к делу №2-230/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» августа 2018 года а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи А.Н. Воитлева,
при секретаре судебного заседания М.Г. Дауровой,
с участием: представителя истицы по доверенности Вирского С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дудник Л.В. к отделу опеки и попечительства Управления образования МО «<адрес>» об отмене решения № от 28.08.2017 г., включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также обязании администрации МО «<адрес>» предоставить благоустроенное жилье согласно социальным нормам,
У С Т А Н О В И Л:
Дудник Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к отделу опеки и попечительства Управления образования МО «<адрес>», в котором просила решение Управления образования администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, включить истицу в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также обязать администрацию МО «<адрес>» предоставить благоустроенное жилье согласно социальным нормам для истицы и ее детей в <адрес> Республики Адыгея.
Свои требования истица мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации <адрес> с заявлением о выдаче заключения о необходимости включения ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ истица получила письмо Управления образования № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ей было отказано в выдаче указанного заключения по причине достижения ею 26 лет. Подать ранее документы не предоставлялось возможным по причине того, что она является матерью шестерых несовершеннолетних детей: Морозова В.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Морозовой В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Морозова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дудник Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дудник С.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Дудник С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. У истицы не было ни времени, ни средств для осуществления указанных действий.
Истица Дудник Л.В., надлежаще извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась. Ее интересы по доверенности представляет Вирский С.В..
Представитель по доверенности Вирский С.В. в судебном заседании отказался от исковых требований в части обязания администрации МО «<адрес>» предоставить благоустроенное жилье согласно социальным нормам для истицы и ее детей в <адрес> Республики Адыгея. Остальные исковые требования поддержал и просил их полностью удовлетворить.
Представитель ответчика отдела опеки и попечительства Управления образования МО «<адрес>» главный специалист Управления образования Напсов Р.А., надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, однако направил суду заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, а также вынести решение на усмотрение суда.
Суд, изучив исковое заявление, исследовав представленные истцом письменные доказательства в их совокупности, а также заявление ответчика, дав им надлежащую оценку, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что истица Дудник Л.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается копией решения Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Морозова Л.В. (мать истицы) лишена родительских прав в отношении нее, в том числе (л.д. л.д. 7-9). Также согласно копии свидетельства (повторное) о смерти I-АЗ №, ДД.ММ.ГГГГ умер отец истицы Морозов В.Л. (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации <адрес> с заявлением о выдаче заключения о необходимости включения ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 6).
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ истица получила письмо Управления образования № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ей было отказано в выдаче указанного заключения по причине достижения ею 26 лет (л.д. 5).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Управление образования с заявлением о выдаче заключения о необходимости включения ее в вышеуказанный список ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент подачи заявления ее возраст составлял 26 лет. Данное обстоятельство указывает на то, что истицей пропущен срок, указанный в п. 9 ст. 8 ФЗ отДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Истица приводит такие доводы, что подать ранее документы для нее не предоставлялось возможным по причине того, что она является матерью шестерых несовершеннолетних детей: Морозова В.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Морозовой В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Морозова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дудник Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дудник С.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Дудник С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. л.д. 11-16).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 7 ст. 2 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», территориальный орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней с момента вынесения заключения направляет его и заявление с приложенными документами, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения, также акт, указанный в части 6 настоящей статьи, в уполномоченный орган, который формирует список.
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Закона, уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения и иных документов, указанных в части 7 настоящей статьи, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает одно из следующих решений:
1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;
2) об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.
В соответствии с ч. 12 ст. 2 Закона, указанное в части 8 настоящей статьи решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список, а также акт территориального органа опеки и попечительства об установлении факта возможности (невозможности) проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд.
Территориальный орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет контроль за своевременным представлением законными представителями заявлений о включении указанных детей в список.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный срок заявлений о включении указанных детей в список территориальный орган опеки и попечительства обязан в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных детей в список.
В случае возникновения новых оснований для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым ранее было отказано во включении в список, законные представители указанных детей обязаны, а дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе повторно обратиться в территориальный орган опеки и попечительства по месту жительства указанных лиц с заявлением об их включении в список.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона N159-ФЗ). Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Учитывая все обстоятельства дела, судом усматриваются упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников в качестве уважительного основания для восстановления права детей-сирот, лиц из их числа на жилищное обеспечение.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Кроме того, в связи с рождением детей, истца находилась и до настоящего времени находится в отпуске по уходу за детьми.
Учитывая изложенное, суд, руководствуясь Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приходит к выводу о том, что причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении истицы в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являются уважительными.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные Дудник Л.В. исковые требования к отделу опеки и попечительства Управления образования МО «<адрес>» об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дудник Л.В. к отделу опеки и попечительства Управления образования МО «<адрес>» об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями удовлетворить.
Решение Управления образования администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче заключения о необходимости включения отменить Дудник Л.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отменить.
Включить Дудник Л.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.Н. Воитлев