Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-995/2023 ~ М-356/2023 от 31.01.2023

Дело № 2-995/2023

73RS0001-01-2023-000401-40

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2023 года                                                                                             город Ульяновск

      Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

председательствующего судьи Денисовой М.А.,

при секретаре Платовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Емельянову ФИО8, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы,

У С Т А Н О В И Л :

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Емельянову В.А., Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы.

В обоснование исковых требований указано, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения федерального законодательства в области охраны окружающей среду, выразившиеся в использовании земельного участка Емельяновым В.А. с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Согласно материалам, полученным из Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области на земельном с кадастровым номером в Ульяновской области, <адрес>, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Ульяновская область. Арендатором данного земельного участка является Емельянов В.А., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П «О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области» Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области.

Согласно п. 2.5 Постановления правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П «О Министерстве имущественных отношений архитектуры Ульяновской области» предусмотрено осуществление Министерством проверки использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области.

Обследуемый контур земельного участка имеет координаты N .

В нарушение ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Емельянов В.А. размещает твердые коммунальные отходы на земельном участке, не являющимся объектом для размещения отходов, тем самым создает угрозу загрязнения компонентов природной среды.

Поскольку Емельянов В.А. и Министерство не выполняют обязанности, возложенные на них действующим законодательством, такая обязанность подлежит возложению на ответчиков в судебном порядке.

Просит обязать Емельянова В.А. и Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ликвидировать несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы, расположенные на земельном участке с кадастровым , расположенные в Ульяновской области, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Представитель истца помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Саппарова Р.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Борисова А.О. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Емельяновым В.А. заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, участок в границах СПК «<адрес> вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Согласно приложению к договору аренды по передаточному акту Емельянову В.А. передан в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности Ульяновской области площадью 78059 кв.м. На основании п. 4.3.2 договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора, его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде. Таким образом, на арендатора в лице Емельянова В.А. возложена обязанность по содержанию предоставленного земельного участка с соблюдением при использовании его требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Обязанность по ликвидации несанкционированно размещенных твердых коммунальных отходов не относится к вопросам распоряжения земельными участками, истцом не представлены доказательства причинения Министерством вреда земельному участку, следовательно, Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Просила в удовлетворении исковых требований к Министерству отказать.

Ответчик Емельянов В.А.. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Скобеев А.М. в судебном заседании исковые требования считал законными и обоснованными, пояснив, что в ходе проведенной выездной проверки выявлен земельный участок с признаками нарушений требований земельного законодательства РФ, земельный участок используется по назначению, однако выявлен факт несанкционированного размещения на части земельного участка площадью 6 кв.м твердых коммунальных отходов – пластик, стеклотара, целлофан, поролон, пластиковые бутылки. Отобранные почвенные пробы были направлены для исследования, которое не показало превышения предельно-допустимых концентраций.

Представители третьих лиц Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные третьи лица извещались надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ст. 196 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

На основании ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию (ч.5 ст. 13 ЗК РФ).

В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями ч.7 ст.12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес>, участок в границах СПК «<адрес>» находится в собственности Ульяновской области, что подтверждается материалами дела.

На основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Емельяновым В.А., последнему передан в аренду земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, участок в границах СПК «<адрес> вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Договор заключен на срок 10 лет, определяемый с момента его подписания сторонами до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1 договора).

Факт передачи земельного участка Емельянову В.А. подтвержден передаточным актом земельного участка, являющимся приложением к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению выездного обследования объектов земельных отношений без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области произведено выездное обследование земельного участка, находящегося в аренде у ответчика Емельянова В.А. Устанволено, что земельный участок используется для сельскохозяйственного производства. Земельный участок вспахан, обработан, на земельном участке отсутствует древесно-кустарниковая растительность и сорные растения. При визуальном осмотре установлено, что на земельном участке проводятся мероприятия по защите земель от зарастания многолетними сорными растениями и деревьями. Признаком неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства или использования с нарушением законодательства РФ, не обнаружено. Также выявлен факт несанкционированного размещения (складирования) на части земельного участка площадью 6 кв.м твердых коммунальных отходов – пластик, стеклотара, целлофан, поролон, пластиковые бутылки. На момент проведения выездного обследования осуществление складирования на земельном участке ТКО юридическими (физическими) лицами не зафиксировано. Проведен отбор почвенных образцов на химико-токсикологические показатели.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ эксперта Самарской испытательной лаборатории ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных» в отобранных ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездного обследования почвенных образцах с земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> га превышения предельно-допустимых концентраций не выявлено ни по одному показателю.

Факт несанкционированного размещения (складирования) на части земельного участка твердых коммунальных отходов также подтвержден представленной в материалы дела фототаблицей.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пп.2 п.2 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Исходя из ст 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В ст.6 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П «О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области» Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области.

Согласно п. 2.5 Постановления правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П «О Министерстве имущественных отношений архитектуры Ульяновской области» предусмотрено осуществление Министерством проверки использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Емельяновым В.А. заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок в границах СПК <адрес>», вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

На основании п. 4.3.2 договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора, его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.

Согласно приложению к договору аренды по передаточному акту Емельянову В.А. передан в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности Ульяновской области площадью 78059 кв.м.

Проанализировав изложенные нормы права, доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что ответчиком Емельяновым В.А. не предпринимаются меры к устранению выявленных истцом нарушений. Ко времени рассмотрения настоящего дела, выявленные нарушения не устранены.

В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует отказать ввиду того, что Министерство не является землепользователем, не является хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию земель сельскохозяйственного назначения, поскольку наделен лишь полномочиями властно- распорядительного характера, являясь уполномоченным собственником земельного участка, и не обязан содержать его как собственник, получивший земельный участок в установленном порядке. Следовательно, требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

Таким образом, исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора подлежат частичному удовлетворению, на Емельянова В.А. следует возложить обязанность ликвидировать несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Ульяновская область, <адрес>, в обследуемом контуре земельного участка с координатами N , общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать Емельянова ФИО9 ликвидировать несанкционированно размещенные твердые коммунальные отходы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Ульяновская область, <адрес>, в координатах общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Ульяновскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                            М.А. Денисова

Мотивированное решение составлено 28.03.2023.

2-995/2023 ~ М-356/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в защиту инт. РФ и неопределенного круга лиц
Ответчики
Емельянов В.А.
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области
Межрегиональное управление Росприродназора по Самарской области
Управление россельхознадзора по Чувашской республике и Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Денисова М. А.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
31.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Подготовка дела (собеседование)
20.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее