2019 г. № 4 «О внесении изменений в решение Совета Забойского сельского поселения Славянского района от 28.10.2016 года № 5 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Забойского сельского поселения Славянского района» по апелляционной жалобе представителя административного истца Волосова В.В. – Корниенко Елены Александровны на решение Краснодарского краевого суда от 3 февраля 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

    Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Волосов В.В., являясь получателем дополнительного материального обеспечения как лицо, замещавшее муниципальную должность – должность главы Забойского сельского поселения Славянского района Краснодарского края, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Совета Забойского сельского поселения Славянского района Краснодарского края от 31 июля 2019 г. № 4 «О внесении изменений в решение Совета Забойского сельского поселения Славянского района от 28.10.2016 года № 5 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Забойского сельского поселения Славянского района» (далее – оспариваемое решение).

    В обоснование заявленного требования ссылается на ухудшение его положения внесенными изменениями, поскольку ранее он являлся получателем дополнительного материального обеспечения в размере 100% от суммы страховой пенсии по старости, что составляло 18 924 руб. 96 коп. В силу оспариваемого решения, согласно которому лицам, замещавшим муниципальные должности, размер дополнительного материального обеспечения установлен равным 150 % величины прожиточного минимума пенсионера в Краснодарском крае на соответствующий год, сумма его дополнительного материального обеспечения составила 13 302 руб. Полагает, что оспариваемое решение противоречит положениям о гарантиях пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих; считает, что оспариваемое решение не может применяться к правоотношениям, связанным с его дополнительным материальным обеспечением, в силу недопущения придания обратной силы нормативному правовому акту.

    Решением Краснодарского краевого суда от 3 февраля 2020 г. в удовлетворении административного искового требования отказано.

    Не согласившись с решением суда, представитель административного истца Волосова В.В. – Корниенко Е.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, просит его отменить.

    Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и административным ответчиком Советом Забойского сельского поселения Славянского района представлены письменные возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации представил заключение о законности и обоснованности обжалуемого решения суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами административного дела, участия не принимали, ходатайств об отложении судебного разбирательства – не заявляли.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 7, части 1 и 2 статьи 39).

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, который до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», части 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Аналогичная норма предусмотрена частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Абзацем первым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 33 Устава Забойского сельского поселения Славянского района, принятого решением семнадцатой сессии третьего созыва Совета Забойского сельского поселения Славянского района от 23 марта 2016 г. № 1, главе поселения гарантируется, в том числе пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью в объеме прав муниципального служащего, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, муниципальными правовыми актами.

Руководствуясь приведенными нормами, нормами Устава Забойского сельского поселения Славянского района о видах правовых актов сельского поселения, порядках их принятия и вступления в силу, судебная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления и в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

Решением Совета Забойского сельского поселения Славянского района Краснодарского края от 28 октября 2016 г. № 5 утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Забойского сельского поселения (далее – Положение).

Как усматривается из материалов дела, Волосов В.В. является получателем дополнительного материального обеспечения в порядке, предусмотренном названным Положением, как лицо, замещавшее муниципальную должность.

Согласно пункту 2.1. названного Положения пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», к пенсии по инвалидности, назначаемой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», либо к страховой пенсии по старости, назначенной на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Разделом 3 названного Положения регламентированы вопросы определения размера пенсии за выслугу лет.

Пунктом 3.1. Положения предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, размер пенсии за выслугу лет устанавливается в процентах к начисленным страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо страховой пенсии по старости, назначенной на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в следующем порядке:

а) лицам, замещавшим муниципальные должности, при исполнении полномочий по замещаемой должности от 1 до 4 лет – 55 процентов, а при исполнении этих же полномочий более 4 лет или при наличии стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году, согласно приложению к Федеральному закону № 166-ФЗ – 100 процентов (согласно пункту 2.5 названного Положения – Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);

б) лицам, замещавшим должности муниципальной службы - 60 процентов при наличии стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году, согласно приложению к Федеральному закону № 166-ФЗ и увеличивается на 3 процента за каждый полный год сверх установленного стажа, но не более 80 процентов.

Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что стаж муниципальной службы определяется в соответствии с Законом Краснодарского края от 27 сентября 2007 г. № 1324-КЗ «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Краснодарском крае» и утверждается постановлением главы муниципального образования.

Оспариваемым решением Совета Забойского сельского поселения Славянского района Краснодарского края от 31 июля 2019 г. № 4 в названное Положение внесены изменения.

Пункт 2.1 после слов «№ 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен словами: «,но не более 150 процентов величины прожиточного минимума пенсионера в Краснодарском крае».

Пункт 3.1 раздела 3 дополнен абзацем следующего содержания:

«Лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, сумма дополнительного материального обеспечения которых при расчете превышает 150 процентов величины прожиточного минимума пенсионера в Краснодарском крае, размер дополнительного материального обеспечения устанавливается равным 150 процентам величины прожиточного минимума пенсионера в Краснодарском крае на соответствующий год».

Согласно пункту 3 оспариваемого решения, оно вступает в силу на следующий день после его официального обнародования.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что содержание оспариваемого решения Совета Забойского сельского поселения Славянского района Краснодарского края соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия, основываясь, в том числе на приведенном выше правовом регулировании соответствующих правоотношений, соглашается с позицией суда первой инстанции, как соответствующей материалам дела и основанной на законе.

Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

На федеральном уровне в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в отличие от муниципальных служащих (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопрос о доплатах по выслуге лет к трудовой (страховой) пенсии названной категории лиц.

Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, установлен Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно абзацу первому части 5.1 статьи 40 которого, как было указано выше, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 22 Закона Краснодарского края от 8 июня 2007 г. № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» регламентировано, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами Краснодарского края.

Условия предоставления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Краснодарского края регламентированы статьей 2 Закона Краснодарского края от 3 декабря 2013 г. № 2840-КЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Краснодарского края».

Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства и указанных норм законов Краснодарского края следует прийти к выводу, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.

Следовательно, органы местного самоуправления, обладая в системе действующего правового регулирования полномочиями по установлению порядка и условий предоставления такой дополнительной гарантии, вправе изменять размер пенсии по выслуге лет, назначаемой лицам, замещающим муниципальные должности, за счет собственных средств с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

Таким образом, оспариваемое решение, изменившее размер дополнительного материального обеспечения, федеральному законодательству, законодательству Краснодарского края не противоречит и прав соответствующей категории граждан на социальное обеспечение, в том числе их конституционное право на получение пенсии, не нарушает.

Кроме того, из анализа оспариваемого решения и положений Закона Краснодарского края от 8 июня 2007 г. № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» (статья 22), Закона Краснодарского края от 3 декабря 2013 г. № 2840-КЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Краснодарского края» (статьи 2,3,7) следует, что внесенными изменениями не затрагиваются подход (в процентом отношении к начисленным страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности), критерии исчисления размера дополнительного материального обеспечения (продолжительность исполнения полномочий по замещаемой должности, стаж), закрепленные ранее в правовом акте органа местного самоуправления, являющиеся аналогичными регламентированным в региональном законодательстве.

Правильность применения во времени оспариваемого решения не является предметом судебной оценки при разрешении настоящего административного дела в порядке абстрактного нормоконтроля.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

66а-635/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Волосов Василий Васильевич
Ответчики
Администрация Забойского сельского поселения Славянского района Краснодарского края
Другие
Корниненко Е.А.
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Солдатова Светлана Вячеславовна (Филатова)
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
07.05.2020Передача дела судье
09.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2020Передано в экспедицию
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее