Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-431/2013 ~ М433/2013 от 06.06.2013

Дело № 2-431/2013 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Инсар 22 июля 2013 г.

Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Андронова С.В.,

с участием истицы ФИО2,

представителя истца – помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия Гулина Д.П.,

ответчика - представителя администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия ФИО7,

при секретаре Сульдинской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Инсарского района Республики Мордовия обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указывая, что прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проведена проверка по обращению ФИО2 о защите нарушенных прав. В ходе проверки было установлено, что ФИО2 постановлением администрации Инсарского муниципального района №1201 от 26.12.2012 г. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо из числа детей сирот.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Закона).

Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Республики Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее по тексту – Закон РМ №24-З).

Пунктом 1 статьи 2 закона РМ № 24-З исполнение государственного полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда (далее – специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере образования. Норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров.

Законом Республики Мордовия № 32-З от 23.04.2013 г. «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон РМ №32-З) государственное полномочие Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, лицам из их числа на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения передано органам местного самоуправления – администрациям муниципальных районов республики и городского округа Саранск (пункт 3 статьи 2 Закона РМ №32-З).

Пунктом 1 статьи 6 закона РМ №32-З предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Однако приведенные положения федерального законодательства уполномоченными органами не исполняются.

Так, родители ФИО2 – отец ФИО4 решением Кадошкинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ и мать ФИО5 решением Инсарского районного суда РМ от ДД.ММ.ГГГГ – лишены родительских прав.

Жилой площади ФИО2 не имеет.

Отсюда следует, что обеспечение ФИО2 благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться Администрацией Инсарского муниципального района за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия.

ФИО2 имеет право на однократное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства специализированной жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации)

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Аналогичные полномочия прокурора закреплены в ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Просит обязать администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, общей площадью не менее 33 кв.м.

В судебном заседании истица ФИО2 и представитель истца помощник прокурора Инсарского района Республики Мордовия Гулин Д.П. данное исковое заявление поддержали по указанным выше основаниям, просили удовлетворить его в полном объеме, поскольку право истца получить жилое помещение общей площадью 33 кв.м. в специализированном жилом фонде предусмотрено законодательством.

Ответчик - представитель администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия ФИО7 с исковыми требованиями прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда согласна, суду объяснила, что сложность в предоставлении указанного жилья заключается в длительности процедуры, т.к. предоставление денежных средств из федерального бюджета задерживается, затем необходимо внести изменение в бюджет района и найти подходящее жилье, которое не всегда имеется в районе.

Суд, заслушав участников процесса, изучив представленные письменные материалы, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Родители истицы ФИО2 – отец ФИО4 решением Кадошкинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ и мать ФИО5 решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ – лишены родительских прав(л.д.12-15).

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения указанным лицам предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Предусмотренные указанным Федеральным законом №159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Закона).

Отношения, связанные с обеспечением указанных категорий детей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Республики Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Пунктом 1 статьи 2 закона Республики Мордовия № 24-З исполнение государственного полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда (далее – специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере образования. Норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров.

Законом Республики Мордовия № 32-З от 23.04.20123 г. «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон РМ №32-З) государственное полномочие Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, лицам из их числа на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения передано органам местного самоуправления – администрациям муниципальных районов республики и городского округа Саранск (пункт 3 статьи 2 Закона РМ №32-З).

Пунктом 1 статьи 6 закона Республики Мордовия №32-З предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.

В соответствии с Постановлением администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 26.12.2012г. №1201 ФИО2 принята на учет как относящуюся к категории детей, оставшися без попечения родителей на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий(л.д.10).

Таким образом, истица ФИО2 должна быть обеспечена администрацией Инсарского муниципального района благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов гражданина- обеспечения его права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение - удовлетворить.

Обязать Администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по месту жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вынесения решения через Инсарский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: С.В. Андронов

1версия для печати

2-431/2013 ~ М433/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юдкина Светлана Сергеевна
Прокуратура Инсарского района
Ответчики
Администрация Инсарского муниципального района
Суд
Инсарский районный суд Республики Мордовия
Судья
Андронов Сергей Васильевич
Дело на странице суда
insarsky--mor.sudrf.ru
06.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2013Передача материалов судье
10.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2013Судебное заседание
23.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2013Дело оформлено
10.10.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее