Дело № 2-381/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 мая 2014 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., прокурора Шлегель А.Н., представителя ответчика Шакирова Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Губахинское автотранспортное предприятие» о возложении обязанностей обеспечить проведение специальной оценки условий труда и введении должности специалиста по охране труда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Губахинское автотранспортное предприятие» (далее – МУП «Губахинское АТП») о возложении на Муниципальное унитарное предприятие «Губахинское автотранспортное предприятие» в срок до 31.12.2014 обеспечить проведение специальной оценки условий труда 46 рабочих мест, из которых водитель автобуса – 12, кондуктор – 11, тракторист – 3, водитель грузового автомобиля – 2, оператор манипулятора – 2, машинист грейдера – 2, водитель грузового автомобиля – 7, машинист погрузчика – 4, экономист – 1, заместитель директора – 1, инженер ОПиУ – 1, с учетом требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013, приказа Минтруда Росси от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» и возложении на муниципальное унитарное предприятие «Губахинское автотранспортное предприятие» обязанности ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Свои требования мотивировал тем, что МУП «Губахинское автотранспортное предприятие» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.06.2002 для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получении прибыли, по перевозке пассажиров автобусами, грузовыми автомобилями и др. Согласно штатному расписанию с 01.02.2014 численность рабочих мест составляет 160,5 единиц: 18,5 единиц - ИТР, 142 единицы – рабочие. В связи с сокращением штата рабочих мест осталось 98. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась поэтапно (2007 – 2013 гг): 25 рабочих мест (авторемонтные мастерские, рабочие главного механика) - в 2007 году, 15 рабочих мест – в 2010 году, 11 рабочих мест – в период с 2011 – 2012 гг., 11 рабочих мест – в апреле 2013 года. Таким образом, из 98 рабочих мест аттестовано 48, т.е. практически половина рабочих мест не прошло государственную экспертизу условий труда. Численность работников МУП «Губахинское автотранспортное предприятие» превышает 100 человек.
В судебном заседании прокурор Шлегель А.Н. на иске настаивала.
В судебном заседании представитель МУП «Губахинское АТП» Шакиров Р.Д. с иском согласен.
Исследовав представленные доказательства, заслушав мнение участников судебного разбирательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствии с абзацем 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
Работодатель обязан обеспечить, нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 163 ТК РФ).
В соответствие с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствие с подпунктом 1 пункта 2 статьи 4 Федерального закона РФ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
В соответствие с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 217 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой г. Губахи была проведена проверка соблюдения трудового законодательства МУП «Губахинское автотранспортное предприятие», численность штата которого превышает 50 человек. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства об охране труда, а именно: специальная оценка условий труда проведена не в полном объеме, в штат предприятия не введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.
Указанные обстоятельства подтверждены объяснениями сторон, письменными доказательствами.
В информации и.о. директора МУП «Губахинское автотранспортное предприятие» Макарова А.В. в прокуратуру г. Губахи от 10.04.2014 указано, что на 18.02.2014 в штате предприятия существует 94 рабочих места, не проведена специальная оценка условий труда 46 рабочих мест: водитель автобуса – 12, кондуктор – 11, тракторист – 3, водитель грузового автомобиля – 2, оператор манипулятора – 2, машинист грейдера – 2, водитель грузового автомобиля – 7, машинист погрузчика – 4, экономист – 1, заместитель директора – 1, инженер ОПиУ – 1.
В информации Министерства промышлености, инноваций и науки Пермского края от 05.12.2010 указано о государственной экспертизе материалов аттестации 11 рабочих мест по условиям труда МУП «Губахинское автотранспортное предприятие».
В информации Министерства промышлености, инноваций и науки Пермского края от 19.12.2012 указано о государственной экспертизе материалов аттестации 11 рабочих мест по условиям труда МУП «Губахинское автотранспортное предприятие».
В информации Министерства промышлености, предпринимательства и торговли Пермского края от 15.07.2013 указано о государственной экспертизе материалов аттестации 22 рабочих мест по условиям труда МУП «Губахинское автотранспортное предприятие».
В информации Министерства социального развития Пермского края от 20.07.2009 указано о государственной экспертизе материалов аттестации 5 рабочих мест по условиям труда МУП «Губахинское автотранспортное предприятие».
Согласно штатным расписаниям МУП «Губахинское автотранспортное предприятие» от 24.01.2014 и от 21.01.2014 на 01.02.2014 штат ИТР предприятия составляет 18, 5 единиц, рабочих мест – 142.
В представлении прокуратуры г. Губахи об устранении МУП «Губахинское автотранспортное предприятие» нарушений трудового законодательства перечислены выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе нарушения законодательства по охране труда, дан срок для их устранения.
В свидетельстве Федеральной налоговой службы указано, что в Единый государственный реестр юридических лиц 19.04.2013 внесены сведения о юридическом лице - МУП «Губахинское автотранспортное предприятие».
В свидетельстве Министерства Российской Федерации по налогам и сборам указано, что в МУП «Губахинское автотранспортное предприятие» поставлено на учет 29.06.1994.
В Уставе МУП «Губахинское автотранспортное предприятие» указано, что предприятие обязано обеспечивать своим работникам безопасные условия труда, обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников (п. 4.7).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Факт не проведения специальной оценки условий труда 46 рабочих мест и отсутствия в штате предприятия должности специалиста по охране труда представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.
При таких обстоятельства, исходя из доказанности факта нарушения законодательства по охране труда, требование о проведении специальной оценки условия труда 46 рабочих мест и введении должности специалиста по охране труда в штат предприятия подлежат удовлетворению, поскольку невыполнение требований закона по проведению специальной оценки условий труда влечет нарушение прав работников на безопасные условия труда, предоставление гарантий и компенсаций, связанных с исполнением обязанностей в условиях, не отвечающих нормативам.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Губахинское автотранспортное предприятие» удовлетворить полностью.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Губахинское автотранспортное предприятие» обязанность в срок до 31.12.2014 обеспечить проведение специальной оценки условий труда 46 рабочих мест, из которых водитель автобуса – 12, кондуктор – 11, тракторист – 3, водитель грузового автомобиля – 2, оператор манипулятора – 2, машинист грейдера – 2, водитель грузового автомобиля – 7, машинист погрузчика – 4, экономист – 1, заместитель директора – 1, инженер ОПиУ – 1, с учетом требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013, приказа Минтруда Росси от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Губахинское автотранспортное предприятие» ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08 мая 2014 года.
Председательствующий: